Межпредметная игра "Разнобой" по биологии и обществознанию
методическая разработка по биологии на тему

Кононова Елена

Межпредметная игра "Разнобой" по биологии и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoboy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование:

1.Два стола с сигнальными карточками красного и зеленого цвета, 10 стульев для участников игры, звонки ( для подачи звукового сигнала).

2.Игровое поле с названием рубрик и стоимостью вопросов, например:

   Моменты истории

     Все о человеке

    Миф или реальность ?

                10

                   10

                    10

                20

                   20

                    20

                30

                   30

                    30

                40

                   40

                    40

                50

                   50

                    50

Правила проведения игры. Состоит из трех игр. На одну игру отводится 10 минут. В каждой игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Участники, победившие в первой и второй игре, выходят в финал (победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество баллов). Команды поочередно выбирают рубрику, в которой  будут играть, и стоимость вопроса. На обдумывание ответа дается 40 секунд, право ответа принадлежит той команде, которая быстрее нашла верное решение на поставленный вопрос и первой подала звуковой сигнал. Если данная команда дает неверный ответ, право ответа передается игрокам из команды-соперницы, но при этом они должны уложиться в оставшееся на обдумывание время. Если дан верный ответ, стоимость вопроса суммируется с уже набранными баллами. Если ответ неверный, стоимость вопроса вычитается из общего количества баллов, набранных в течение игры. Победителем финальной игры считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.      

     

     ИГРА 1   (1 полуфинал).        

    МОМЕНТЫ ИСТОРИИ.

  1. Какие науки изучают человека ?  10 баллов.
  2. Что могло заставить древних предков человека выйти из лесов и начать жить на открытых пространствах?  20 баллов.
  3. Какие типы обществ вы знаете?  30 баллов.
  4. Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец- животной. Каким образом можно объяснить эти различия? 40 баллов.
  5. Можно ли обнаружить связь между исчезновением видов животных и растений и расширением деятельности человека? Объясните свой выбор. 50 баллов.

ВСЕ О ЧЕЛОВЕКЕ.

1. Что такое общение?   10 баллов.

2. Кто является автором статьи «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека?    20 баллов.

3. Может ли человек, живущий в обществе, обладать абсолютной свободой? Почему?   30 баллов.

4.Антинаучная теория, механически переносящая закономерности эволюции живой природы, установленные Ч. Дарвином, на процессы развития человеческого общества.       40 баллов.

5. Уставший человек вернулся с работы, он хочет поесть, попить и поспать. Предположите, в какой последовательности (что раньше, а что позже)  человек, очень уставший на работе, будет удовлетворять свои потребности в пище, воде, сне. Какие потребности у него могут возникнуть после этого?  50 баллов.

        

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

1.Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99% (да)  10 баллов.

2.Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают возможностями саморазвития (нет).   20 баллов.

3.Ближайшими общими предками человека и современных человекообразных обезьян считают дриопитеков, обитавших около 5 млн лет назад в Центральной Африке (нет).    30 баллов.

4.Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями (нет).   40 баллов.

5.Переходную ступень от обезьяны к человеку, существование которой предсказал Э. Геккель, назвав ее «питекантроп», обнаружил на о. Ява голландский антрополог Э. Дюбуа в 1892 г. (да).    50 баллов.

ИГРА 2  (2 полуфинал).        

МОМЕНТЫ ИСТОРИИ.

1.Перечислите основные сферы жизни общества.    10 баллов.

2.Почему австралопитеки получили такое название?    20 баллов.

3.Какие потребности называются экзистенциальными?   30 баллов.

4.Какие данные свидетельствуют о принадлежности всех рас человека к одному виду?     40 баллов.

5.Всегда ли общество развивается прогрессивно? Что такое социальный прогресс?    50 баллов.

     ВСЕ О ЧЕЛОВЕКЕ.

  1. Самое высокоорганизованное семейство из отрядов приматов, к которому принадлежат современный человек и его вымершие предшественники. 10 баллов.
  2. Какое понятие применяется для обозначения устойчивой правовой связи представителя человеческого рода с конкретным государством?  20 баллов.
  3. Переходная ступень от обезьяны к человеку в эволюции гоминид, существование которой предсказал Э. Геккель, так называемые «обезьянолюди».     30 баллов.
  4. Перечислите глобальные проблемы современности.   40 баллов.
  5. Работа Ч. Дарвина, в которой он на многочисленных примерах убедительно доказал животное происхождение человека от древних обезьян.  50 баллов.

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

1.Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях. (нет)  10 баллов.

2.Копчиковые кости в позвоночнике, третье веко в углу глаза, ушные мышцы и волосяной покров на теле - атавизмы человека. (нет)   20 баллов.

3.В отличие от поведения животных, деятельность человека носит преобразующий характер (да).    30 баллов.

4.Основной причиной фенотипического разнообразия у современного человека являются смешанные браки между представителями разных рас и этнических групп (да).    40 баллов.

5.Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике человека (нет).     50 баллов.

ИГРА 3   (финал).

МОМЕНТЫ ИСТОРИИ.

1.Какие доказательства в пользу разумности прогрессивных неандертальцев вы можете привести?        10 баллов.

2.Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?    20 баллов.

3.Несколько лет назад в пещере Шанидар (Индия) было найдено погребение палеоантропов, которое носило явные следы ритуального обряда. Труп был покрыт множеством цветов. Анализ спор и пыльцы цветов показал, что это были известные и сегодня виды лекарственных растений. Какие выводы были сделаны учеными?     30 баллов.

4. Как называется процесс усвоения человеком культурных норм и освоения социальных ролей?      40 баллов.

5.Каннибализм проходит черной нитью через всю историю развития человечества. Предположите возможные причины его широкого распространения.    50 баллов.

ВСЕ О ЧЕЛОВЕКЕ.

1.Как называется разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение?   10 баллов.

2.Объясните, почему биологическая эволюция человека в последнее время замедлилась.    20 баллов.

3. Могут ли быть одинаковые потребности у разных людей? Отчего это зависит?  30 баллов.

4.Какие проблемы и трудности возникают у человеческого организма в связи с прямохождением?    40 баллов.

5.Вам приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека». Назовите потребность, «выпадающую» из этого ряда и относящуюся к другому понятию.

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых.  50 баллов.

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

1.Объем головного мозга у неандертальца достигал 800-1000 см (нет)   10 баллов.

2.Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя (да)  20 баллов.

3.Движущими силами антропогенеза являлись только социальные факторы: трудовая деятельность, общение и речь (да).    30 баллов.

4.Первичными (биологическими, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются престижные потребности (нет).    40 баллов.

5.Современный человек перестал эволюционировать, так как в настоящее время прекратили свое действие основные эволюционные факторы: мутационный процесс, естественный отбор, изоляция, дрейф генов и волны численности (нет).  50 баллов.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении с помощью межпредметной связи биологии и математики

Краткая аннотация работы.Авторы раскрывают значимость применения на уроках межпредметных связей как  важнейшего принципа обучения в школе при решении интегрированных, прикладных задач. Их использ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период  школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение ...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....

Методические основы использования межпредметных связей в обучении обществознанию

Анализ современной и исторической методической литературы на предмет использования межпредметных связей в обучении обществознанию и смежным дисциплинам...