Анализ опытнического дела на учебно-опытном участке школы.
статья по биологии на тему

В школе ведется плодотворная опытническая работа на УОУ и в объединении ученическая производственная бригада. В статье представлены работы детей за прошедший период по различным направлениям: растениеводство, лесоводство, животноводство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_opytnicheskogo_dela_v_upb.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ опытнического дела за период  2012 – 2016 года

Авторы:  Фурманова Ю.В , ученица 11 класса,  учитель биологии Сотникова Э.С.

В своем выступлении я расскажу об  опытнической работе, проводимой нашими ребятами совместно с наставниками базового хозяйства и учеными различных селекционных станций Юга России.  В нашей ученической бригаде было проведено немало опытов по испытанию и внедрению новых сортов и гибридов с/х культур.  Ведь новый сорт за счет повышения урожайности дает  огромную экономию труда и средств. Но для того, чтобы заниматься сортоиспытанием мы должны познать азы опытнического дела.  Начиная с первого класса, ученики уже заняты посильным трудом на делянках УОУ и начинают проводить первые  наблюдения за растениями. Чтобы эта работа была увлекательной и вызывала интерес были созданы опытнические разновозрастные звенья. В течение учебного года у нас проходят занятия, где старшие из звена помогают младшим проводить фенологические наблюдения, делать первые выводы по полученным результатам. Я, например, в прошлом году работал совместно с ребятами второго класса.  К этим занятиям готовился с учителем биологии, обращался за помощью в подготовке к агроному 6 бригады СХПК «Россия» Кравчуку А.И.  Мне впервые было поручено провести поздней осенью знакомство  с озимыми посевами. Я рассказывал о сроках посева, глубине заделки семян, о кущение. А по весне  эти занятия были продолжены. Мы с второклашками наблюдали выход в трубку, отмечали дату наступления зрелости пшениц разных сортов, высеянных на коллекционном отделе УОУ. А моя одноклассница Кравцова Настя  весной в связи с трудностью распознавания всходов овощных культур провела с ребятами начальных классов следующие наблюдения: ребята  высевали в 1 рядок семена моркови, а во второй рядок семена моркови и салата. Всходы салата являлись маячной культурой. И давали  раньше рассмотреть всходы моркови и не путать её с сорняками.

В опытнической работе каждый  из нас находит свое место,  своё дело, которое вызывает  наибольший интерес. И мы с увлечением  тратим на него свое свободное время.

Для старшеклассников, членов УПБ,  очень важна  актуальность выбранного исследования. Поэтому мы сотрудничаем с Всеросским научно-исследовательским институтом масличных культур им. В.С. Пустовойта,  с Северокубанской  сельскохозяйственной опытной станцией Краснодарского НИИСХ им. П.П. Лукьяненко. Мы знакомы, встречались и вели беседу с представителями агрокомпаний  «Сингента» и  «Пионер»

Приведу примеры:

Опытническая работа звена полеводов.

Звеньевая: Сушкова Л.С.

Консультант: Асеев М.В., агроном СХПК «Россия»

Руководитель: Багринцев А.В., учитель технологии и с/х труда.

Тема: «Сортовые технологии – залог высокой урожайности зерновых культур» 

Цель: сортоиспытание новых сортов пшеницы двух сортоиспытательных станций юга России Краснодарской и Зерноградской.

Задачи:         

1. Изучение и обобщение опыта о технологиях возделывания сортов озимой пшеницы.

2. Проведение мониторинга фитосанитарного состояния поля.

3. Проведение биометрических измерений при анализе хорошо высушенного снопа.

А) кол-во стеблей

Б) кол-во колосьев

В) средняя длина колоса

Г) общая масса зерна в снопе

Д) масса 1000 зерен

4.Проведение фенологических наблюдений от посева , глубины заделки семян,  всходов до восковой спелости (фазы развития растения)

5. Проведение метеонаблюдений (с помощью агрохимической лаборатории колхоза «Россия»)

6. Анализ содержания клейковины и других веществ в зерне с помощью инфракрасного анализатора

Зерновые культуры в Ставропольском крае занимают около 50% пашни. На их долю  приходится каждая десятая тонна зерна, произведенная в РФ. Особое место в зерновом  хозяйстве колхоза «Россия» принадлежит озимой пшенице – главной продовольственной культуре. Звено опытников проводили осенние и весенние  обследования посевов по следующим показателям: густота посевов, коэффициент кущения, количество колосков в колосе, длина колоса, количество зерен в колосе, масса 100 зерен (в г.). Учащиеся научились определять фазы развития растений злаковых. Собрали гербарный материал.

Выводы: был выявлен лучший сорт по урожайности. Им оказался сорт  «Таня» Северокубанской  сельскохозяйственной опытной станции Краснодарского НИИСХ им. П.П. Лукьяненко. Также изучили химический состав зерна. И выяснили, что клейковина составляет 27-30%   Значит лучшая мука будет именно из этого зерна.

Опытническая работа звена полеводов.

Звеньевая: Михайлова Е.В.

Консультант: Иванов А.А., агроном СХПК «Россия»

Руководитель: Сотникова Э.С., учитель биологии

Тема: «Защита  урожая бобовых от вредителей»

Цель: Выявить степень активности  жизнедеятельности  вредителей и возможности применения экологически безопасных и наиболее эффективных методов борьбы с вредителем бобовых культур Гороховая зерновка  –  Bruchus pisorum L. (отр. Жесткокрылые, сем. зерновки – Bruchidae).

Задачи:

1. Изучение степени активности жизнедеятельности Гороховая зерновка – Bruchus pisorum L. (отр. Жесткокрылые, сем. зерновки – Bruchidae)( учет по метровым площадкам в трехкратной повторности по каждому варианту через каждые 100 метров от лесной полосы)

2. Проведение исследований на производственных полях посевов бобовых культур(гороха) с лесными полосами, в насаждениях которых имеются бобовые породы

3. Изучение видового состава  и плотности заселения лесных полос и плотности заселения бобовых культур

4. Изучение зависимости степени поражения растений гороха от сроков сева

Актуальность проблемы увеличения объема производства растительного белка: увеличение объемов производства растительного белка, которого недостает в питании человека и в рационах кормления животных  до 25-30%, является одной из основных проблем в мире. Дефицит растительного белка может быть восполнен либо за счёт производства высокобелковых культур, либо их импорта. Считаем первый путь более эффективным и важным в сложившейся социально-экономической ситуации страны. Защита бобовых культур  помогает увеличить объемы производства растительного белка.

Новизна: в настоящее  время урожайность гороха в Ставропольском  крае составляет 15 – 17 ц/га, сои –  18 – 20 ц/га. Однако, по данным сортоиспытательных участков края урожайность этих культур, особенно в отдельные, более удачные по погодным условиям годы, нередко достигает 35 – 40 и 27 – 30 ц/га соответственно. При этом следует учитывать, что сорта гороха достигают  22 – 24%  содержания  растительного белка в зерне, а в сое – 48-50%. Кроме того, большой потенциал в практическом решении белковой проблемы таится в сохранении существующих производственных условиях и дикой флоре, интродукции и размножении редких и малораспространенных бобовых культур. Для каждой из этих культур необходима специфическая как видовая, так и сортовая технологии возделывания с учетом почвенно-климатической зоны .

Место, условия, материалы и методы исследований

1. Место проведения исследований – производственные площади посева, возделывания и уборки бобовых культур УПБ (бр. №4 СХПК «Россия»)

2. Специальных условий с целью улучшения мест опытной работы или методических требований не проводили.

3. Отбор снопов гороха на выделенных делянках, их сушка, нумерации проведены по соответствующим журналам.

4. Обмолот семян гороха проведен вручную. Анализ и учет количества пораженных семян по каждому снопу так же проведены вручную. Для этого из общей массы семян каждого снопа выделяли 4 образца по 100 штук,

5. Вели подсчет пораженных семян брухусом.  

6. Определены степени поражения семян после выхода насекомых из зерна гороха. К числу пораженных относили зерна, имеющие от одного и более мест поражений брухусом.

7. Делянки подбора снопов гороха отмечали в период  предшествующий началу цветений растений культуры. В последующем никаких изменений мест расположения учетных делянок на поле не проводили.

8.  Потерь зерна при отборе снопов  гороха отмечено не было. Отобранные снопы увозили в укрытие для их сушки в тот же день.

 Исследования звена:

1. Изучение степень активности жизнедеятельности Гороховая зерновка – Bruchus pisorum L. (отр. Жесткокрылые, сем. зерновки – Bruchidae)( учет по метровым площадкам в трехкратной повторности по каждому варианту через каждые 100 метров от лесной полосы)

2. Проведение исследований на производственных полях посевов бобовых культур(гороха) с лесными полосами, в насаждениях которых имеются бобовые породы

3.  Изучение видового состава  и плотности заселения лесных полос вредителями бобовых  культур.

4. Изучение зависимости степени поражения растений гороха от сроков сева (изучение 9 вариантов сроков севы)

Выводы:

Известно, что горох высеивают в момент начала цветения тёрна. В последующем  всходы дают растения со  своими  видовыми и сортовыми  признаками  и свойствами.

Вскоре наступает период накопления суммы положительных суточных температур, когда в междоузлиях растений гороха начинают формироваться зачатки бобов. К этому моменту, как правило,  насекомые-вредители гороха – брухус  проникают на мелкую зачаточную завязь бобов и откладывают в них свои мельчайшие личинки и после этого погибают. Процесс закладки личинок в мелкую завязь гороха длится 10-12 дней. После этого насекомые пропадают, а бобы остаются поражёнными.

 Однако, если горох посеять на 10-12 или 15 дней позже обычного общепринятого срока, то на растениях к моменту массового вылета насекомых брухуса зачаточные бобы ещё не образуются. Поэтому зерно на них остаётся непоражённым. Такой же эффект проявляется на фасоли и других поражаемых брухусом растительных видов.

 Конечно всякая задержка срока посева, особенно при сухой погоде и   недостаточном атмосферном увлажнении, может привести к определённому, хотя и незначительному, снижению урожая зерна.

 Но Новоалександровский район находится в зоне достаточного увлажнения, поэтому задержка с посевом семян гороха существенного значения практически не имеет. Важную роль играет хорошая технологическая подготовка почвы, которая должна быть оптимально увлажнённой, взрыхлённой и выровненной.

 При этом нами установлено, что массовая миграция и расселение брухуса происходит по восточно-западному направлению ветра – основному по интенсивности и продолжительности в нашем крае.

Вместе с тем установлена разница в расселении вредителя в зависимости от направлений действия ветров. Наиболее продолжительным по направлению и интенсивности действия является восточно-западное направление.

 Мы считаем, что основной причиной этому является более интенсивное и продолжительное действие восточных ветров, что обычно бывает связано с жаркой и сухой погодой. При таких условиях миграция насекомых значительно облегчается и усиливается.

Западно-восточное направление ветров обычно бывает значительно реже и оно нередко связано с повышением влажности воздуха, чаще производящих к выпадению кратковременных интенсивных осадков. В таких условиях увлажнённость воздуха, понижение температуры воздуха приводит к усложнению полётов и снижению интенсивности миграции насекомых.

Опытническая работа звена экологов.

Звеньевая: Мухина Е.Н.

Консультант: Шаповалова Н.А., лаборант агрохимической лаборатории СХПК «Россия»

Руководитель: Кузнецов В.А., учитель биологии

Тема: «Влияние фунгицидов на микробиологическую активность почвы. Экологическая опасность и риски применения химических средств защиты»

Цель:  Определить особенности влияния доз химических веществ, входящих в состав  фунгицидов, на микрофлору почвы.      

 Задачи:

1. Определить роль воды для развития целлюлозоразрушающей активности (ЦРА) почвы.
2. Оценить влияние выбранных фунгицидов и воды на ЦРА почвы.
3. Оценить влияние доз выбранных фунгицидов и воды  на ЦРА.
4. Изучить влияние изучаемых веществ на динамику развития ЦРА микроорганизмов в почве.
5. Определить влияние изучаемых веществ на микробиологическую не целлюл

озоразрушающую активность почвы.

Актуальность: быстрые изменение природной среды в результате антропогенного воздействия ведут к нарушению структуры и функционированию природы. Необходимо незамедлительное научное решение этого вопроса.

Экспериментальная часть работы была проведена таким образом, чтобы можно было выбрать одну из следующих альтернатив:
– под влиянием низких концентраций изучаемых веществ почвенные процессы изменяются несущественно;
– изменение почвенных процессов существенно и требует ответственного отношения человека к использованию указанных веществ.
Для этого необходимо было дать качественную и количественную оценку влияния выбранных фунгицидов на микробиологическую активность почвы.

Исследования звена:

Выбор фунгицидов:        

1) Бордосская жидкость

2) Дитан М-45, СП

 Растворы исследуемых веществ различных процентных концентраций готовили заранее в школьной лаборатории. Концентрация каждого вещества рассчитывалась исходя из норм расхода пестицидов, необходимых для внесения в почву. Каждой концентрации раствора было присвоено название соответствующей дозы:

Рабочие растворы

Контроль

(Н2О)

Бордосская жидкость

Дитан М-45, СП

Доза 1

-

0,05%

0,2%

Доза 2

-

1,2%

0,3%

Доза 3

-

2%

0,5%

 Методика оценки ЦРА почвы

В керамические чашечки закладывали по 10 г почвы, на которую сверху помещали одинаковые кусочки фильтровальной бумаги. Каждые 2–3 дня почву поливали рабочими растворами, указанными в таблице 1, или чистой водой.

Оценка ЦРА проводилась визуально по изменениям фильтровальной бумаги. Отмечали:

- цвет поверхности бумаги;
– дату появления плесени;
– характеристику плесневых процессов (цвет, скорость развития);
– скорость разрушения бумаги.

Интенсивность роста микроорганизмов   выражали  в   крестах, что соответствовало содержанию определенного количества микробных клеток в 1 мл  диагностического   материала:

 ++++ --  обильный рост сливающихся колоний

 +++  --   массивный рост изолированных колоний

 ++ --  умеренный рост множества сосчитываемых колоний

 +  -- скудный рост единичных колоний.

Методика оценки активности других (не целлюлозоразрушающих) микроорганизмов в почве

На питательной среде выращивались колонии микроорганизмов, оставшихся в почве после окончания опыта. В качестве питательной среды был выбран желатин – смесь белковых веществ животного происхождения, который применяют в микробиологии для приготовления питательных сред. На поверхность питательной среды наносили несколько капель раствора, полученного разбавлением водой вытяжки из каждой чашки с почвой. Развитие колоний происходило в течение 7 дней при температуре 20-23 °C

4.5. Результаты экспериментов.

Качественная и количественная характеристики влияния растворов пестицидов на разрушающую активность почвы

Схема опыта:

1 –  бордосская жидкость– доза 1;                       4 – Дитан М-45, СП -- доза 1;

2 – бордосская жидкость – доза 2;                       5 – Дитан М-45, СП – доза 2;

3 – бордосская жидкость – доза 3;                       6 – Дитан М-45, СП – доза 3.

7 – Н2О – контроль                                               8 – контроль

                 Влияние разных доз бордосской жилкости на ЦРА почвы

Вариант

День

1-й

7-й

14-й

21-й

Контроль

      ----

появление плесени

развитие плесени

Доза 1

+

Доза 2

Доза 3

Вывод: бордосская жидкость оказалась  настолько токсичной для целлюлозоразрушающих организмов, что развитие плесеней вообще не наблюдалось. В течение всего эксперимента бумага не разрушалась, хотя и находилась на поверхности влажной почвы.

Влияние разных доз  Дитан М-45, СП на ЦРА почвы

Вариант

День

1-й

7-й

14-й

21-й

Контроль

         ―

+

появление плесени

развитие плесени

Доза 1

+

+

+ +

Доза 2

+

+

+ +

Доза 3

+

+ +

+ + +

Вывод: на бумаге в вариантах с поливом растворами дитаном появились разрушающие процессы. Они шли немного медленнее, чем при поливе чистой водой. Бумага разрушалась по-другому, чем в контроле: она становилась сначала темно-коричневого цвета, а затем медленно разрушалась, значит была возможность развития других микроорганизмов в почве.

Процессы в контрольной чашке:

а) с поливом водой

б) без полива

Растворы исследуемых веществ изменяли разрушающую деятельность почвы.

В контрольной чашке, которую поливали водой, наблюдалось активное развитие плесневых грибов на 8-10-й день. На 14-й день развивались различные группы плесневых целлюлозоразрушающих микроорганизмов; колонии имели различные цвета – от черного до розового. К концу опыта бумага с поверхности почвы исчезла.
В чашке, которую не поливались, процессов разрушения бумаги не наблюдалось.

Вывод по итогам опыта:

1. Вода является необходимым фактором существования в почве микрофлоры, обладающей ЦРА.

2. Вследствие гидролиза раствор медного купороса имеет кислую среду, которая подавляет  почвенную ЦРА во всех исследованных дозах:

                                     2CuSO4 + 2H2O↔(CuOH)2SO4 + H2SO4
3. Дитан-45 не препятствует развитию, но изменяет проявления ЦРА почвы: в отличие от контроля плесень не появляется, но бумага меняет цвет и структуру.  Фильтровальная бумага по цвету становится бурой, причем с увеличением дозы этого вещества интенсивность цвета увеличивалась.
4. Увеличение дозы дитана-45 способствует развитию различных  групп микроорганизмов, обладающих ЦРА.

Общие выводы:

1. В тех почвах, где  бордосская жидкость  оказывает негативное влияние на какие-либо группы микроорганизмов, создаются благоприятные условия для более активного развития других микроорганизмов, на которые они не влияют.

2. Так как активность почвенной микрофлоры главным образом зависит от поступления или наличия в ней органического вещества, то дитан-45, в малых концентрациях, не оказывал негативного влияния на развитие микроорганизмов почвы.

Заключение.

1. Вода является необходимым фактором для проявления целлюлозоразрушающей активности почвы. Подобная почвообразующая деятельность микроорганизмов очень важна и имеет большое экологическое значение.

2. Бордосская жидкость во всех исследованных концентрациях подавляла процессы разрушения бумаги, что позволяет говорить о подавлении активности группы целлюлозоразрушающих микроорганизмов (ЦРМ). В тех почвах, где бордосская жидкость оказывает негативное влияние на группу ЦРМ, создаются благоприятные условия для более активного развития других микроорганизмов, на которые она не влияет.

3. Дитан-45, ПС вызывал фитотоксичность почвы, обусловленную накоплением физиологически активных веществ из-за наличия в нем органического соединения. При низких концентрациях этого вещества в почве обнаруживается стимулирующий эффект, но при увеличении его содержания наступает угнетение микробиологической активности почвы.

5. Влияние бордосской жидкости и дитана-45  на изученные почвенные процессы существенно, но во всех случаях в почве остаются альтернативные группы микроорганизмов, для которых создаются тем более благоприятные условия, чем сильнее подавлялась активность целлюлозоразрушающих микроорганизмов.

 Исследуемые нами фунгициды могут быть использованы для химической защиты растений при строгом выполнении инструкций по их применению

Опытническая работа звена животноводов.

Звеньевая: Казакова В.М.

Консультант: Юрченко К.И., зоотехник СХПК «Россия»

Руководитель: Сотникова Э.С., учитель биологии.

Тема:  «Влияние биологически активного жирового концентрата на рост и развитие телят»

Цель:  

изучить возможности использования продуктов переработки подсолнечного масла – биологически активного жирового концентрата (БАЖК) как источника физиологически ценных биологических веществ. Предложить рекомендации по использованию БАЖК в качестве добавки к рациону телят  с целью повышения продуктивности, а также улучшения использования ими питательных веществ корма.

Задачи:

1.Изучить литературные источники.

1.1.Липиды и их роль в организме

1.2.История вопроса использования  в практике животноводства продуктов переработки, образующихся в процессе жиропроизводства

2. После проведения  агрохимической лабораторией анализа состава осадков подсолнечного масла  маслозавода колхоза «Россия» сделать вывод о пригодности его для скармливания молодняку КРС.

3. Провести опыт с использованием добавления биологически активного концентрата в корм молодняку КРС.      

 4. Предложить обоснование и рекомендации по использованию БАЖК в качестве добавки к рациону телят с целью повышения продуктивности, а также улучшения использования ими питательных веществ корма.

Объект и методика исследований

Актуальность проблемы:

 Среди органических соединений  долгое время основное внимание уделялось только белку и нуклеиновой кислоте, хотя в настоящее время уже стало известно, что липидам принадлежит немаловажная роль и в возникновении жизни, и  в развитии живых организмов. В настоящее время определенный интерес представляет возможность использования в качестве жировых добавок  к корму животных различных продуктов переработки растительных масел. Таким образом решается экологическая проблема неиспользованной фракции растительного масла и увеличение продуктивности КРС.

Учитывая актуальность проблемы, перед нами были поставлены следующие  цели и  задачи.

Объект и методика исследований

Опыты проводились на телятах черно-пестрой породы в возрасте 2–3 месяцев на МТФ №2 СХПК «Россия»

В первом опыте этой серии, проведенном на 2-месячных телятах черно-пестрой породы, животные были разделены на три группы с учетом сроков рождения, живой массы и происхождения.

1) Телята первой контрольной группы находились на основном рационе, сбалансированном по основным питательным веществам.

2) Телята второй группы пользовались тем же кормовым режимом и дополнительно к контрольному рациону получали жировую добавку в дозе 20 г на 100 г переваримого протеина.

3)  Животным третьей группы к основному рациону добавляли препарат из расчета 40 г на 100 г переваримого протеина.

Ежесуточно учитывалась поедаемость кормов.

.Интенсивность роста подопытных животных.

Одним из важнейших результатов нашего опыта явилась интенсивность роста у всех подопытных животных. Среднесуточные привесы у телят опытных групп были выше на 9,1%, чем у животных контрольной группы.

Выводы и  практические предложения.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующее заключение.

Биологический активный комплекс (БАЖК), можно использовать для кормления телят в ранний постнатальный период как источник жира и других физиологически важных компонентов. Более эффективным является добавление препарата в дозе 20 г на 100 г переваримого протеина, о чем свидетельствует высокая интенсивность энергетического и липидного обменов в организме и повышение привесов у телят на 9,1%, если давать добавку в больших дозах, то будет происходить быстрое накопление эндогенного жира, ведущее к ожирению.

На основании выше изложенного можно рекомендовать использование отходов

 масложировой промышленности в качестве ценной биологической активной добавки, стимулирующей рост и развитие и животных.

Опытническая работа звена лесоводов.

Звеньевая Фурманова Ю.В.

Консультант: Козел Г.М., начальник Григорополисского лесничества при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Руководитель: Сотникова Э.С., учитель биологии.

Цель: осуществление санитарного обзора и мониторинга лесопатологического

состояния территории Прикубанского леса , относящегося к Григорополисскому лесничеству при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Задачи:

1.Выявить виды вредителей на указанной территории Прикубанского леса и

провести учет их численности;

2. Рассмотреть развитие болезней,  вызываемые этими вредителями;

3. Провести мониторинг  причин повреждения, ослабления и гибели насаждений;

4. Разработать мероприятия по уменьшению количества вредителей и болезней леса.

Место осуществления : кварталы 15 (Мельница) 14 (Карьер) и 13 (озеро Лихан) Прикубанского леса в районе ст. Григорополисской.

Сроки наблюдений и исследований:  3 года (май 2012- ноябрь 2015 гг.).

Актуальность:

в быстро меняющихся условиях среды существует неотложная работа по своевременному обнаружению неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявлению и прогнозированию массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия окружающей среды природного и антропогенного характера.
Практическая значимость работы:

Результаты выполненного исследования позволят пополнить сведения по  санитарному  обзору и лесопатологии Прикубанского леса.   Могут быть использованы при организации природоохранных мероприятий по охране леса от насекомых-вредителей.

Материал и методы исследования:

Кварталы  Прикубанского леса, относящихся к Григорополисскому лесничеству при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края,

примыкающие к западной границе станицы Григорополисской:

Квартал 13 ( озеро Лихан) располагается в 2 км от ст.Григорополисской в северо – восточной части Прикубанского леса . Ограничивающими линиями с запада является дорога от магазина «Лихан» к озеру Лихан, с юго-востока- дорога на карьер, с запада- озеро Лихан. Площадь-150га

Квартал 14 ( карьер)  располагается в 2,5 км от ст.Григорополисской  в юго-восточной части Прикубанского леса. Ограничивающими линиями с запада является дорога, ведущая к карьеру, с юго-востока - дорога от ст.Григорополисской до реки Кубань Площадь- 100 га.

Квартал 15 (Мельница) располагается в 3 км от ст.Григорополисской в юго-восточной части Прикубанского леса. Ограничивающими линиями с запада является дорога от ст.Григорополисской до реки Кубань, с юго-восточной и восточной стороны- дорога, ведущая к мельнице, с западной- река Кубань. Площадь –100га (Приложение №1)

Объект исследования: 

Лес естественного происхождения, образовавшийся в пойме реки Кубань.

Породы:  Дуб черешчатый (Quercus robur L),  Вяз мелколистный (карагач) (. Ulmus parvifolia), Вяз ма́лый ( Úlmus mínor),  То́поль бе́лый, или Тополь серебри́стый (Pópulus álba), Я́сень обыкнове́нный, или Ясень высо́кий (Fráxinus excélsior),  И́ва ко́зья, или Бреди́на, ( Sálix cáprea), Роби́ния ложноака́циевая, или робиния лжеака́ция, или робиния псевдоака́ция, или робиния обыкнове́нная(Robínia pseudoacácia)

Предмет исследования:

Санитарное состояние трех кварталов Прикубанского леса, прилежащих к западной границе станицы Григорополисской.

Методы исследования:

1)Учет кладок яиц дубовой зеленой листовертки (Tortrix viridana L.) проводят по Наставлению по надзору, учету и прогнозу хвое- и листогрызущих насекомых в Европейской части РФ (1998) http://www.rcfh.ru/userfiles/files/ 

2) Учет жуков-долгоносиков - Заболонника ильмового большого (Scolytus scolytus L.)

методом стряхивания  http://www.yandex.ru/clck/jsredir

3) Учет Американской белой бабочки (Hyphantria cunea L.) по Наставлению по надзору, учету и прогнозу хвое- и листогрызущих насекомых в Европейской части РФ (1998) 

http://www.rcfh.ru/userfiles/files/

Вывод. Исследования показали, что территория  заражена как вредителями, так и болезнями леса.

1) На данный момент определены следующие вредители: Заболонник ильмовый большой (Scolytus scolytus), листовёртка зелёная дубовая (Tortrix viridana), Американская белая бабочка(лат.Hyphantria cuneaДанные вредители были выявлены совместно со  специалистами Григорополисского лесничества.

2) За три года исследований отмечается уменьшение площади распространения популяции  листовёрткой зелёной дубовой (Tortrix viridana), с 5 га в 2013 году до 1,9 га 2015 году; уменьшение площади заражения заболонником ильмовым большим (Scolytus scolytus) с 4,3 га до 1,3 га с 2013 по 2014 гг и новый рост в 2015 году – 2,8 га, что связано с циклом развития насекомого-вредителя; увеличение поражения  Американской белой бабочкой(лат.Hyphantria cuneaс 2,3 га до 9,5га соответственно.

Среди болезней леса, выявленных на территории следует отметить заражения трутовиком настоящими пятнистостью

Именно в школе мы получаем базовые знания по основным вопросам сельскохозяйственной науки и практики. Но основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Тема: Научные подходы в природоохранной деятельности УПБ

Член УПБ  Козел Л.С.

Консультант: Старший агроном по защите растений базового хозяйства СХПК «Россия» Иванов А.А.

Руководитель:  Сотникова Э.С., учитель биологии.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Каким образом осуществить природоохранную деятельность в учебном процессе с пользой, реальным результатом и действенной для окружающих? Как развить интерес и любовь у учащихся к своей малой и большой Родине, сформировать личность познавательную, гуманную, трудолюбивую? Учитывая данную проблему, была выдвинута гипотеза исследования: создание школьной агитбригады  на базе ученической производственной бригады и проведение  массовых экологических мероприятий, способствующих достижению поставленной цели.

Методы исследования: наблюдения за окружающей средой и объектами окружающей среды (растениями, животными, птицами, водной, лесной экосистемой); эксперимент (проведение опытов по мониторингу степени загрязнения); анкетирование.

Ожидаемые результаты:                                                                                                              1. Изучение богатства природного наследия;                                                                              2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой;                                                       3. Овладение разными формами и методами поиска знаний, практическим умениями, расширение кругозора учащихся, воспитание экологической культуры;                                                                                                                               4. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации;                                   5. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости в экскурсиях, экспедициях, походах, демонстрациях, играх, соревнованиях;                                                                                                                                                6. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;                     7. Создание сплоченного коллектива УПБ.

В большинстве своем все природоохранные мероприятия проходят в дни  осенних, зимних, весенних каникул, так как  у ребят больше времени для наблюдения за окружающей средой, метеонаблюдений, проведению опытов по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.

Сельскому хозяйству принадлежит особая роль  в деле охраны окружающей среды.

Базовое хозяйство школы СХПК «Россия» - зерновое хозяйство. Как грамотно определить сроки осеннего сева, учитывая условия развития зерновых культур и их агротехнику.

 В нашем регионе по средним многолетним данным, переход температуры через 0°С к отрицательным значениям наступает в период с  6 ноября  по 20 ноября. А первыми метеорологическими признаками наступления осени для сельскохозяйственных культур являются устойчивый переход среднесуточных температур через +10°С к меньшим значениям, потом первые осенние заморозки - утренники, которые на почве наступают раньше, чем в воздухе.

 Агроклиматические условия осеннего периода в сельскохозяйственном отношении имеют два периода. Первый:  от конца активной вегетации и безморозного периода (переход среднесуточных температур воздуха через +10°С) до прекращения вегетации (среднесуточные температуры воздуха переходят через +5°С); его средняя продолжительность  22—26 дней;  и второй: от перехода температур через +5°С до перехода через 0°С; его средняя продолжительность 25—27 дней.

Благоприятными для проведения полевых сельскохозяйственных работ считаются дни, когда почва имеет мягкопластичное  состояние,  и осадков выпадает не более 5 мм в сутки.

С погодой связаны все виды осенних сельскохозяйственных работ, поэтому деятельность агрохимической лаборатории СХПК «Россия» с метеорологическим пунктом  для учащихся школы имеет не только познавательное, но и практическое значение. В осенний период хозяйству необходимо передавать следующие метеоданные:

1)дату перехода среднесуточной температуры воздуха через + 0°С (начало осени) и отклонения ее от средней многолетней (указывать: осень ранняя, поздняя, обычная);

2) дату первого осеннего заморозка;

3) прогнозы заморозков;

4) продолжительность безморозного периода в сравнении с предыдущим годом;

5) среднесуточную температуру воздуха за сутки, максимальную и минимальную (ежедневно);

6) среднюю температуру воздуха по декадам и за месяц, и ее отклонение от средних многолетних;

7) ориентировочный срок начала сева озимых;

8) теплообеспеченность озимых.

Организуя практические занятия по опытническому делу на базе метеорологического пункта,  ученики школы  проводят следующие вычисления: сумму эффективных температур, для этого  берут среднесуточную температуру, начиная со второго дня после посева и до конца вегетации, из которой вычитают 5°С; результаты суммируют; высчитывают сумму эффективных температур  по основным фазам развития зерновых; дату перехода среднесуточной температуры воздуха через + 5°С (прекращение вегетации озимых); сведения о количестве ясных дней с максимальной температурой выше +6°С и минимальной около 0°С в конце осени (в период закалки озимых); дату перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°С и отклонение этой даты от средней многолетней в днях (конец осени); количество осадков за каждый дождь и их сумму по декадам и за месяц (сравнение с прошлым годом и средними многолетними данными); осенние запасы влаги в слоях почвы 0—10 см, 0—20 см и в метровом слое почвы.

По этим данным ученики составляют краткую характеристику условий осеннего развития и закалки озимых и  определяют правильность выбора сроков сева озимых. Растения развиваются нормально, укореняются, кустятся и закаливаются примерно в течение 50 дней после появления всходов. Получив сведения (средние многолетние) о дате прекращения вегетации озимых и отсчитав назад от прекращения роста 50 дней, мы получим ориентировочные сроки начала сева озимых. Например: в  нашем регионе  прекращение вегетации озимых происходит примерно 10 декабря. Отсчитав назад 50 дней, получаем ориентировочный срок сева озимых — с 25 сентября по 5 октября. Следует помнить, что от посева до появления всходов в зависимости от погоды проходит от 4 дней (при среднесуточной температуре воздуха + 14°С и выше и хорошем увлажнении) до 20 дней (недостаточное увлажнение или пониженная температура). Через две декады после появления всходов (по средним многолетним данным),  происходит кущение озимых хлебов. При поздних сроках сева или сухой осени озимые кустятся только весной. Посеять рано также плохо, как и посеять поздно.  И то, и другое скажется на урожае не в лучшую сторону. Таким образом, излишки или недостаток тепла и влаги снижают урожай.

Агрометеорологи наблюдают три фазы развития озимых до ухода их под снег: а) от посева до появления всходов; б) от всходов до начала кущения; в) от кущения до прекращения вегетации озимых. Они ведут наблюдение за теплообеспеченностью посевов осенью по сумме эффективных температур (СЭТ). Для озимых она равна 300°С (от посева до прекращения вегетации). Если растение получает 80% от необходимой СЭТ, то год нормальный по теплообеспеченности, при 60—70% от общей СЭТ нужны агротехнические мероприятия по сохранению урожая.

В последние осенние дни, когда температура днем бывает от 0 до + 5 - 6°С, происходит закалка озимых; она заканчивается при температуре от - 2 до - 5°С. Длится этот процесс около трех недель. От него зависят морозостойкость озимых и успех перезимовки. Хорошими условиями закалки считаются дни с ясной  и относительно теплой погодой днем, а ночью прохладной (в первый период) и с небольшими морозами (во второй период). Дождливая погода с большой облачностью и высокой влажностью создает плохие условия для закалки озимых.

Важно знать влагообеспеченность озимых и в предпосевной период. От осенних осадков зависит их рост и развитие. По количеству осадков в осенние месяцы оцениваются увлажнение полей и состояние озимых посевов.

Немаловажно, что метеорологические данные также  необходимы и для создания  условий для животноводства.

Для ребят в осеннее время не менее интересным и важным делом является обнаружение вредителей сельскохозяйственных культур и подготовки к борьбе с ними весной следующего года. В 1972 г. в нашем регионе  распространился колорадский жук - опасный вредитель картофеля. Обычно ребята задают вопрос: а каковы более эффективные меры борьбы с ним? К ядохимикатам детей допускать нельзя, но знать биологические методы борьбы и оказывать посильную помощь энтомофагам (птицам, некоторым млекопитающим, насекомым) они могут и должны. Работу в этом направлении мы обычно начинаем с рассказа об экологии, уязвимости тех или иных вредителей урожая, их врагах и мерах охраны и воспроизводства последних, о биологических препаратах, применяемых против вредителей.

Изучая экологию колорадского жука в кружке «Основы защиты растений», ребята узнают, что бороться с ним надо в критическое для жука время весенней бескормицы и в стадии личинки.

 Ребята выращивают в ящиках с опилками рассаду картофеля и высаживают ее раньше, чем начинается период сева картофеля на учебно-опытном участке,  на  площади от 0,001  га.  Получается участок — привада, куда весной будут слетаться жуки, это будет облегчать их уничтожение.

Личинка колорадского жука на первой стадии развития отличается слабостью и, если ее стряхнуть с растения на землю, то забраться назад она не может и. гибнет на почве. Зная это, можно регулярно, хотя бы на своих огородах, успешно бороться с вредителем, следя за стадиями его развития. Весной, до наступления достаточного прогрева почвы и воздуха, проводим поиск колорадского жука с целью выяснения его плотности на 1 м2, а осенью, с падением среднесуточной температуры ниже +12°С,  определяем численность куколок на 1 м2 учебно-опытного участка или огорода, где летом отмечался вредитель.

Другим довольно распространенным вредителем является личинка жука-щелкуна, называемая проволочником. Весь жизненный цикл вредителя связан с почвой, где развиваются яйцо, личинка, куколка и отчасти сами жуки. Еще несколько лет назад картофель на учебно-опытном участке и личных огородах в нашей местности страдал от этого вредителя, терял свои товарные и вкусовые качества. Резкое уменьшение проволочника мы отметили, когда земля, отводимая под картофель, стала обрабатываться аммиачной водой. Но и теперь, осенью, до и после уборки картофеля мы ставим на 2-3 дня «сторожки». Зарываем на глубину 5-10 см прутик, на конце которого кусочек сырого картофеля, желая выяснить наличие или отсутствие проволочника. Это же делаем и весной.

Размножение проволочника, как и колорадского жука, зависит от климата и погоды, механического состава почвы, ее воздухопроницаемости, кислотности. И тот и другой вредители хорошо знакомы по внешнему виду ребятам и взрослым. Приобретя знания об их экологии, ребята кружка проводят беседы по борьбе с этими вредителями.

Готовясь так к природоохранной работе следующего года, мы рассказываем  о более широком применении биологических методов борьбы, об особой роли сельского хозяйства в деле охраны окружающей среды.

Мы считаем, что такая работа общественно полезна, увлекает нас, детей, имеет производственное значение и большую воспитательную ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....

Организация трудового коллектива учащихся на учебно-опытном участке школы

Тема труда, трудовое воспитание, обучение и приумножение трудовых традиций,  складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение и приобщали детей к труду с самого раннего детства. Воспи...

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»...

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...