Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии  Домничевой Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_uroka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на Земле.

Авторы: Цыганкова Н.С., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска, Домничева Л.Ю., учитель биологии  МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска

Цель:

-Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

 - Развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов; умения работать с дополнительной литературой и кинофильмом; конспектировать материал.

- Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле и углубить диалектико-материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских ученых в решении изучаемой проблемы.

-Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой,. Расширять кругозор и эрудицию.

-Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений. Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Проблема  урока : познаваем ли мир.

Ход урока:

Учитель биологии.  Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. И вот сегодня  на примере темы «Происхождение жизни на земле»  мы попытаемся с вами определить :

-какие существуют научные подходы  к решению  данной проблемы;

-какие формы и методы познания использовали разные ученые, совершая свои открытия;

-какие теории известны на сегодняшний день;

-какая теория является абсолютной истиной.

Учитель обществознания. 1 этап нашего урока – разминка .

Обратитесь к рабочим листам.  На сегодняшнем уроке мы будем применять разные понятия. Обратимся к словарю урока и раскроем их смысл. Тестариус выглядит необычно. Раскрывая понятия,  вам сразу предстоит отработать его понимания с помощью тестового задания, которое возможно в ЕГЭ по обществознанию.

Работа со словарем

Наука - сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Задание №1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно

указано.

Опыт, объективность,  понятие, знание, моделирование, наука

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Задание №2. Назовите  любые три типа мировоззрения.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия— одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.

Учитель биологии. Научная картина мира – это  внутренний образ мира, складывающийся у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира. Это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок или особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Научная картина мира

общенаучную картину мира        картины мира отдельных наук:

        -физическая;

        -биологическая;

        -философская

        -теологическая

        

        -концепции;

        -трактовки;

?Назовите   отличия научной картины мира от ненаучной:

-доказательность ; -систематизированность,  -критичность

Функции научной картины мира:
1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.
2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

Учитель обществознания. Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Задание 3.         Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить. 2. Через познание мы учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. 3. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. 4. Под познанием в науке понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его/ характер.

ббба

Учитель биологии. Какова же роль современной науки ?

Ответ:

Раскрыть достоверную картину мира.

Учитель биологии. Итак сегодняшний урок поможет раскрыть нам  проблему происхождения жизни на Земле

Что такое жизнь? Как соотносятся понятия «живое» и «неживое»?

Вам было дано опережающее задание по теме «Концепции происхождения жизни  на земле. Наша задача, с разных позиций, философской и естественно- научной подойти к решению этой проблемы. Обратитесь к кейсам. Вашему вниманию предлагается  новая роль «ученые аналитики «задание № 2- в текстах ЕГЭ по биологии и обществознанию  это блок С. Вам необходимо на основе текстов определить концепцию происхождения жизни на земле.  Изучим текст и называя концепцию ответим на поставленные ?.

Текст №1

В 17-ом веке опыты тосканского врача Франческо Реди показали, что без мух черви в гниющем мясе не обнаружатся, а если прокипятить органические растворы, то микроорганизмы в них вообще зарождаться не смогут. И только в 60-х гг. 19-го века французский ученый Луи Пастер в своих опытах продемонстрировал, что микроорганизмы появляются в органических растворах только потому, что туда раньше был занесен зародыш. Пастер решил доказать, что даже микробы могут проникнуть только от других микробов. Его предшественники уже показали это. Пастер решил опровергнуть этот нелепый аргумент с помощью простого и остороумного опыта. Он решил повторить опыт Спалланцани, только на этот раз в открытом сосуде.

Для опыта он сделал длинные стеклянные сосуды с тонким горлышком, изогнутым в форме лебединой шеи. Горлышко он оставил открытым и в таком сосуде прокипятил бульон. Мнимой «жизненной силе» в сосуд проникнуть теперь ничего не мешало. А вот реальные бактерии туда попасть не могли - они оседали на изгибах горлышка вместе с пылью.Бактерии в бульоне так и не завелись, он остался чистым. Но стоило только отрезать шейку сосуда, как через несколько дней в жидкости появлялись бактерии. Появление их можно было добиться, наклоняя сосуд и смывая микроорганизмы, осевшие на изгибе трубки. Так учёный доказал, что самозарождения не происходит.

С1.На основе текста и знания курса, определите о какой концепции идёт речь.

С2.Почему учёные отрицали самозарождение жизни?

Текст №2

В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на Ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказано археологическими изысканиями. В Библии говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю». На пятый день Бог сказал: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую и птицы да полетят над землею по тверди небесной». На шестой день: «И сотворил Бог человека по образу

Своему…» (Бытие, 1:2-31). Данная теория, вероятней всего, появилась первейшей из всех существующих. До Библии существовали также и другие литературные источники (Веды - брахманизм, Авеста - зороастризм), в которых описывался процесс сотворения всего живого Богом. Основой данной теории является вера в Бога (Абсолют, Высшее существо), который обладает неограниченной силой и возможностью сотворить любой материальный

С1.На основе текста и знания курса, определите о какой концепции идёт речь.

С2. Почему представление о божественном происхождении жизни нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть?

Текст №3

С самого начала этот процесс был связан с геологической эволюцией. В настоящее время принято считать, что возраст нашей планеты составляет примерно 4,3 млрд лет. В далеком прошлом Земля была очень горячей (4000-8000 °С). По мере остывания образовывалась земная кора, а из воды, аммиака, двуокиси углерода и метана — атмосфера. Такая атмосфера называется «восстановительной», поскольку не содержит свободного кислорода. При падении температуры на поверхности Земли ниже 100 °С образовались первичные водоемы. Под действием электрических разрядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси происходил синтез органических веществ-мономеров, которые локально накапливались и соединялись друг с другом, образуя полимеры. Можно допустить, что тогда же одновременно с полимеризацией шло образование надмолекулярных комплексов-мембран. По однотипным правилам синтезировались в «первичном бульоне» гидросферы Земли полимеры всех типов: аминокислоты, полисахариды, жирные кислоты, нуклеиновые кислоты, смолы, эфирные масла и др. Это предположение было проверено экспериментально в 1953 году на установке Стэнли Миллера, которому удалось получить многие вещества, имеющие важное биологическое значение, в том числе ряд аминокислот, аденин и простые сахара. Позднее в сходном эксперименте были синтезированы нуклеотидные цепи длиной в шесть мономерных единиц (простые нуклеиновые кислоты).

С1.На основе текста и знания курса, определите о какой концепции идёт речь.

С2. Какие экспериментальные доказательства можно привести в пользу биохимической эволюции?

Текст №4

Земля образовалась путем аккумуляции холодной космической пыли, в силу чего поверхность планеты не претерпевала значительного нагревания. Л. Берг, в частности, высказал предположение, что Земля "могла получить в наследство зародыши жизни или, быть может, уже готовый комплекс первичных организмов из космической пыли". В 1973 году известный английский физик Ф. Крик и американский биохимик Л. Оргел выдвинули предположение, что происхождение жизни на Земле - следствие целенаправленной деятельности внеземной цивилизации, существовавшей задолго до образования нашей планеты и с помощью космического аппарата пославшей на Землю "семена" жизни. В качестве другого аргумента использована универсальность генетического кода для всего живого на Земле. Поскольку теории, объясняющей возникновение генетического кода, еще не существует, авторы постулировали происхождение всех форм жизни от одного-единственного микроорганизма, привезенного на Землю из космоса. Однако серьезных доводов в пользу посещений Земли инопланетянами в настоящее время нет. Вот почему ни доказать, ни опровергнуть эту теорию пока практически нельзя.

С1.На основе текста и знания курса, определите о какой концепции идёт речь.

С2. Какие доводы свидетельствуют о космическом влиянии на зарождение  жизни?

Учитель обществознания. В споре рождается истина. Нам необходимо подтвердить и опровергнуть правдивость данных концепций.

Итак, 2 команды определяют  концепцию и доказывают ее реалистичность аргументами.

Закрепим материал.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен  ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Свои выводы наука формулирует в _____(А), законах и формулах, вынося за скобки  эмоциональное  отношение познающего _______(Б) к изучаемым  явлениям. Все, что наука делает своим______(В),  она исследует со стороны закономерностей и _____(Г). Научное познание опирается на систему  ______(Д) и  вырабатывает свой собственный ______(Е), отличный от обычного.

1)вопрос   2)предмет   3)проблема   4)метод   5)схема   6)теория    7)язык    8)субъект   9)причина

682947

Знание -форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

С7. Итак,  комплекс знаний, которые формируются у нас в процессе познания,     определяют  наше научное мировоззрение.   А что значит знать? Постарайтесь ответить  на вопрос, сформулированный  гетевским Фаустом:

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Не многих,  проникавших  в суть вещей

И,  раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых  давних   дней.        

?Какую особенность знаний подметил Фауст?  Приведите 3 примера,  раскрывающие эту особенность.

-знания это результат взаимодействия субъекта  и объекта

- результат познавательной деятельности

-противоречит господствующей идеологии

Примеры

-преследование учения Дарвина

-сожжение на костре Коперника

-признание в СССР лженауками генетики, кибернетики, квантовой физики

Итак мы отработали основные понятия.

Определили что собой представляет современная научная картина Обобщим наши знания.

2 этап. На протяжении всей истории человечества перед учеными стояли разные  сложные вопросы. Один из них : «Познаваем ли мир?» Ролик «Философы»

Какие филосовские школы были представлены в   ролике?

Обратимся к рабочему листу. Задание В3 позволит нам дать краткую характеристику каждой из школ.  Если бы у вас была возможность,   какую бы позицию вы выбрали скептиков, гностиков или агностиков?

В3.Взгляды философов                    философские направления

А) Отрицает полностью или частично        1) оптимизм

возможность познания мира, познание не дает        2) агностuцuзм

достоверных сведений о мире        3)скептицизм

б) Не отрицая принципиальной возможности

 познания мира выражает сомнение  в

том, что все знания  о мире носит достоверный характер

в) Утверждает принципиальную  познавемость мира ,

принципиальную возможность получения

достоверных  знаний о мире

Учитель биологии. Вернемся к проблеме урока. Познаваем ли мир?

Ответы и выводы учеников.

3. Этап. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.Разработан в соавторстве с учителем истории Цыганковой Н.С....

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

интегрированный урок биологии и обществознания в 10 классе по теме « Цитология»

обобщающий интегрированный урок биологии и обществознания в 10  классе   по теме « Цитология» проводится с использованием проектной технологии....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...