Внеклассное мероприятие "Мир птиц"
методическая разработка по биологии по теме

Полубоярова Юлия Анатольевна

Данное  внеклассное мероприятие проводится в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_mir_ptits.docx67.58 КБ
Office presentation icon mir_ptits.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа  для начальных классов  

«Мир птиц».

Цель: развитие интеллектуальной и познавательной  сферы учащихся.
Задачи: 
расширить знания учащихся о многообразии пернатых; 
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц; 
прививать любовь и бережное отношение к родной природе; 
развивать смекалку, наблюдательность; 
воспитывать терпимость, коллективизм, взаимовыручку;

расширять кругозор учащихся; 
Ход мероприятия: 

Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.


- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).

Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)

- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц. 
(сообщения подготовленные учащиеся) (слайд 2-6 )
1.Зарянка

2.Сойка,

3.Зяблик.

4. Клёст

5.Свиристель.

Станция 1. «Отыщите птиц»

Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать. 
- В тексте затаились названия птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева.

Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_92294d6b61c23a60e19b8887a2a13f8a.jpg

Ответы:  

птица –рыболов  - БАКЛАН

птица-плотник- ДЯТЕЛ

лесная кошка- ИВОЛГА

птица-строитель-ЛАСТОЧКА

птица-акробат-ПОПоЛЗЕНЬ

пернатый солист-СОЛОВЕЙ

ночной хищник-СОВА

легкомысленная мамаша- КУКУШКА

(послушать голос иволги, видио поползень, баклан)

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_155d7d71f935aedcb4cf1f71f7993b31.jpg

Ответы:

Гуси –ГОГЧУТ

Соловьи-СВИСТЯТ

Журавли-КРИЧАТ

Утки-КРЯКАЮТ

Вороны-КАРКАЮТ

Ласточки-щебечут

Голуби-ВОРКУЮТ

Синицы-пищат

Совы-УХАЮТ

Станция 4. «Корм для птиц». 
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
•Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
•Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
•Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
•Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
•Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
•Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
•Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
•А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
•Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи). Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»  (слайд 4-12)
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда. 

Станция 6 «Викторина».
На сколько вопросов ответит команда, столько баллов и получит. Если в вопросе нужно назвать несколько птиц, то сколько птиц названо, столько баллов получает команда за этот вопрос.
1.Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи.)
2.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина.)
3.Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус.)
4.Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек.)
5Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)
6.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
7.Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест.)
8.Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка.)
9.Назовите птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, дятел и др.)
10.Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны.)
11.Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри.)
12.Какие птицы не летают? (Африканский страус, американский нанду, эму, казуар, киви, пингвины.)
13.Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. По народной примете, через день-два после того, как пролетели гуси, надо ждать снегопада.)
14.Как ворона предсказывает мороз? (Если вороны и галки расположились на ночлег на кончиках ветвей – значит, ночь будет теплая. Если птицы прижались к стволу – жди мороза.)
15.Какая птица высиживает яйцо на весу? (Пингвин.)
15.Какая птица издает собачий лай? (Самец белой куропатки. Весной во время тока он издает звук, похожий на лай собаки.)
16.Какая птица имеет самую высокую скорость в пикировании? (Скорость полета сокола во время пикирования на добычу может достигать 360 км/ч.)
17.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
18.Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)
19.Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист.)
20.Какое народное название у вороны? (Карга.)

Станция 7. «Тест». (слайд 13-19)
- Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
Примечание: когда проверяются ответы, то учитель сопровождает их небольшим рассказом.
Вопросы:
1.Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2.Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3.Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- разыскивает пищу;
освобождается от паразитов.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)
4.Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая…» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 км/ч.)
5.Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
сильный птенец убивает слабого;
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
6.Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)
7.А кто из птиц лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец – танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.
8.О какой птице идёт речь в сказке датского писателя Г.-Х. Андерсена "Дюймовочка".
- синица;
ласточка;
- ворон.

Станция 8. «Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Сколько слов отгадано, столько баллов и получает команда.
•Могучий, как … (орел).
•Вороватый, как … (ворона).
•Важный, как … (гусь).
•Надутый, как … (индюк).
•Длинноногий, как … (журавль).
•Большеглазый, как … (филин).
•Взгляд хищный, как у … (ястреба).
•Взгляд зоркий, как у … (сокола).
•Болтливый, как … (сорока).
•Ворковать, как … (голубь).
•Накаркать (накликать беду), как … (ворона).
•Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).

Станция 9. «Загадочная».
- Отгадайте загадки. 
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока 
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь – 
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат, 
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
(Грач)
Щиплет за пятки — 
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне, 
Не всадник, а со шпорами. 
(Петух)
Явился в желтой шубке — 
Прощайте, две скорлупки! 
(Цыпленок)
Озорной мальчишка 
В сером армячишке 
По двору шныряет, 
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
Станция 10. «Грамматейка». (слайд 20)
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)


Станция

1

«Отыщите птиц»

Станция

2

 «Узнайте птиц»

Станция

3

«Птичьи разговоры»

Станция

4

«Корм для птиц». 

Станция

5

«Кто Я?»  

Станция

6

«Викторина».

Станция

7

«Тест»

Станция

8

Живые синонимы

Станция

 9

«Загадочная».

Станция

 10

 «Граммате йка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Мир птиц» Зарянка своей песней встречает утреннюю и вечернюю зори. В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре. Птичка лесная зарянка Песню запела заре . Зарянка

Слайд 3

«Мир птиц» Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой. Сойка или горихвостка

Слайд 4

«Мир птиц» Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом. Зяблик

Слайд 5

«Мир птиц» Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Клёст

Слайд 6

«Мир птиц» В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова. Свиристель

Слайд 7

«Мир птиц» Поползень

Слайд 8

«Мир птиц» Снегирь

Слайд 9

«Мир птиц» Ласточка

Слайд 10

«Мир птиц» Дятел

Слайд 11

«Мир птиц» Сова

Слайд 12

«Мир птиц» Воробей

Слайд 13

«Мир птиц» 1.Для чего дятел барабанит? - клюв чистит; -кому-то что-то сообщает; - музыкой увлекается.

Слайд 14

«Мир птиц» Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается? - дятел имеет крохотный мозг; - череп сверхкрепкий; -голова на амортизаторах

Слайд 15

«Мир птиц» Зачем страус голову в песок прячет? - от страха; - разыскивает пищу; -освобождается от паразитов;

Слайд 16

«Мир птиц» Какие птицы самые быстрокрылые? - соколы и ястребы; - утки и чайки. -ласточки и стрижи;

Слайд 17

«Мир птиц» Почему у журавля всегда рождается только один птенец? - журавль откладывает всего одно яйцо; - птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда; -сильный птенец убивает слабого

Слайд 18

«Мир птиц» Какая птица является чемпионом по нырянию? - утка; - гагара; -пингвин;

Слайд 19

«Мир птиц» А кто из птиц лучший танцор? - павлин; - гусь; -журавль;

Слайд 20

«Мир птиц» Из предложенных букв составьте названия птиц.В названии не должна повторяться одна и та же буква. П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

внеклассное мероприятие "ПТИЦЫ"

Внеклассное мероприятие "Птицы" проводится 1 апреля.В нём принимают участие учащиеся с 1 по 11 класс.Все учащиеся участвуют в различных конкурсах : изготовление скворечников ,а зимой - кормушек.,рисую...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши верные друзья"

Конспект внеклассного мероприятия (занятие - игра) для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Внеклассное мероприятие "Птицы наши друзья"

Цели: ·         Прививать любовь к птицам;·         Развивать творческие способности;·...

Внеклассное мероприяти "Птицы- наши друзья".

Внеклассое мероприятие "Птицы - наши друзья"  развивает восприимчивость ребёнка к миру природы. Закрепляет  знания детей о птицах, их пользе для человека. Развивает логическо...