открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Андреева Марина Олеговна

открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России" (по программе И.Н. Пономаревой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_prirodnye_zony_rossii.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

Андреева Марина Олеговна, учитель биологии и экологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Конспект открытого урока биологии с элементами географии

в 5 классе на тему: « Природные зоны России»

Данная тема изучается  в 5 классе в разделе «Жизнь организмов на планете Земля». Урок проводился мной в 3 четверти 2016-2017 учебного года. Так как эта тема изучается и на уроках географии, то данный конспект урока можно использовать при проведении интегрированного урока биологии и географии.

Педагог: Андреева М.О.

Автор учебника: Биология 5 класс.  И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:

Содержательная (предметные результаты):

-Узнать природные зоны России

- Выяснить, какие организмы обитают в той или иной природной зоне

Деятельностная:

-Формирование у обучающихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-Повысить интерес обучающихся к изучению биологии

-Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения,  любви к родной природе.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе.

Регулятивные  УУД: целеполагание, планировать пути достижения цели, выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Оборудование и технические средства обучения:  мультимедиа проектор, компьютер, географическая карта.

Рабочие материалы для обучающихся: листы самооценки (приложение 2), технологическая карта (приложение 1), учебник, рабочая тетрадь.

Элементы содержания урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Рефлексия.


Конспект урока

Этапы  урока

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

Личностные:

Познавательные:

Метапредметные

1.

Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

(1-2 мин.)

Включение в деловой ритм, распределение по группам, раздать технокарты по группам. Рефлексия в начале урока!!!!!!!!

СЛАЙД №1

Подготовка класса к работе, планирование урока: повторение пройденного материала, изучение новой темы, закрепление материала.

Самоопределение,целеполагание, планирование

Развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2

Актуализация знаний

(7-8 мин)

Какую тему вы изучили  на прошлом уроке? Что называют природным сообществом? Каким образом химические вещества передвигаются из неживой природы в живую природу  и обратно?

Как называются звенья цепи питания?

Как называется место, где проживает живой организм? Какие среды обитания вы знаете? Как можно назвать условия существования? Какие экологические факторы вы знаете?

БИОДИКТАНТ!!!!

СЛАЙД №2

Посмотрите на слайд, назовите природное сообщество и организмы данного сообщества. Встречается ли такое природное сообщество на территории Саратовской области?

СЛАЙД №3

Учащиеся отвечают и дают определение «Природные сообщества». Отвечают на вопросы.

 

Обучающиеся называют  функциональные группы организмов (производители, потребители, разрушители). Рассказывают о цепях питания, круговороте веществ.

Пишут биодиктант.

Оценивают свою работу на данном этапе урока

Отвечают на вопрос. Называют природное сообщество «тропический лес»  и организмы данного сообщества.

Смыслообразование

Давать  определения понятиям, объяснять явления, процессы.

Умение  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки,

3

Проблемное объяснение нового знания

(2-3 мин)

(5-6 мин)

(4-5 мин)

Посмотрите на следующий слайд презентации. Что на нем изображено?

СЛАЙД №4

Сформулируйте тему и задачи урока. (СЛАЙД №5)

Что такое природные зоны?

Ваши гипотезы.

Прочитайте текст на стр. 87-89 и  докажите или опровергните свои гипотезы.

Сейчас отправляемся  в виртуальное путешествие из Воркуты в Сочи. Класс делится на группы путешественников, каждая группа изучает свою природную зону и дает информацию остальным путешественникам. (СЛАЙД №6)

ФИЗМИНУТКА!!!!!!!! (перед выступлением групп)

(СЛАЙД №7)

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки в бок, вперед смотри – это «три»,

На четыре – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Выступления групп

(СЛАЙДЫ № 8-15)

Отвечают на вопрос «Карта природных зон».

Формулируют тему «Природные зоны России» и задачи урока. Записывают в технокарту.

Высказывают гипотезы, читают текст, доказывают выдвинутые гипотезы.

Записывают определение в технокарту.

Природные зоны:

1 группа - тундра (стр.89)

2 группа - тайга (стр.89-90)

3 группа - широколиственные леса (стр.91)

4 группа - степь (стр. 92-93)

Работают с текстом учебника, заполняют технокарту.

Выполняют физминутку.

Делятся  информацией с классом.

Самоопределение,

 смыслообразование

Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ;

смысловое чтение ;

Умение  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

4

Первичное закрепление.

(3-4мин.)

Найдите соответствие между живыми организмами и  различными природными зонами. Распределите, глядя на слайд, живые организмы по природным зонам. Назовите эти зоны.

СЛАЙДЫ №16-17

Обучающие выполняют задания по группам в технокарте: называют живые организмы природных зон. Распределяют организмы по зонам.

 Оценивают свою работу в группе.

Оценка изучаемого материала

Умение  создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

5

Закрепление нового материала

Выполните задания №1,2,5 в печатных тетрадях стр. 57-60. Затем обсуждение

СЛАЙД №18

Обучающиеся выполняют задания   в печатных тетрадях.

Оценивают свою работу на данном этапе

Оценка изучаемого материала

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

6

Рефлексия

Вернемся к началу урока. Какие задачи ставились для изучения темы урока? Какая наука помогла раскрыть тему урока? Что понравилось на уроке? СМАЙЛИКИ

СЛАЙД №19

Обучающиеся отвечают на вопросы. Ответственные оценивают свою группу.

Оценивают свою работу на уроке в целом

адекватно оценивать свои возможности, саморегуляция эмоционального состояния

Оценивать  правильность выполненных действий

Формирование  и развитие экологического мышления

7

Домашнее задание

п. 21, РТ №3 (с. 58), №6* (с. 60)

Записывают д.з.


Приложение 1

Тема урока  ____________________________________________________

Природные зоны - это____________________________________________

________________________________________________________________

Команда №______________________________________________________

Природная зона __________________________________________________

Животные________________________________________________________

Растения__________________________________________________________

Задание 1

А                            В

Б                            Г

Задание 2

Тайга:

Тундра:

Широколиственные леса:

Степь:

Приложение 2

Лист самооценки

Мое настроение в начале урока

Описание: http://belclass.net/school/lesson3219/SiteAssets/SitePages/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA/55.jpg

Этап урока

Оценка учащегося

Оценка учителя

Актуализация знаний:

А) устный ответ

Б) биодиктант

А)

Б)

А)

Б)

Работа в группе

Закрепление

Общая оценка

Мое настроение в конце урока

Описание: http://belclass.net/school/lesson3219/SiteAssets/SitePages/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA/55.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Модульный урок по теме «Природные зоны России»

« Природные зоны России» в 8 классе...

Урок по теме: "Природные зоны России"

Материал для урока по теме: "Природные зоны России"...

Итоговый урок по теме "Природные зоны России"

Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....

Тест по биологии" Природные зоны" России 5 класс

Тест включает два варианта по пять заданий с одним вариантом ответа. Также прилагаются ответы....

Тест по биологии Природные зоны России 5 класс

Тест по биологии Природные зоны России 5 класс...