Внеклассное мероприятие "Птицы - наши пернатые друзья"
материал по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

Шорец Ольга Владимировна

Внеклассное мероприятие по биологии, посвещенное Международному дню птиц, для учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklasnoe_meropriyatie_na_den_ptits.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа.

Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное Международному дню птиц

«Птицы – наши пернатые друзья!»


Дата проведения: 1 апреля 2015г.

учитель биологии и химии  Шорец О.В.

Цель: расширять кругозор детей в области изучения орнитологии.
Задачи:
Образовательные: 
- выработка предметных компетенций;
- повторение и обобщение ранее изученного материала.
Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы;
- развитие умений выступления перед аудиторией;
Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к прекрасному;
- формирование эстетических идеалов;
- воспитание чувства личной ответственности за общее дело.
Оборудование:  школьная доска, компьютер, 3 стола для команд, стол и стулья для жюри.

Сценарий мероприятия

Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с командами на внеклассном мероприятии по биологии, посвященное Дню птиц.
Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите,
К победе поспешите и всех нас удивите!
Приглашаем команды, занять свои места. Оценивать ваши выступления сегодня будут члены жюри в составе ...
(Объявляется состав жюри.)

Описание мероприятия. Данное внеклассное мероприятие рекомендовано для учащихся 5-7 классов, проводится между тремя командами по 5-6 человек. Приурочено к Международному дню птиц.
Организуется выставка «Птицы Красной книги Владимирской области»

Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное Дню птиц.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. ( на фоне голосов птиц)

        Ежегодно в России  1 апреля отмечается День птиц. 22 марта – День «заклинания» птиц. Главный «птичий» праздник. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. В этот день из теста выпекают «жаворонки» и угощают ими друзей и знакомых. Раньше на Благовещение (7 апреля) соблюдали обряд опущения птиц на волю. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же отпускали их на волю. Впервые день птиц был проведен в 1894 г. в США. Первый в СССР День птиц состоялся в 1924 г.. Организовали и провели его орнитолог Центральной биостанции юных натуралистов Н. Дергунов и учитель Ермошкинской школы Смоленской области Мазуров. В 1924 г. юннаты развесили только в Москве 1098 птичьих домиков. День птиц проходил при большом стечении народа, красочно оформлялся, имел музыкальное сопровождение и пользовался большой популярностью у ребят и взрослых. Основная идея Дня птиц – сделать праздник для миллионов людей, праздник общения с природой, с птицами. Традиция празднования Дня птиц в нашей стране родилась во второй половине ХIХ века. Позже эстафету принял не менее талантливый ученый и педагог Петр Петрович Смолин. В 1993 году создан Союз охраны птиц России. С 1995 года союз входит в состав Международной ассоциации по охране птиц (BirdLife International). В 1999 году союз возродил традицию ежегодного проведения Дня птиц. Основная цель Союза – сохранить разнообразие диких птиц и места их обитания в России. Она достижима только при поддержке всех жителей страны. Помочь птицам и природе мы сможем только вместе. Название: Общероссийская общественная организация "Cоюз охраны птиц России". Цели и задачи: информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории России.  В России насчитывается около 60 региональных отделений Союза охраны птиц России. Членом Союза может быть любой гражданин, достигший 18-летнего возраста.

Выходят ведущие.

1 вед. Птицы! Их можно увидеть и услышать везде: в парках, скверах, садах, лесах, на полях, возле водоемов, в городах и селах, просто на улицах.

2 вед. Птицы – это песня и полет! Их песни звучат на Земле круглый год. Их голоса мы слышим днем и ночью.

1 вед. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море, океан.

2 вед. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям.

1 вед. Птицы – част природы, без них ее красота была бы неполной.

2 вед. Птицы – наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов от вредителей и грызунов.

1 вед. Поэтому их нужно охранять и беречь. О них нужно заботиться и помогать им в трудную минуту.

2 вед. И вот сегодня мы проводим конкурсную программу между командами 5-8 классов

1 вед. Приглашаем команды для участия в конкурсах.

2 вед. Команды представляют свои визитки: название, капитана.

Начнем наше мероприятие с приветствия.

Этап 1 «Приветствие команд» (Каждая команда представляет название, капитана.).

Этап 2 «Птичий сканворд» (приложение 1)
Один правильный ответ – 1 балла.

Этап 3 «Угадай птицу по голосу» Представителям команд предлагается прослушивание голосов птиц. Команда в течении определенного времени дает ответ в письменном виде. (Номер голоса и названия птиц).
Один правильный ответ - 5 баллов.

Этап 4 «Знатоки птиц» 
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
2. У кого бывает исполнение «свадебных песен» - токование? ( у глухарей)
3. Птица, которая хорошо подражает голосам другим птиц (особенно хищных) и самым разнообразным звукам (сойка)
4. Птица лесной доктор (дятел)
5. Птица-акробат (поползень)
6. Каких птиц можно назвать «зимними цветами»? (снегири)
7. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
8. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговые ласточки)
9. Какая птица самая крупная в мире? (страус)
10. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
11. Какая птица самая маленькая в мире? (королек, колибри)
12. Какая птица высиживает яйцо на ногах, прижимая к брюху? (пингвин)

Этап 5 «Черный ящик» 
Каждый правильный ответ – 5 балл. (капитаны достают вопросы из ящика)
1. Невозможно оставаться спокойным при встрече с этой птицей: пронзительный взгляд большущих глаз, устрашающе оттопыренные «уши» из пучков перьев, острый черный клюв. Вот-вот спрыгнет с дерева, вцепится острыми когтями. Охотится ночью на средних и мелких млекопитающих – от зайцев до мышевидных и насекомоядных. Обитатель лесов, оврагов, иногда болот
. ( Филин) .

2. Окраска золотисто-черная. Живет в березовых рощах, смешанных лесах, тенистых парках. Не всегда удается увидеть чудесную птицу. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки. Эта птица первой осенью улетает в теплые края, а весной последней возвращается на родное гнездовье. (Иволга)

3. Исчезающий вид. На голове красное пятно, часть головы и шеи, хвост и верх крыльев черные. Птица серого цвета. Еще снег не растаял, а они уже курлычут в вышине. Очень осторожные птицы. Гнезда их – куча хвороста на земле или утоптанном камыше, а иногда и пучок сухой травы прямо на болотной кочке. ( Журавль серый)

Этап 6 «Вопросы - «омонимы» про птиц» 
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Деталь гитары (гриф)
2. Музыкант, исполнитель на духовом инструменте (трубач)
3. Танец «степ» (чечётка)
4. Крупа (овсянка)
5. Маленький туристский собрат большого плотницкого инструмента (топорик)
6. Тот, кто охраняет вход к директору (секретарь)
7. Дорога без сквозного проезда (тупик)
8. Бобовое растение с мелкими зернами (чечевица)
9. Парусный военный корабль (фрегат)
10. Заросший мужчина (бородач)
11.Фрукт (киви)

Этап 7 «Игра – составим слово». Слово – мухоловка. За каждое слово – 1 балл.

(муха ,холм, холка ,волк ,вол ,вал ,мох ,ока ,лук ,кол ,мул, мука ,кум ухо,

хам ,уловка, мак, лом, лак, укол ,хлам, улов, уха, ком, ум, кума)


Этап 8 «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
11. Большеглазый, как… (филин).
12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
13.Взгляд хищный, как у… (ястреба).
14. Взгляд зоркий, как у… (сокола).
15. Нос с горбинкой, или… (орлиный).
16. Нос приплюснутый, или… (утиный).
17. Шея красивая, или… (лебединая).
18. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
19. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
20. Болтать или трещать, как… (сорока).
21. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
22. Ворковать, как… (голубь).
23. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
24. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

Этап 9 «Кто, когда прилетает к нам весной?»

1 вед. Перечисленные названия птиц расставить по порядку прилета птиц к нам весной.

 1.скворец   2. белые трясогузки     3. грач    4. мухоловка-пеструшка  5. стриж  

  6. горихвостка  7. серая мухоловка

(ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5, 7)


Этап 10 «Пословицы и поговорки о птицах» 
Задание – закончить фразы. Каждый правильный ответ – 2 балла.
1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).
2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
4. Гусь свинье… (не товарищ).
5. Всякая птица своё… (гнездо любит).
6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).

Этап 11 «Птичьи разговоры» 
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Команды получают карточки:

Команды получают карточки:

Гуси             крякают

     Соловьи      кричат

    Журавли      гогочут

    Утки            свистят

   Вороны       ухают

   Ласточки    воркуют

  Голуби        каркают

   Синицы      щебечут

   Совы           пищат

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают. \

Этап 12 «Птичьи профессии»

 А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов          соловей

Птица – плотник             ласточка

Лесная кошка                поползень

Птица – строитель        баклан

            Птица – акробат            иволга

Пернатый солист          кукушка

Ночной хищник            дятел

Легкомысленная мамаша    сова

Ответ:  птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

   Этап 13 «Семь птиц»

В тексте затаилось название семи птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут. Команды получают карточки с текстом.

Семь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать. (ответы: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, клест, чечетка)

Вы справились со всеми заданиями. Подводим итоги. Награждаем победителей.

А домашним заданием для команд было сделать скворечник.

2 вед. Стихотворение.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

 Хочу до осени создать.

 Быть может, им на чужбине снился.

 Мой домик среди ветвей густых.

  Пусть доброе гостеприимство

 В краю знакомом встретит их.  (З. Александрова)

Выбираем лучшие скворечники и развешиваем на территории школа.

(Жюри оценивает выступления команд.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

Использованная литература:
1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.
3. Дементьев Г. П., Орнитология, в сборнике: Развитие биологии в СССР, — М., 1967
4. Ильичев В. Д., Н. Н. Карташов, И. А. Шилов. Общая орнитология. — Москва, Высшая школа, 1982.
5. Ильичев В. Д. (ред.). Фауна мира. Птицы. — М., Агропромиздат. 1991.
6. Карташев Н. Н. Систематика птиц. — М., Высшая школа. 1974.
7. Михеев А. В. Биология птиц. — М.: «Цитадель». 1996.
8. Паевский В. А. Птицеловы от науки. — СПб. 2001.
9. Птицы СССР. Библиографический указатель, 1881—1917, в. 1, Л., 1972
10. Чельцов-Бебутов А. М. Экология птиц. — М.: Изд-воГУ. 1982.
11. 1 апреля - международный день птиц | Красная Книга Челябинской области [Электронный ресурс]: www.redbook.ru/article217.html сохраненная копия (дата обращения: 10.07.2009).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН загадок "Наши пернатые друзья"

ЦЕЛИ:  Закрепить знания о  птицах , активизировать  мышление  детей, речь  ;     учить    наблюдать  за природой  ; воспитывать...

Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

Как живут наши пернатые друзья зимой

Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость  питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...

Проект "наши пернатые друзья"

Проект направлен на развитие связей между школьным и дошкольным образованием, формирование духовно - нравственной личности через традиции народной культуры....

Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья» для обучающихся 5-7 классов

Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.Задачи:Расширение  знаний учащихся о птицах.Развитие творческих способностей и познавательных интересов...

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие по биологии "Наши пернатые друзья" для учащихся 6-8 классов...