Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Суходольскас Марина Сергеевна

Конспект урока

8 класс

Тема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zachetnogo_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Абаровской Марины 051 гр.

школа №9

8 класс

Тема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Цель: создать условия для изучения строения легких и газообмена в легких и тканях.

Задачи:

-        образовательные: сформировать знания о  строение легких в связи с их функцией, выяснить физиологические причины газообмена в легких и тканях, взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы, гигиенические выводы о необходимости борьбы за чистоту воздуха.

-        развивающие: продолжать формировать, вырабатывать умения систематизировать, сравнивать, развивать навыки коллективной работы на единую цель. Формировать умение анализировать, делать выводы на основе полученной информации;  развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы; развивать интеллектуальные способности, логическое мышление,

-        воспитательные: воспитать гуманное отношение к природе, умение рационально использовать рыбные ресурсы, заботиться о чистоте воздуха, значении проветривания помещения для своего здоровья и окружающих.

Средства обучения: таблицы, учебники, схемы.  

Тип урока по дидактической цели: повторение изученного, изучение нового материала.

Структура урока

Структурные элементы урока

 (время)

Содержание

Методы и приемы

Организованное начало урока (3 мин.)

 Приветствие, отметка присутствующих.

 

Актуализация опорных знаний 

проверка Д.З( 12 мин.)

  Что такое дыхание?

Каково значение дыхания?

 Ребята показывают на таблице органы дыхательной системы  и дают краткую характеристику(через какие органы воздух попадает в легкие?).

Почему кролики, которые по ходу опыта дышали в стеклянные трубочки, вставленные в ноздри, заболевали воспалением легких?

Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

 А для чего реснички в слизистой оболочке?

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Для чего нужна слизь?

Дыхание - свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы продолжим изучение этого процесса, который как и все процессы в живых организмах, подчинен физическим законам. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. На прошлом занятии мы с вами изучили строение воздухоносных путей ( какие воздухоносные пути выделяют?), а сегодня мы с вами разберем строение? ( Ребята сами отвечаю на вопрос) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)  и основной процесс, связанный  с функцией легких?

Пишем на доске и в тетрадях тему урока.

 Словесный ( фронтальный и индивидуальный  опрос)

Изучение нового материала ( 20 мин.)

Открываем учебник на странице 103, и читаем «строение легких» Далее обсуждение и демонстрация на таблицах, схемах. Давайте нарисуем строение легких в тетрадях.

Второй этап дыхания человека - перенос газа кровью. В состоянии покоя за 1 мин мы в среднем потребляем 250 мл кислорода и выделяем 200 мл углекислого газа. Газы, входящие в состав воздуха, очень слабо растворяются в жидкостях. Однако в крови имеется удивительное вещество - гемоглобин, - которое способно химически связывать кислород и углекислый газ, а также поддерживать постоянную реакцию крови.

Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается по капиллярам альвеол, образующих густую сеть, что обеспечивает хороший газообмен. Кислород, переходя из альвеолярного воздуха в кровь, вступает в непрочное соединение с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. В виде оксигемоглобина кислород от легких кровью переносится к тканям.

Связывание кислорода в гемоглобине осуществляется с помощью иона железа. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода. При этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой венозной становится алой артериальной. Эта реакция обратима. Прямой перенос кислорода плазмой крови незначителен: в 100 мл артериальной крови растворено 3 мл свободного кислорода и 19 мл связано гемоглобином.

Перенос углекислого газа также связан с гемоглобином. Примерно 10% газа соединяется с этим белком и образует непрочное химическое соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и превращается в угольную кислоту. Далее кислота реагирует с ионами натрия и калия в плазме крови.

Ребятам даются карточки с двумя сообщениями, они в группах обсуждают главные детали, а затем делятся с остальными.

«Особенности дыхания в горах»

Родиной древнейших цивилизаций считают благодатную в природном отношении полосу, простирающуюся от Китая до Средиземноморья. Однако со временем человек стал осваивать и другие районы планеты. Появились жители и в высокогорных областях. Много веков тому назад были заселены высокогорные области Тибета и Анд.

Именно в Андах на высоте 4,5 км над уровнем моря впервые (XVI в.) испанские завоеватели Америки столкнулись с «горной болезнью». У больных появилась резкая одышка при движениях, общая вялость, головная боль и другие неприятные явления.

Объяснить причины этой болезни смогли лишь только через три века, благодаря работам французского ученого П.Бера. Он доказал, что «горная болезнь» возникает в результате низкого парциального давления кислорода в разреженной атмосфере. Ученый отметил, что развитие болезни начинается именно с 4 тыс. м и нарастает по мере подъема.

Каковы же пределы человеческих возможностей? Где та граница, которую человек не смог бы перешагнуть, поднимаясь все выше и выше в небо. В настоящее время уже десятки альпинистов поднимались без кислородного прибора на вершину Эвереста (8848 м над уровнем моря). Итальянец Р. Месснер совершил это восхождение дважды. Однако самое выдающееся достижение в покорении высоты принадлежит нашему соотечественнику Ю. Голодову. В ходе подготовки к штурму Эвереста он работал в камере низкого давления без «кислородного подкрепления» в условиях, соответствующих высоте в 11 км.

Возможности человеческого организма отнюдь не безграничны. Их можно мобилизовать путем тренировки, но их границы нельзя расширить, ибо диапазон возможных приспособительных реакций генетически запрограммирован. Критическим считается парциальное давление кислорода, приблизительно равное 1 мм рт.ст. на наружной поверхности клеточной мембраны. При этом давлении нарушается работа цепей переноса электронов в митохондриях.

«Особенности дыхания под водой»

Даже кратковременное пребывание под водой требует как специального технического оснащения, так и соответствующей подготовки человека. Наибольшие трудности в подводной работе связаны с обеспечением водолаза дыхательной смесью.

Дело в том, что газовая смесь должна поступать в легкие водолаза обязательно под тем же давлением, которое создает столб воды на данной глубине. При нарушении этого соотношения внешнее давление просто сдавит грудную клетку, не давая сделать вдох. При таком дыхании резко увеличивается работа дыхательных мышц. Поэтому опытные водолазы дышат глубоко, но медленно. Некоторые из них делают всего 3-4 вдоха в минуту, каждый раз забирая в легкие по 2-2,5 л воздуха.

Огромное значение для глубоководных погружений имеет и состав дыхательной смеси .Если для дыхания под водой применять сжатый воздух, то парциальное давление кислорода по мере погружения будет расти и на глубине 90 м превысит нормальное в 10 раз. Между тем кислород, столь необходимый для жизни человека, в больших концентрациях действует как самый настоящий яд. При длительном вдыхании как чистого кислорода, так и обычного воздуха под давлением около 3 атм., может возникнуть нарушение функций нервной системы в форме судорожного припадка наподобие эпилептического. Поэтому с увеличением общего давления процентное содержание кислорода в дыхательной смеси необходимо уменьшать, чтобы парциальное давление кислорода оставалось ближе к обычному. На глубине 40 м водолаз получает смесь, содержащую 5% кислорода, а на глубине 100 метров - всего 2% (вместо обычных 20,9%).

Небезразлично для организма и парциальное давление азота в дыхательной смеси. В привычной нам атмосфере, где азот составляет почти 79%, этот газ является простым разбавителем кислорода и ни в каких процессах, протекающих в организме, не участвует. Однако при высоком давлении азот становится коварным врагом. Он вызывает наркотическое состояние, похожее на алкогольное опьянение. Поэтому, начиная с глубины 60 м, водолазам подают азот кислородную смесь, где азот частично или полностью заменяют гелием, который физиологически не активен.

 Словесный (беседа, опрос)наглядный ( демонстрация таблиц, схем)практический

Первичное закрепление (10 мин.)

 Ученикам раздаются листочки с вопросами они на них отвечают:

№1

Почему у человека единственным органом газообмена служат легкие?

№ 2

Почему на большой высоте (7-8 км) нужно пользоваться для дыхания кислородным аппаратом?

№ 3

У человека работающего в условиях повышенного давления (под водой) азот начинает переходить в кровь и ткани, накапливается в суставах. Объясните, в связи с этим, почему водолазов медленно поднимают на поверхность?

№ 4

Какое условие необходимо для газообмена в легких, кроме протекания крови через легкие?

№ 5

Почему, несмотря на постоянное сжигание большого количества топлива и использования кислорода для дыхания, его количество в атмосфере Земли не уменьшается?

№6. У здорового жителя высокогорья обнаружено повышенное содержание эритроцитов в крови. Можете ли вы объяснить причину этого и оценить, на какой примерно высоте живет данный человек?

№7. Чемпионы по глубоководному нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4-5 мин. Почему у них не возникает кессонная болезнь?

№8. При глубоководных погружениях водолазы используют для дыхания специальные газовые смеси, в которых азот заменяется гелием. Объясните, с чем связана такая замена?

Ребята делают гигиенические выводы о необходимости борьбы за чистоту воздуха.

 Словесный(беседа)

Домашнее задание ( 5 мин.)

 просчитать сколько автомобилей проходит по основной трассе за 10 мин.в будни, первая половина дня.

составить свои рекомендации, предложения по охране чистоты воздуха

 

Итог урока

Выставление оценок активным ученикам.

Спасибо за работу до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

Урок" Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".

Повторение по теме : "Газообмен в легких и тканях" Практическая работа по химии....

Конспект урока "Газообмен в легких и тканях"

Развернутый конспект урока на тему "Газообмен в легких и тканях". Материал урока тесно связан с понятием "диффузия", что споосбствует реализации межпредметных связей. Основными принципами при проведен...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...