Рабочая программа по биологии 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Землянская Нелли Евгеньевна

·                освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·                овладение умениями жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·                воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·                иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_biologiya.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО учителей биологии, географии, химии

от 26.08.16 протокол № 1

Руководитель МО

___/С.А.Карташова/

Согласовано

на заседании методического совета

от 29.08.16 протокол № 143

Руководитель МС

______/Н.Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от29.08.16 протокол      №143

Директор МАОУ СШ №51

________/С.В. Бедрова/

Рабочая программа

по биологии

 (наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)

основное общее образование, 8 класс

 (уровень образования/класс)

2016-2017 учебный год

 (срок реализации программы)

Программу составила  Землянская Нелли Евгеньевна, стаж работы 21 лет,

 1 квалификационная  категория

            (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,  квалификационная категория)

                                                                   

                                                                           Липецк

2016г.

Пояснительная записка.

Изучение биологии учащимися 8 класса направлено на достижение следующих целей:

                освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

                овладение умениями жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

                воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

                иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана на основании следующих нормативных правовых документов: 

     - Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год; 

- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии на базовом уровне, составлена на 70 часов, 2 часа в неделю, (в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2016-2017 уч. год, календарным учебным графиком).

       Виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос, зачёт), письменными (работа с карточками, тестирование, решение биологических задач, выполнение лабораторных работ).

              Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек. 8 класс.(–М.: «Вентана-Граф», 2014),   рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник базового уровня образования, содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования, соответствует программе курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой.  Рассчитан на изучение курса - 2 часа в неделю.      Включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса. В учебнике усилено внимание проблемам экологии, овладению санитарно-гигиеническим знаниям и навыкам. Методический аппарат (рисунки, схемы, таблицы, вопросы и задания, опыты и наблюдения) помогут обучающимся глубже усвоить учебный материал и систематизировать свои знания.

Содержание рабочей программы.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Лабораторные работы:

№1«Изучение микроскопического строения тканей»

№2  «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты  крови человека и лягушки»)

№ 3«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

№ 4 «Ознакомление с действием слюны на крахмал»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

                признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

                сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

                особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

                объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

                изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

                распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

                выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

                сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

                определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

                анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

                проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

                оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

                рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

                выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

                проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Литература

1.Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)

2.Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, -  97 с.

3.Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.

4.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002.

5. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)

6.Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)

7.Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с

8.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

9.Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.

10.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.;

11.Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока.

Количество

часов

Дата прохождения  темы

по

плану

фактически

Введение. Организм человека. Общий обзор.

5

1

Биологическая природа и социальная сущность человека.

1

2

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

1

3

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

1

4

  Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

1

5

Ткани. Л. Р.№1«Изучение микроскопического строения тканей»

1

Эндокринная система

2

6

Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

7

Эндокринная система.

Нервная система

6

8-9

Нервная система.

2

10

Спинной мозг, строение и функции.

1

11

Головной мозг, строение и функции.

1

12

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

13

Обобщение по теме: «Эндокринная и нервная системы»

1

Опорно-двигательная система

8

14

Опора и движение.

1

15-18

Опорно-двигательная система

4

19

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы

1

20

Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

1

21

Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система»

1

Кровь и кровообращение

9

22

Внутренняя среда организма. Кровь.                 Л. Р.№2  «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты  крови человека и лягушки»)

1

23

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

1

24

Группы крови. Переливание крови.

1

25-26

Транспорт веществ. Кровеносная система. 

Л. Р.№ 3«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

2

27

 Лимфатическая система.

1

28

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение

1

29

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

30

Обобщение  по теме : «Кровь и кровообращение».

1

Дыхательная система

6

31-33

Дыхание. Дыхательная система.

3

34

Заболевания органов дыхания  и их профилактика.

1

35

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

1

36

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

Пищеварительная система

7

37

Пища как биологическая основа жизни. Пищеварительная система.

1

38-40

Роль ферментов в пищеварении

 Л. Р. № 4 «Ознакомление с действием слюны на крахмал»

3

41

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

1

42

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

1

43

Обобщение по теме: «Пищеварение».

1

Обмен веществ и энергии.

3

44-45

Обмен веществ и превращения энергии.

2

46

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

1

Мочевыделительная система

2

47

 Выделение. Мочеполовая система.

1

48

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

1

Кожа

3

49

Покровы тела

1

50

Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

51

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

Органы чувств. Анализаторы

4

52-54

Органы чувств, их роль в жизни человека.

3

55

Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

1

 Поведение и психика

5

   56

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

1

   57

Сон, его значение

1

58

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

1

59

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

1

   60

Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

1

Индивидуальное развитие организма

3

   61

Размножение и развитие.

1

   62

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

1

   63

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и её профилактика.

1

   64

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

1

65

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

1

66

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

1

67-70

Резерв

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...