Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

Рабочая программа по биологии для 6 класса. Расчитана на 1 час в неделю (35 часов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по биологии

На 2017-2018 учебный год

6 класс

количество часов 34 в год, 1 час в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва


Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 67 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Региональный компонент представлен краеведческим материалом в объеме 10%.  Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности ,  способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах

Цель обучения  Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

         * Понимание  ценности  знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

         * Формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

          * Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

– Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам освоения программы

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

 2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

 риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

В том числе на:

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

экскурсии

1

Наука о растениях - ботаника.

4

4

2

Органы цветковых растений

8

4

4

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

5

1

1

4

Многообразие и развитие растительного мира

10

9

1

5

Природные сообщества

5

3

1

1

Итого :

34

25

6

2

1

Содержание разделов и тем учебного курса

Наука о растениях - ботаника ( 4ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Органы цветковых растений. ( 8ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и  оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».

Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.  Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (5 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».

Перечень материально-технического обеспечения

  1. Мультимедийный пректор;
  2. Наглядные пособия;
  • муляжи плодов;
  • разборная модель цветка;
  • гербарий;
  1. Лабораторное оборудование:
  • предметные стекла;
  • покровные стекла;
  • микропрепараты;
  • препаровальные иглы;
  • микроскоп лабораторный и ученический;
  • скальпель;
  • пинцет;
  • фильтровальная бумага;

4.  Печатные пособия:

  • таблицы;
  • карты;
  • атласы.

Информационные источники

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н.    Пономарева, В.С. Кучменко.
  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
  4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Список литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;
  3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).


Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Вид, форма

контроля

Тип урока

Материально-техническое обеспечение

Дата

Примечание (ЕГЭ,  корреционная работа, 

предметные

метапредметные

проведения

фактическая

Раздел 1. Наука о растениях - ботаника.

 1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

 1

 Знать: формы растений, значение растений, основные органы растений

Уметь: давать определения ботаника , находить органы у растения, определять их функцию

 — составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Устный опрос

  Беседа

Гербарий, таблица "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения"

1-я неделя сентября

2

Многообразие жизненных форм растений.

Видовое разнообразие растений Западной Сибири.

1

 Знать: основные экологические факторы и их влияние на растения

Уметь: определять растения разных экологических зон

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

Презентация

Медиапроектор, гербарий

2-я неделя сентября

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

знать:

строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки.

уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;работать с лупой и микроскопом ;готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

 

Тестирование и индивидуальная работа с карточками

Беседа

Лупа. микроскоп, фильтровальная бумага,

таблица

"Строение растительной клетки", йод

3-я неделя сентября  

4

Ткани растений.

знать: характерные признаки различных растительных тканей

уметь: распознавать различные виды тканей.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы;

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Тестирование и индивидуальная работа с карточками

Беседа

Таблица "Ткани растений"

4-я неделя сентября  

Раздел 2. Органы цветковых растений

5

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

1

Знать: части корня, их функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Индивидуальная работа с карточками и тестирование

Беседа

/Лабораторная работа

Таблица

"Строение и прорастание семян фасоли", лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели

1-я неделя октября

6

Условия прорастания семян

1

Знать: роль воды и воздуха в прорастании семян; значение запасных питательных веществ.

Уметь: объяснять зависимость прорастания семян

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Тестирование

Беседа

Коллекции семян, сухие и проросшие семена

2-я неделя октября  

7

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

1

Знать: части корня, их функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

Презентация/Лабораторная работа

Медиапроектор, проростки фасоли, гороха, луковицы с клубнями, таблицы "Строение корня растения", "Вегетативные органы растения", "Цветковое растение и его органы".

3-я неделя октября

8

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

1

Знать: части побега, их строение и функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Тестирование

Лекция

/Лабораторная работа

Таблица "Строение побега", лупы, гербарии пинцеты, препаровальные иглы, скальпели

4-я неделя октября

9

Лист, его строение и значение.

1

Знать: части листа, типы листьев

Уметь: показывать их, называть

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа

Биологический диктант

Презентация

Медиапроектор, комнатные растения. гербарий листа ивы, схема процесса фотосинтеза.

1-я неделя ноября

10

Стебель , его строение и значение.

 Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

1

Знать: части стебля, их строение и функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Фиксировать результаты исследований.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

Лекция с элементами беседы/Лабораторная работа

Поперечные спилы деревьев, таблицы "Внешнее строение стебля", "Внутреннее строение стебля", луковица, клубень картофеля

2-я неделя ноября

11

Цветок, его строение и значение.

1

Знать: части цветка, их строение и функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение, распознавать генеративные и вегетативные части цветка

Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

Презентация, беседа

Медиапроектор, цветущие комнатные растения, разборная модель цветка, таблица "генеративные органы растений"

3-я неделя ноября

12

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

Знать: части плода, их строение и функции, типы плодов

Уметь: называть и объяснять их значение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Биологический диктант

Презентация, беседа

Медиапроектор,  разборная модель цветка, сухие и сочные плоды, таблица "Типы плодов".

4-я неделя ноября

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

13

Минеральное питание растений и значение воды.

1

Знать: особенности корневого питания, элементы, необходимые растению, пути продвижения веществ внутри растения

Уметь: объяснять действие элементов питания на растение

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Лекция

Таблицы "Передвижение веществ по растению", "запасные вещества растений,

, комнатные растения

1-я неделя декабря

14

Воздушное питание растений - фотосинтез.

1

Знать: этапы фотосинтеза, вещества и условия, необходимые для этого процесса

Уметь: давать определение фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза

Обосновывать космическую роль зеленых растений

Биологический диктант

Презентация

Медиапроектор, схема фотосинтеза, таблица "запасные вещества растений"

2-я неделя декабря

15

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

Знать: отличия фотосинтеза и дыхания

Уметь: объяснять суть дыхания и его значение

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Тестирование

Беседа

Схема фотосинтеза, таблица "запасные вещества растений"

3-я неделя декабря

16

Контрольная работа № 1

1

Систематизировать и обобщать материал

Контрольная работа

4-я неделя декабря

17

Размножение и оплодотворение растений.

1

Знать: способы бесполого и полового размножения

Уметь: приводить примеры, сравнивать половое и бесполое размножение у растений

Доказывать обоснованность определения "двойное оплодотворение" применительно к цветковым растениям

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Беседа

Разборная модель цветка, таблица "генеративные органы растений", модели тычинки, пестика.

2-я неделя января

18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

1

Знать: типы размножения, их отличия и значение, термины и их значение

Уметь: объяснять этапы полового размножения растений, значение вегетативного размножения, отличать половое и вегетативное размножение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Презентация /лабораторная работа

Медиапроектор, рисунки и фотографии растений, клубень картофеля. луковица, таблицы: "вегетативное размножение растений" ," вегетативное размножение растений".

3-я неделя января

19

Рост и развитие растений.

1

Знать: этапы развития растения, условия прорастания семян

Уметь: объяснять причины периодичности роста растений

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды

Тестирование

Лекция

Таблицы : "Оплодотворение цветковых растений, "Возрастные изменения в жизни растений", гербарии растений, семена

4-я неделя января

Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира.

20

Систематика растений, ее значение для ботаники.

1

Знать: таксоны растений, последовательность соподчинения таксонов, семейства и признаки семейств

Уметь: располагать их по порядку, объяснять смысл классификации растений, распределять семейства по классам и семействам

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Лекция с элементами беседы

Комнатные растения, таблицы основных отделов растений

1-я неделя февраля

21

Водоросли, их многообразие в природе.

1

Знать: строение водорослей, типы их размножения, их значение, понятие

Цикл развития

Уметь: распознавать части водорослей и объяснять их функции, перечислять этапы их развития

Тестирование  

Презентация

Медиапроектор, Таблица "Одноклеточные водоросли", "Многоклеточные водоросли", живые водоросли

2-я неделя февраля

22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

Знать: строение мхов, типы их размножения, их значение, понятие

Цикл развития

Уметь: распознавать части мхов и папоротников и объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Биологический диктант

Беседа/ лабораторная работа

Таблицы "Растения болот", "Зеленый мох кукушкин лен", "Сфагновые мхи и их строение"гербарные материалы мхов

3-я неделя февраля

23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

Знать: строение и размножение папоротников ,плаунов, хвощей

Уметь: объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Лекция с элементами беседы.

Таблица "Цикл развития папоротника", гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников

4-я неделя февраля

24

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Знать: строение голосеменных, их размножение, их значение

Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Беседа

Побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, таблица "Строение и размножение сосны"

1-я неделя марта

25

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Знать: строение покрытосеменных, их размножение, их значение

Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять причины господства на планете

Тестирование

Лекция с элементами беседы

Комнатные растения, муляжи плодов культурных растений, таблица "Дикорастущие и культурные растения, таблицы с изображениями различных цветковых растений

2- неделя марта

26

Семейства класса Двудольные.

1

Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств

Уметь: распознавать представителей семейств.

Применять приемы работы с определителем растений

Тестирование

Лекция с элементами беседы

Таблицы семейств, коллекции и муляжи плодов, гербарии растений

3-я неделя марта  

27

Семейства класса Однодольные

1

Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств

Уметь: распознавать представителей семейств.

Применять приемы работы с определителем растений

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Лекция с элементами беседы

Таблицы семейств, коллекции и муляжи плодов, гербарии растений

4-я неделя марта

28

Историческое развитие растительного мира.

1

Знать: этапы развития растений, особенности разных групп растений, причины эволюции

Уметь: давать определение эволюции, естественного отбора, борьбы за существование, объяснять причины возникновения приспособлений у растений

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Тестирование

Презентация

Медиапроектор, таблицы: "Развитие растительного мира, гербарии мхов, плаунов, папоротников,

голосеменных и покрытосеменных растений.

1-я неделя апреля  

29

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

1

Знать: группы культурных растений, центры их возникновения

Уметь: давать определение селекции и сорта, объяснять суть искусственного отбора, его отличие от естественного

Характеризовать значение растений в жизни человека

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Беседа

Медиапроектор, таблицы: "Развитие растительного мира, гербарии мхов, плаунов, папоротников,

голосеменных и покрытосеменных растений.

2- неделя апреля

Раздел 5.Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса

30

Понятие о природном сообществе -  биогеоценозе и экосистеме.

.

1

Знать: части биогеоценоза, их функции, основные биотопы планеты

Уметь: давать определения биогеоценоза, экосистемы, распределять растения по биотопам и объяснять их приспособленность к условиям местообитаний

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества

Тестирование

Лекция с элементами беседы

Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота".

3- неделя апреля

31

Экскурсия

Знать: растения на изучаемой территории,

 Уметь: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Выполнять исследовательскую работу : находить изучаемые виды растений , определять количество ярусов в природном сообществе, отмечать весенние явления в природе

Групповая работа по карточкам

Лупы

4-я неделя апреля

32

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

1

Знать: особенности расположения растений в лесных сообществах, экологические группы растений, отличия агроценоза

Уметь: объяснять причины ярусности, развития экосистем

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции

Устный опрос

Лекция с элементами беседы

Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота".

1-я неделя мая

33

Смена природных сообществ и ее причины.

1

Знать: причины смены природных сообществ

Уметь: объяснять причины неустойчивости агроценозов и природных сообществ

Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам

Заключительная беседа.

Таблицы:" Природное сообщество", "Ярусность в растительном сообществе", "Растения елового леса", "Растения соснового леса", "Растения широколиственного леса", "Растения луга", "Растения болота", "Смена растительных сообществ".

2-я неделя мая

34

Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса.

1

Систематизация и обобщение знаний

3-я неделя мая

        Итого:                                                                                                                                                                                                                                  34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...