Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Деларова Елена Владимировна

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon diffuziya.ppt201.5 КБ
Office presentation icon gipoksiya_1.ppt149 КБ
Microsoft Office document icon gazoobmen_v_legkih_i_tkanyah.doc198 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диффузия Творческая работа по биологии Васильевой Ксении Радзиевской Елизаветы

Слайд 2

Определение Диффузия – проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого.

Слайд 3

Причина Причина этого явления – непрерывное хаотическое явление молекул вещества.

Слайд 4

Скорость хаотического движения прямо пропорциональна температуре вещества. Поэтому чем выше температура , тем скорость диффузии больше.

Слайд 5

Пример Сахар или соль быстрее растворяются в горячей воде.

Слайд 6

Давление смеси Если газы образуют смесь , то общее давление этой смеси равно сумме давлений , которые оказывает каждый газ по отдельности.

Слайд 7

Парциальное давление Давление каждого газа называется парциальным давлением.

Слайд 8

Формула Р воздуха = P N 2 +P O 2 +P CO 2 +P др.газы P этого газа Тгаза Прямо пропорционально -1 /M Обратно пропорционально Молярной массе f P каждого газа =

Слайд 9

Перемещение молекул При диффузии газов молекулы перемещаются из области с большим давлением в область с меньшим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гипоксия

Слайд 2

Гипокси́я греч. ὑπό — под, внизу и лат. oxygenium — кислород кислородное голодание - пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях

Слайд 3

Классификация гипоксии Гипоксическая гипоксия Гемическая гипоксия Циркуляторная гипоксия Тканевая гипоксия.

Слайд 4

Гипоксическая гипоксия Развивается в результате пониженного парциального давления кислорода в воздухе при затруднении проникновения кислорода в кровь через дыхательные пути вследствие расстройства дыхания При подъеме на высоту свыше 3000 м развивается горная болезнь

Слайд 5

Гемическая гипоксия Может быть анемического типа (недостаточное количество эритроцитов) в результате инактивации гемоглобина (бедность эритроцитов кислородом)

Слайд 6

Циркуляторная гипоксия Застойная при нарушении кровообращения

Слайд 7

Тканевая гипоксия Нарушение внутриклеточных окислительно-восстановительных процессов

Слайд 8

Горная болезнь Чаще всего горная болезнь проявляется в легкой форме, однако в отдельных случаях возможны тяжелые и жизнеугрожающие осложнения Существует три формы горной болезни: острая горная болезнь, высокогорный отек (головного) мозга и высокогорный отек легких

Слайд 9

Низкое парциальное давление кислорода в атмосфере Гипоксия – одышка, кровотечение из носа и горла, головокружение, головная боль, рвота, сердечная недостаточность Необходимо применять кислородные аппараты Г о р н а я б о л е з н ь Дыхание Чейн-Стокса- редкое, прерывистое дыхание, возможна потеря сознания Необходимо применять лимонную, аскорбиновую кислоту, подкисляющую кровь Уменьшается концентрация СО2 в крови, кровь подщелачивается Возникает потребность дышать чаще

Слайд 10

При первых же симптомах болезни остановитесь! Оставайтесь на той же высоте, пока возникшие симптомы не исчезнут. Только когда они полностью пройдут, считайте, что вы акклиматизировались и можете продолжать восхождение ВНИМАНИЕ! Во всех случаях тяжелой горной болезни, когда у человека, несмотря на прекращение набора высоты, не происходит улучшения самочувствия или ему становится все хуже и хуже, это правило нарушается! Необходим немедленный спуск!



Предварительный просмотр:

Тема «Дыхание»

Урок 1. Газообмен в легких и тканях

Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Цели урока:

  1. Закрепить основные сведения о газообмене
  2. Отработать механизм газообмена в легких и тканях
  3. Показать взаимосвязь организма и среды
  4. Развивать память, монологическую речь, навыки самостоятельной работы
  5. Воспитывать культуру пользователя персональным компьютером

Педагогические технологии, использованные на уроке

  1. Информационно-компьютерные технологии
  2. Создание и решение проблемной ситуации
  3. Опережающие задания с использованием дополнительной литературы

 

План урока

  1. Проверка знаний
  2. Объяснение новой темы

- Состав воздуха

- Диффузия (электронная презентация)

- Механизм газообмена (работа с компьютером, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)

- Дыхание в экстремальных ситуациях (электронные презентации, устные сообщения)

     3.  Выводы

     4. Закрепление

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

1. Проверка знаний.

- регуляция дыхания

- механизм вдоха и выдоха  

Устно

На доске,  

2 человека

Вопрос

2. Объяснение нового материала

     Мы познакомились на прошлом уроке с механизмом вдоха и выдоха. Сегодня мы должны рассмотреть механизм газообмена в легких и тканях. Запишите тему урока.

Вспомните состав воздуха

     

Запись темы

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ  

Кислород - 21% . углекислый газ – 0 .03%, азот – 78%

     Это условно состав вдыхаемого воздуха. На самом деле состав воздуха в альвеолах немного будет отличаться от состава наружного воздуха. Это объясняется тем, что воздух, проходя по воздухоносным путям, увлажняется и смешивается с остатками использованного воздуха. Посмотрим, как изменится состав вдыхаемого воздуха.

Содержание каких газов изменилось?

Кислорода стало меньше, содержание углекислого газа выросло более чем в 100 раз, концентрация азота не изменилась.

Почему изменился состав воздуха?

Кислород поступает в кровь, а углекислый газ из крови выводится наружу. Азот разбавляет кислород, так как невозможно дышать чистым кислородом.

     С чем связано такое перемещение газов? Осуществляется оно по законам диффузии. Вспомним, что такое диффузия (сообщение с электронным сопровождением)

      Запишите в тетради определение диффузии и парциального давления.

     Диффузия – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого в направлении уменьшения концентрации.

     Парциальное давление – это давление газов в смеси газов.

Учебник стр. 85

Демонстрация опыта

Интерактивный рисунок

Презентация «Диффузия»

Запись в тетради

3. Газообмен в легких и тканях

     Как происходит газообмен в легких и тканях вы познакомитесь самостоятельно, работая индивидуально на компьютере.

     Порядок работы указан в алгоритме. Вы должны ответить на вопросы к каждой статье. Это поможет составить схему газообмена (приложение 1) и указать направление газообмена на рисунке (приложение 2).

     Итогом самостоятельной работы будет устный рассказ «Как происходит газообмен в легких и тканях» (план в алгоритме).

Работа на компьютере по 2-3 человека по алгоритму (приложение1, 2,3)

Устно, 2 человека

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос  

Ответ

Вопрос

Ответ  

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

4. Дыхание в экстремальных ситуациях.

     Мы познакомились с механизмом газообмена в норме. В нашей жизни, иногда, нам приходится оказываться в экстремальных ситуациях (в высокогорье, под водой, в замкнутом пространстве и т.д.). Мы должны знать, как происходит газообмен в таких ситуациях, что происходит с нашим организмом, как вести себя в таких ситуациях, какие меры профилактики необходимо соблюдать.

Ситуация 1. Дыхание в условиях высокогорья.

     Группа альпинистов совершает восхождение. Не спеша, достигли высоты в один км, одолели второй. Все чувствовали себя хорошо. Вдруг несколько человек стали жаловаться на головокружение, слабость и одышку. Прошли еще несколько метров. Одышка усилилась, к тому же заболела голова, появилась тошнота и шум в ушах. По настоянию руководителя группы заболевшие спустились обратно на базу.

В чем причина резкого ухудшения состояния здоровья альпинистов?

Горная болезнь.

С какими изменениями окружающей среды связана горная болезнь?

 Чем выше над уровнем моря, тем ниже парциальное давление кислорода.

Что является причиной этого заболевания, вы узнаете из сообщения «Гипоксия» (электронная презентация).

Что является причиной горной болезни?

Гипоксия – кислородное голодание, которое наступает в результате уменьшения парциального давления кислорода в атмосфере и, как следствие, уменьшение концентрации кислорода в крови.

 Как можно предупредить развитие горной болезни?

  1. Необходимо проводить акклиматизацию альпинистов (организм приспосабливается, из крови удаляется щелочь, костный мозг начинает вырабатывать больше эритроцитов)
  2. Тренировка дыхания.
  3. Витамин С увеличивает кислотность крови.

Итак, запишем в тетради  

  1. Высокогорье (выше 4000 м над уровнем моря)

Условия – низкое давление

    Низкое Р кислорода  гипоксия  учащенное дыхание  уменьшается концентрация углекислого газа , кровь подщелачивается  прерывистое, редкое дыхание Чейн-Стокса  горная болезнь

Профилактика.

  1. Необходимо проводить акклиматизацию альпинистов (организм приспосабливается, из крови удаляется щелочь, костный мозг начинает вырабатывать больше эритроцитов)
  2. Тренировка дыхания.
  3. Витамин С увеличивает кислотность крови.

Ситуация 2

     При погружении на глубину более 40 м   аквалангистам составляют специальные газовые смеси. Азот заменяется другими газами, чаще всего гелием.

С чем это связано вы узнаете из сообщения «Кессонная болезнь»

Что такое кессонная болезнь?

При высоком давлении происходит растворение азота (в норме азот не вступает в реакции  в крови) и наступает наркотизация, вследствие чего, водолазы могут выйти из-под контроля. Поэтому азот заменяется на гелий в дыхательной смеси.

Каковы меры профилактики кессонной болезни?

  1. Проверить состав смеси газов
  2. Подниматься глубины с остановками для удаления азота из легких.

Запишем в тетради

  1. Погружение на глубину более 40 м.

Условия – высокое давлении

Высокое давление  растворение азота в крови  отравление кислородом (опьянение)  быстрый подъем  азот «вскипает» и закупоривает сосуды  кессонная болезнь  (может вызвать паралич и смерть)

Профилактика

  1. Проверить состав смеси газов
  2. Подниматься глубины с остановками для удаления азота из легких.

Ситуация 3. Дыхание в герметически закрытых помещениях (аварии на подводной лодке, шахте и т.д.)

     Углекислый газ тяжелее кислорода, поэтому он накапливается внизу помещений вместе с другими газообразными продуктами. При повышении концентрации углекислого газа до 2-3% углубляется и учащается дыхание (углекислый газ возбуждает дыхательный центр), а при 4-5% появляются признаки отравления, при 10-12% наступает потеря сознания и смерть.

      Поэтому при большом скоплении людей,  при плохой вентиляции необходимо постоянно проветривать помещение.

     Запишем в тетради.

3. Герметически закрытые помещения

2-3% - углубляется и учащается дыхание (углекислый газ возбуждает дыхательный центр)

развивается гипоксия

4-5% - появляются признаки отравления

10-12% - наступает потеря сознания и смерть.

Ситуация 4. Отравление угарным газом.

     Угарный газ образует прочное соединение с гемоглобином, так как имеет свободную валентность (сродство к Hb в 300 раз больше чем с кислородом) – карбоксигемоглобин Hb-CO.

     Отравление проявляется головной болью и тошнотой. При сильном отравлении – рвота, судороги, потеря сознания, смерть.

     Первая помощь – вывести на свежий воздух, сделать искусственное дыхание, можно использовать чистый кислород (непродолжительное время, чтобы не возникло кислородное отравление).

     Запишем в тетради.

  1. Отравление угарным газом

Hb + CO  HdCO карбоксигемоглобин

Первая  помощь                                                      

1. Вывести на свежий воздух

2.Сделать искусственное дыхание используя чистый кислород (непродолжительное время, чтобы не возникло кислородное отравление).

           

     Ситуация 5. «Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные»

     При низких температурах может наступить кислородное отравление, так как происходит активное усвоение кислорода.

Запись в тетради

Устное сообщение с электронным сопровождением

Запись в тетради

Устное сообщение

Запись в тетради

Запись в тетради

Запись в тетради

Выводы:

  1. Важнейший механизм газообмена – диффузия
  2. Газообмен в легких происходит в капиллярах, оплетающих альвеолы, где кислород связывается с гемоглобином
  3. В тканях кислород из капилляров поступает в тканевую жидкость, затем в клетки и расходуется на окисление веществ
  4. Особенности дыхания в экстремальных ситуациях определяются атмосферным давлением и химической активностью отравляющих веществ

5. Закрепление

Работа с тестами за компьютерами

Приложение 4, 5

Приложение 1

Тема «Дыхание»

Урок 1. Газообмен в легких и тканях

Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Алгоритм работы

I. 1. Прочитайте статью «Газообмен в легких»

   2. Последовательно обратитесь ко всем словам словаря (слова выделены синим цветом)

   3. Посмотрите анимированную иллюстрацию

   4. Заполните схему (приложение 2)

   5. Ответьте (устно) на вопросы

  1. Что является причиной диффузии газов в легких?
  2. Что необходимо для поддержания уровня диффузии в легких?

П.1. Прочитайте статью «Тканевое дыхание»

    2. Последовательно обратитесь ко всем словам словаря (слова выделены синим цветом)

    3. Посмотрите анимированную иллюстрацию

    4. Заполните схему (приложение 2)

    5. Ответьте (устно) на вопросы

  1. Что является причиной диффузии в тканях?
  2. На что расходуется кислород в тканях
  3. В результате какого процесса образуется углекислый газ в тканях?

Ш.1.Закончите схему «Газообмен в легких и тканях»

     2. На рисунке покажите направления перемещения газов

 

IV. Подготовьте по схеме устный ответ по вопросам:

  1. Как происходит газообмен в легких и тканях?
  2. Причины газообмена в легких и тканях?
  3. В каком направлении идет диффузия газов в легких и тканях?

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Тест «Газообмен» (Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология)       вариант 1

1. Завершите высказывания.
Газообмен между воздухом и кровью происходит в  ________________

2. Плевральная жидкость:

 а) Снижает трение листков плевры при дыхании

 б) Располагается в плевральной щели

 в) Обеспечивает газообмен

 г) Входит в состав внутренней жидкой среды

3. Кровь, поступающая от сердца к легким:

 а) Артериальная

 б) Венозная

 в) Насыщена кислородом

 г) Насыщена углекислым газом

4. Газообмен в альвеолах осуществляется благодаря:

 а) Очистке воздуха от механических частиц

 б) Наличию кровеносных капилляров

 в) Ветвлению бронхов

 г) Дыхательным движениям

5. Функциональные структуры легких:

 а) Альвеолы, оплетенные капиллярами

 б) Плевра, покрывающая легкие

 в) Ветвящиеся бронхи

 г) Капилляры легких

6. Запишите названия органов дыхательной системы, соответствующие цифрам на рисунке.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

7. Кислород

 а) Содержится во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

 б) Переносится гемоглобином крови

 в) Содержится в венозной крови

 г) Проходит через стенки альвеол и капилляров благодаря диффузии

8. В легких

 а) Кровь из венозной становится артериальной

 б) Находятся альвеолы с толстыми стенками

 в) Происходит диффузия газов

 г) Происходит газообмен

9. В тканях

 а) Образуется углекислый газ

 б) Кислород используется для биологического окисления

 в) Кровь из венозной превращается в артериальную

 г) Содержание кислорода меньше, чем в артериальной крови

Приложение 5

Тест «Газообмен» (уроки биологии Кирилла и Мефодия)                            вариант 2

1. К какому веществу чувствителен дыхательный центр?

а) к гемоглобину    б) к кислороду   д) к углекислому газу

2. Где расположен дыхательный центр?

а) в продолговатом мозге

б) в спинном мозге

в) в среднем мозге

3. Какие клетки наиболее чувствительны к недостатку кислорода?

а) клетки печени    б) клетки крови     в) клетки мозга

4. какова роль гемоглобина в газообмене?

а) регуляция диффузии газов в тканях

б) транспорт газов между тканями и легкими

5. Где происходит легочный газообмен?

а) в легочных капиллярах

б) в легочной артерии

в) в легочной вене

6. какова причина тканевого газообмена?

а) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях

б) разница количества гемоглобина в крови и тканях

в) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую среду

7.Какие факторы оказывают влияние на дыхательный центр?

а) уровень артериального давления

б) оба фактора

в) концентрация углекислого газа в крови

8. Как осуществляется выдох у человека, которому делают искусственное дыхание?

а) пассивно

б) нажатием на грудную клетку

9. Что такое угарный газ?

а) окись азота     б) окись углерода     в) двуокись углерода

10. Каким прибором измеряется ЖЁЛ?

а) тонометром     б) спирометром     в) стетоскопом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности....

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...

Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."

Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....