Опорный конспект "Клеточное дыхание"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Опорный конспект "Клеточное дыхание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletochnoe_dyhanie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Клеточное дыхание

Клеточное дыхание – совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией (АТФ), в ходе которых происходит расщепление сложных органических веществ до более простых неорганических веществ

организмы (по типу диссимиляции)

                             аэробы                                 анаэробы

Аэробное дыхание- дыхание при котором потребляется свободный атмосферный кислород

Аэробы - организмы, обитающие в среде свободного кислорода(большинство растений, животных, грибов и микроорганизмов)

Этапы аэробного дыхания:

Подготовительный  этап:

  • происходит в пищеварительной системе и цитоплазме клетки.
  • сложные органические вещества, расщепляются до более простых:

(белки- до аминокислот, полисахариды- до моносахаридов, жиры до жирных кислот и глицерина).

  • выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде тепла.
  • не происходит запасание энергии в молекулах АТФ.

Бескислородный (анаэробный) этап:

Гликолиз- многоступенчатый процесс бескислородного расщепления молекулы глюкозы (С6Н12О6) до двух молекул пировиноградной кислоты (С 3Н4 О3)

  • протекает в гиалоплазме
  • 1 молекула глюкозы расщепляется до 2 молекул пировиноградной кислоты:

C6H12O6 + 2АДФ +2H3PO4+2НАД+  2 C3H4O3 + 2НАД*Н+Н++ 2АТФ

  • часть энергии запасается в виде 2 макроэргических связей АТФ, а часть рассеивается в виде тепла.
  • Для некоторых живых организмов, которые живут в бескислородной среде (анаэробные бактерии и паразитические черви) этот этап является заключительным этапом энергетического обмена.

Кислородный этап:

  • происходит в митохондриях
  • конечный продукт гликолиза С3Н4О3 попадает во внутренний матрикс митохондрии, где расщепляется под действием ферментов до СО2 и Н0
  • СО2 выходит из митохондрий
  • Н0 подхватываются веществами-переносчиками (НАД и ФАД). и переносятся на внутреннюю мембрану к электрон- транспортной цепи
  • Н0 распадается на Н+ и ế (электрон) под действием ферментов

Н+  переносятся в межмембранное пространство и образуют положительный потенциал

  • ế водорода накапливаются на внутренней стороне мембраны
  • здесь они взаимодействуют с поступившим в митохондрию О2: О2 +2 ế = 2О2-
  • О2- и формируют отрицательный потенциал
  • постепенно разность потенциалов нарастает и достигает определенной величины (протонный потенциал)
  • при этом Н+ силой электрического поля проходят через канал фермента АТФ-синтетазы

и попадают на внутреннюю сторону мембраны

  • Н+ взаимодействуют с О2- : 2Н+ + О2-= Н2О
  • проходя через АТФ-синтетазу Н+ отдают энергию, которая используется для синтеза АТФ из АДФ и остатка фосфорной кислоты:

2C3H4O3 + 6O2 + 36АДФ + 36H3PO4  36АТФ + 6CO2 + 42H2O

  • При этом энергия запасается в 36 молекулах  АТФ, часть рассеивается в виде тепла

Итоговое уравнение энергетического обмена:

C6H12O6 + 6O2 + 38АДФ + 38H3PO4+6Н2О  6CO2 + 12 H2O + 38АТФ

(При этом выделяется 2800 кДж энергии, сохраняется 1520 кДж в виде 38 макроэргических связей АТФ)

Домашнее задание: параграф 25 (3,6)

  1. Среди приведенных процессов выберите, которые относятся к пластическому обмену:дыхание, брожение, образование белка, образование крахмала, синтез гликогена.
  2. Многоступенчатый ферментативный процесс бескислородного расщепления глюкозы до пировиноградной кислоты —...
  3. Вставьте пропущенные компоненты реакции:

С6Н12Ое +        + 38АДФ + 38Н3Р04 = 6С02 + 6Н20 +                

Уравнение какого процесса здесь приведено?

  1. К каждому этапу энергообмена, приведенному в левой колонке, подберите соответствующие процессы из правой колонки:

А — расщепление макромолекул с помощью ферментов до мономеров; энергия рассеивается в виде тепла

 Б — многоступенчатое расщепление глюкозы, происходящее в гиалоплазме без участия кислорода

 В — происходит в митохондриях

 Г — происходит в пищеварительном тракте

Д — конечные продукты: С02 и Н20

Е — конечные продукты: ПВК, АТФ, НАДН + Н+

Ж — образуется 36 молекул АТФ

3 — исходное вещество: ПВК

  1. На основе закона Авогадро и знаний о молекулярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется организму человека для полного расщепления 250 г глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится. Сколько молей АТФ синтезируется?
  2. В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 2 моль глюкозы. Сколько молей АТФ при этом образовалось
  3. Определите, сколько граммов пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе
  4. Рассчитайте, сколько килограммов глюкозы синтезировано растениями в ходе фотосинтеза, если известно, что при этом выделилось 22 400 л кислорода.
  5. Рассчитайте, какое количество кислорода и фосфорной кислоты (в граммах) необходимо клеткам организма для образования АТФ, если в процессе дыхания полному окислению подвергается 90 г глюкозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Развитио опорно - двигательного аппарата и нормализации дыхания юного пианиста"

Цель:показать на практике упражнения с начинающими учениками по классу фортепиано, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, помогающие ученикам снять напряженность мышц спины, шейного от...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...