открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России" (по программе И.Н. Пономаревой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_prirodnye_zony_rossii.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
Андреева Марина Олеговна, учитель биологии и экологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Конспект открытого урока биологии с элементами географии
в 5 классе на тему: « Природные зоны России»
Данная тема изучается в 5 классе в разделе «Жизнь организмов на планете Земля». Урок проводился мной в 3 четверти 2016-2017 учебного года. Так как эта тема изучается и на уроках географии, то данный конспект урока можно использовать при проведении интегрированного урока биологии и географии.
Педагог: Андреева М.О.
Автор учебника: Биология 5 класс. И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Содержательная (предметные результаты):
-Узнать природные зоны России
- Выяснить, какие организмы обитают в той или иной природной зоне
Деятельностная:
-Формирование у обучающихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-Повысить интерес обучающихся к изучению биологии
-Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе.
Регулятивные УУД: целеполагание, планировать пути достижения цели, выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Оборудование и технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, географическая карта.
Рабочие материалы для обучающихся: листы самооценки (приложение 2), технологическая карта (приложение 1), учебник, рабочая тетрадь.
Элементы содержания урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Проблемное объяснение нового знания.
- Первичное закрепление.
- Закрепление нового материала.
- Рефлексия.
Конспект урока
№ | Этапы урока | Деятельность | Планируемые результаты | |||
учителя | учащихся | Личностные: | Познавательные: | Метапредметные | ||
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.) | Включение в деловой ритм, распределение по группам, раздать технокарты по группам. Рефлексия в начале урока!!!!!!!! СЛАЙД №1 | Подготовка класса к работе, планирование урока: повторение пройденного материала, изучение новой темы, закрепление материала. | Самоопределение,целеполагание, планирование | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
2 | Актуализация знаний (7-8 мин) | Какую тему вы изучили на прошлом уроке? Что называют природным сообществом? Каким образом химические вещества передвигаются из неживой природы в живую природу и обратно? Как называются звенья цепи питания? Как называется место, где проживает живой организм? Какие среды обитания вы знаете? Как можно назвать условия существования? Какие экологические факторы вы знаете? БИОДИКТАНТ!!!! СЛАЙД №2 Посмотрите на слайд, назовите природное сообщество и организмы данного сообщества. Встречается ли такое природное сообщество на территории Саратовской области? СЛАЙД №3 | Учащиеся отвечают и дают определение «Природные сообщества». Отвечают на вопросы.
Обучающиеся называют функциональные группы организмов (производители, потребители, разрушители). Рассказывают о цепях питания, круговороте веществ. Пишут биодиктант. Оценивают свою работу на данном этапе урока Отвечают на вопрос. Называют природное сообщество «тропический лес» и организмы данного сообщества. | Смыслообразование | Давать определения понятиям, объяснять явления, процессы. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, |
3 | Проблемное объяснение нового знания (2-3 мин) (5-6 мин) (4-5 мин) | Посмотрите на следующий слайд презентации. Что на нем изображено? СЛАЙД №4 Сформулируйте тему и задачи урока. (СЛАЙД №5) Что такое природные зоны? Ваши гипотезы. Прочитайте текст на стр. 87-89 и докажите или опровергните свои гипотезы. Сейчас отправляемся в виртуальное путешествие из Воркуты в Сочи. Класс делится на группы путешественников, каждая группа изучает свою природную зону и дает информацию остальным путешественникам. (СЛАЙД №6) ФИЗМИНУТКА!!!!!!!! (перед выступлением групп) (СЛАЙД №7) Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки в бок, вперед смотри – это «три», На четыре – поскакать. Две руки к плечам прижать – это «пять», Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». Выступления групп (СЛАЙДЫ № 8-15) | Отвечают на вопрос «Карта природных зон». Формулируют тему «Природные зоны России» и задачи урока. Записывают в технокарту. Высказывают гипотезы, читают текст, доказывают выдвинутые гипотезы. Записывают определение в технокарту. Природные зоны: 1 группа - тундра (стр.89) 2 группа - тайга (стр.89-90) 3 группа - широколиственные леса (стр.91) 4 группа - степь (стр. 92-93) Работают с текстом учебника, заполняют технокарту. Выполняют физминутку. Делятся информацией с классом. | Самоопределение, смыслообразование | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ; смысловое чтение ; | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
4 | Первичное закрепление. (3-4мин.) | Найдите соответствие между живыми организмами и различными природными зонами. Распределите, глядя на слайд, живые организмы по природным зонам. Назовите эти зоны. СЛАЙДЫ №16-17 | Обучающие выполняют задания по группам в технокарте: называют живые организмы природных зон. Распределяют организмы по зонам. Оценивают свою работу в группе. | Оценка изучаемого материала | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
5 | Закрепление нового материала | Выполните задания №1,2,5 в печатных тетрадях стр. 57-60. Затем обсуждение СЛАЙД №18 | Обучающиеся выполняют задания в печатных тетрадях. Оценивают свою работу на данном этапе | Оценка изучаемого материала | осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
6 | Рефлексия | Вернемся к началу урока. Какие задачи ставились для изучения темы урока? Какая наука помогла раскрыть тему урока? Что понравилось на уроке? СМАЙЛИКИ СЛАЙД №19 | Обучающиеся отвечают на вопросы. Ответственные оценивают свою группу. Оценивают свою работу на уроке в целом | адекватно оценивать свои возможности, саморегуляция эмоционального состояния | Оценивать правильность выполненных действий | Формирование и развитие экологического мышления |
7 | Домашнее задание | п. 21, РТ №3 (с. 58), №6* (с. 60) | Записывают д.з. |
Приложение 1
Тема урока ____________________________________________________
Природные зоны - это____________________________________________
________________________________________________________________
Команда №______________________________________________________
Природная зона __________________________________________________
Животные________________________________________________________
Растения__________________________________________________________
Задание 1
А В
Б Г
Задание 2
Тайга:
Тундра:
Широколиственные леса:
Степь:
Приложение 2
Лист самооценки | ||
Мое настроение в начале урока | ||
Этап урока | Оценка учащегося | Оценка учителя |
Актуализация знаний: А) устный ответ Б) биодиктант | А) Б) | А) Б) |
Работа в группе | ||
Закрепление | ||
Общая оценка | ||
Мое настроение в конце урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Модульный урок по теме «Природные зоны России»
« Природные зоны России» в 8 классе...
Урок по теме: "Природные зоны России"
Материал для урока по теме: "Природные зоны России"...
Итоговый урок по теме "Природные зоны России"
Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....
Тест по биологии" Природные зоны" России 5 класс
Тест включает два варианта по пять заданий с одним вариантом ответа. Также прилагаются ответы....
Тест по биологии Природные зоны России 5 класс
Тест по биологии Природные зоны России 5 класс...