Методическая разработка и сценарий внеклассного мероприятия «Вода России – наше богатство!»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Суркова Лина Анатольевна

Цель занятия – сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.

Задачи:

·        донести до учащихся значимость водных ресурсов для экономики, социума и экосистемы нашей планеты;

·        доступно, на наглядных примерах показать актуальные проблемы использования водных ресурсов;

·        прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;

·        обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня в день, дома, в школе и на природе;

·        мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab._hraniteli_vody.docx435.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 176 с углубленным изучением отдельных предметов»

 городского округа Самара

Методическая разработка и сценарий внеклассного мероприятия

«Вода России – наше богатство!»

Суркова Лина Анатольевна,

учитель биологии

2016г.

Аннотация.

Запасы пресной воды на Земле строго ограничены, а население и его нужды неуклонно растут. Ряд регионов уже столкнулся с проблемой нехватки пресной воды, а многие эксперты считают её наиболее острой глобальной проблемой грядущих десятилетий. Настало время учиться использовать водные ресурсы рационально, бережно и устойчиво. В сложившейся ситуации особую важность имеет формирование экологической культуры школьников. 22 марта в мире празднуют Всемирный день воды и данное  мероприятие знакомит школьников с днём  воды. Мероприятие рассчитано для учащихся 6-9 классов.

Введение

Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по запасам водных ресурсов. Пресной воды в России много, но запасы её распределены крайне неравномерно. Но главное, использование водных ресурсов в России до сих пор нельзя назвать эффективным и рациональным. Проблема низкого качества воды актуальна для большинства крупных городов. Очень важно формировать экологическую культуру у подрастающего поколения через организацию внеклассных мероприятий, проведение классных часов, посвящённых данной проблеме, водоохранных мероприятий. «Экологическая тема должна стать модной и престижной… Сделать это можно только путём экологического воспитания, образования», – считает премьер-министр Д. А. Медведев. решает одну из самых актуальных задач современного образования – экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные практики водосбережения.

Цель занятия – сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.

Задачи:

  • донести до учащихся значимость водных ресурсов для экономики, социума и экосистемы нашей планеты;
  • доступно, на наглядных примерах показать актуальные проблемы использования водных ресурсов;
  • прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;
  • обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня в день, дома, в школе и на природе;
  • мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.

Оборудование:

  1. Проектор и экран для демонстрации презентации.
  2. Карточки с заданиями для игры.
  3. Грамоты для команд.
  4. Раздаточный материал – карманные книжечки «Водяные выходные»
  5. Ножницы для складывания книжечек.

Сценарий проведения урока.

Продолжительность мероприятия 40 минут. Состоит из 3-х частей.

1. Демонстрация презентации в которой рассматриваются следующие вопросы: 

-Введение. Пресная вода в мире и её роль для всех живых существ.

-Проблемы загрязнения и нерационального использования воды.

-Усилия государства по защите водных ресурсов России.

-Как школьники могут принять участие в защите рек и озёр своей

страны? (15 мин)

2. Игра.

Цель игры – замотивировать учеников ценить и экономить воду. Школь-

ники работают в командах, выполняя увлекательные задания и соревну-

ясь с другими командами. Команда, набравшая к концу игры наибольшее

число баллов («капель»), получает звание Водного знатока.

Работая в командах. Команды выполняют задания 4 типов.

• Практические шаги по сбережению воды.

• Интересные факты о воде.

• Творческие задания.

• Брейн-ринг. (20 мин)

3.Изготовление карманной книжечки. (5 мин)

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир воды и вы узнаете много нового и интересного. В ходе нашего мероприятия каждый из вас постарается проявить свои знания, умения и находчивость в стремлении стать «Знатоком воды».

Много ли воды на Земле? Вся ли вода пригодна для питья? Как мы используем воду и сколько тратим в день? На эти и другие вопросы вы сможете ответить посмотрев презентацию о воде.

Демонстрация презентации и рассказ учителя (15мин)

        Учитель: «А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре на звание знатока воды. Разделитесь на 4 группы по 6 человек. Каждая команда придумывает себе название, связанное с водой и получает цветную карточку для обозначения команды». (2 мин). За каждое правильно выполненное задание команда получает призовые баллы «капли».

Учитель раздаёт командам цветные карточки. Представление команд.

Команда «Ручеёк» - синяя карточка

Команда «Дельфинчики» - красная карточка

Команда «Аква» - зелёная карточка

Команда «Водопад» - жёлтая карточка

Продолжительность игры - 17 мин.

Путём жеребьёвки определяются команды, которые будут последовательно вытягивать задания. Время выполнения задания-1мин.

Категории заданий:

-задания с выбором ответа (количество баллов зависит от сложности вопроса и варианта ответа на него);

-творческие задания (3капли)

-«Брейн-ринг» не имеет вариантов ответа. Команда должна дать ответ в течение 30 секунд. Если правильного ответа не последовало, право ответа переходит к другим командам. В свою очередь, у других команд вообще нет времени на размышления: они должны дать правильный ответ сразу же. За правильный ответ команда получает 1 каплю.

Подведение итогов.

Учитель: «Ребята, как вы считаете, может ли каждый из вас сказать, что уже сегодня он стал  «Хранителем воды»?

А сейчас каждый из вас сделает книжечку-раскладушку, которую можно забрать с собой, рассказать своим друзьям и родителям о том, как нужно беречь воду и для чего это делать просто необходимо уже сейчас». (5 мин)

«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло

к концу. Мы узнали, что мы можем делать каждый день дома и в школе

для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок заканчивается,

но добрые дела по защите воды только начинаются!»

Приложение 1. Карточки-задания

Самый экологичный способ почистить зубы — это:

а) просто открыть кран и чистить зубы, как все;(0б)

б) не чистить зубы совсем; (0б)

в) закрыть кран, пока чистишь зубы, и открыть, чтобы прополоскать рот; (2б)

г) налить стакан воды, чтобы прополоскать рот.(2б)

Что можно сделать с водой, использованной в быту?

а) Помыть ею пол, полить растения; (2б)

б) Мыть ею руки, овощи, фрукты; (0б)

в) Ничего, использовать воду повторно негигиенично; (0б)

г) Дома — ничего, а на даче — полить грядки.(1б)

Как правильно мыть посуду?

а) замочить в раковине или в тазу, а затем ополоснуть чистой водой; (2б)

б) посильней открыть кран и долго мыть с моющими средствами;(0б)

в) проточной водой, без агрессивных моющих средств; (1б)

г) использовать посудомоечную машину, полностью загружая ее посудой.(2б)

Разумно и бережно расходовать воду — значит:

а) чаще принимать ванну, чем душ; (1б)

б) чаще принимать душ, чем ванну; (2б)

в) всегда только душ; (3б)

г) всегда только ванна. (0б)

Как сэкономить воду при стирке одежды?

а) максимально загружать машинку бельем; (2б)

б) загружать машинку наполовину, но стирать при низкой температуре;(0 б)

в) использовать экономичный режим; (2б)

г) стирать вручную. (1б)

Бывает, что горячую воду приходится пропускать, прежде чем она нагреется. Как вы это сделаете?

а) Наберёте «лишнюю» воду в ведро, чтобы вымыть пол или полить цветы.(2б)

б) Дождётесь горячей воды, ведь холодная вам не нужна.(0б)

в) Начнёте использовать воду, пропустив чуть-чуть и не дожидаясь, когда она окончательно нагреется.(1б)

Чтобы не терять воду напрасно, нужно:

а) плотно закрывать краны;(1б)

б) регулярно проверять трубы и сантехнику, чтобы не было утечек;(2б)

в) покупать дорогую сантехнику, чтобы нигде ничего не капало.(0б)

Как сэкономить воду, когда вы ходите в туалет?

а) Вместе с родителями выбрать экономичную сантехнику. Например, унитаз с двумя режимами слива: одна кнопка для меньшего смыва, другая — для большего.(1б)

б) Потери воды при использовании унитаза незначительны и не стоят внимания.(0б)

в) Не спускать воду в туалете без особой надобности — например, бросать мусор не в унитаз, а в ведро.(2б)

г) Положить в бачок пластиковую бутылку с водой(2б)

Какое творение природы состоит из воды на 99%?

а) Человек. (0б)

б) Огурец. (1б)

в) Медуза.(2б)

80% поверхности Земли покрыто водой. Какая её часть пригодна для питья?

а) 1% (2б)

б) 3% (1б)

в) 7%(0б)

 Что происходит с водой, которой мы умываемся, моем посуду, стираем бельё?

а) Её просто сбрасывают в ближайшие водоёмы. (0б)

б) Она проходит систему очистки сточных вод и возвращается в природу. (1б)

в) В развитых городах очищается, но в некоторых населённых пунктах до сих пор сбрасывается без очистки.(2б)

Куда девается использованная вода на космической станции?

а) Выбрасывается в космос. (0б)

б) Используется повторно для уборки и других технических нужд.(1б)

в) Вся вода на борту проходит очистку и используется повторно, в том числе для питья.(2б)

Почти 80% загрязнений в Мировом океане — это:

а) токсичные отходы заводов и фабрик; (0б)

б) пластиковый мусор; (2б)

в) рыболовные сети.(1б)

В Антарктиде учёные используют снегоплавильные установки, чтобы получить воду. Как вы думаете, как часто сотрудники полярных станций принимают душ?

а) Каждый день по 1 минуте (0 капель).

б) 2 раза в неделю по 5 минут (1 капля).

в) 2 раза в неделю по 2 минуты (3 капли).

На что мы тратим больше всего воды?

а) На личную гигиену.(2б)

б) На приготовление пищи.(1б)

в) На орошение в сельском хозяйстве. (3б)

Творческие задания.

1. Расскажите 3 пословицы о воде.

По 1 капле за каждый пословицу.

Время выполнения задания — 1 минута.

2. Спойте строчку из 3 песен о воде

По 1 капле за каждую песню. Время выполнения задания — 1 минута.

3. Назовите 3 картины, на которых изображена вода, и фамилию художника.

По 1 капле за каждую картину.

Время выполнения задания — 1 минута.

4. Назовите 3 литературных произведения, в которых говорится о воде

По 1 капле за каждое произведение.

Время выполнения задания — 1 минута.

5. Мимикой и жестами, без слов, изобразите водяной счетчик.

6. Мимикой и жестами, без слов, изобразите акцию по уборке берегов.

7. Назовите 3 фильма о воде.

8. Придумайте оригинальные слоганы (призывы) для плакатов, которые можно повесить в школе, чтобы другие ученики экономили воду.

Брейн-ринг

1. На сколько процентов состоят из воды млекопитающие и рыбы?

2. Вода в море покрылась радужной плёнкой. Что случилось?

3. В воздухе парят мелкие капельки воды, и в них преломляется солнечный свет. Что это за явление?

4. Когда во многих странах мирах отмечается Всемирный день воды?

5. Назовите самое глубокое озеро на планете.

6. Сколько тонн воды потребуется на изготовление 1 гамбургера?

7. Сколько мы тратим на чистку зубов?

8. Какое устройство помогает сэкономить деньги, сберегая воду дома?

Приложение 2. Грамота «Водного знатока»

http://cdn2.rf-sp.ru/cd/ae/cdae570342ab811a8ed929214e49970f.jpg

НАГРАЖДАЕТСЯ

КОМАНДА «__________________»,

ПОЛУЧИВШАЯ ЗВАНИЕ

«ВОДНОГО ЗНАТОКА»

http://mpr.gov-murman.ru/upload/iblock/296/ekva.jpg

G:\117___10\IMG_0381.JPG G:\117___10\IMG_0380.JPG

G:\117___10\IMG_0369.JPG 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии,  литературе, музыке....

"Интернет - друг или враг?" - методическая разработка и сценарий внеклассного мероприятия

Публикация содержит материалы для проведения классного часа по теме информационно-коммуникационной грамотности и безопасности детей в интернете в форме сюжетно-ролевой игры (суд на интернетом и компью...

Сценарий внеклассного мероприятия "Ушаков.Россия.Флот"

Внеклассное мероприятие посвящено Ф.Ф.Ушакову...

Сценарий внеклассного мероприятия "Моя Россия"

Сценарии внеклассных мероприятий по географии...

Сценарий внеклассного мероприятия "Что едали наши деды".

Данное внеклассное мероприятие можно провести в 6-8 классах на праздник Масленица....

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....