Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gazoobmen_v_legkih_i_tkanyah_8.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Урок « Строение легких. Газообмен в легких и тканях»

Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы,  повторить строение органов дыхания.

Развивающая:

  • развивать умения  и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в  парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

Воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.

Оборудование: раздаточный материал,лабораторное оборудование, презентация, таблица «Органы дыхания».

Основные приемы:  индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Основные ключевые понятия: легкие, «ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия,  легочное дыхание, тканевое дыхание.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка и актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Обобщение и систематизация новых знаний.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,

Тема урока :«Строение легких. Газообмен в легких и тканях».

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

Дыхание - жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна - 15 - 20 литров воздуха, при физической работе - 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе - до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.

  1. Проверка  и актуализация знаний(7 мин.)

Каковы основные функции дыхательной системы?

Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов

  • индивидуальная работа учащихся с карточками

Вариант 1(низкий уровень сложности)

1.Органом голосообразования является

а) бронх;

б) гортань;

в) трахея;

г) глотка.

2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет

а) обонятельных клеток;

б) рецепторов;

в) кровеносных сосудов;

г) извилистых ходов.

3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление  

а) носоглотка;

б) бронх;

в) трахея;

г) гортань.

4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):

а) движение;

б) газообмен;

в) окисление органических веществ;

г) переваривание.

5.Внутренняя полость носа выстлана

а) соединительной тканью;

б) мышечной тканью;

в) мерцательным эпителием;

г) жировой тканью.

Вариант 2 (средний уровень сложности)

1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания  в легкие инородных частиц?

а) щитовидный хрящ;

б) твердое небо;

в) трахея;

г) надгортанник.

2.Голосовые связки у человека располагаются в области

а) гортани;

б) трахеи;

в) пищевода;

г) корня язык.

3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)

а) бронхи;

б) носовую полость;

в) легкие;

г) носоглотку;

д) трахею;

е) глотку.

4. Установите последовательность этапов газообмена у человека

а) транспортировка газов кровью;

б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;

в) обмен газов между легкими и кровью;

г) газообмен в тканях.

Вариант 3 (высокий уровень сложности)

1. Анатомической основой гортани являются  

а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;

б) разнообразные по форме хрящи;

в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;

г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.

2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные  пути.

а) трахея;

б) бронхи;

в) носовая полость;

г) носоглотка;

д) гортань;

е) глотка.

3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.

1. Слизистая оболочка

2. Бронхи

3. Трахея

4. Надгортанник

5. Гортань

6. Хрящевые полукольца

7. Носовая полость

А- Не пропускает пищу в гортань.

Б - Не дают трахее сужаться.

В - Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.

Г - Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д - Самая длинная часть воздухоносного пути.

Е -  Внутри содержит голосовые связки.

Ж - Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.

  • Обмениваемся тестами  в паре и проверяем  карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.

  1. Изучение нового материала. (15мин.)

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4. Зачем же мы дышим?

5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?

Учитель (объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают  все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные  артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют "воротами легких".

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки  во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.

В органах дыхания происходит   2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее)  и тканевое дыхание(клеточное).  Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.

Как же происходит  легочное дыхание или газообмен в легких?

Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.

А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят - "физиков". Выступление группы "физиков".

     Итак, кровь,  поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает  гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.

Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов.

 Выступление учеников- «химиков».

1.Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

2. Проведение  лабораторного опыта №6 по определению состава выдыхаемого воздуха.

(Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля.  Вода должна помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.)

Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ.  Выделяющаяся при этом энергия используется  для процессов жизнедеятельности клеток и тканей.  Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие  - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.

Обобщение и систематизация новых знаний

Таким образом мы  проследили  с вами движение газов в организме человека при  дыхании,  это  еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

  • попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).

 Физкультминутка

Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».

Упражнения для глаз: Не двигая  головой, вращайте  глазами  сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу  

  1. Закрепление нового материала
  • кроссворд- отгадывают в парах,
  • ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.
  1. Рефлексия

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного - максимум 6 баллов;
  •  подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;

  • работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.

На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки - на листе.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл - "5"

17-18 баллов- "4"

13-16 баллов - "3".

 На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.  

  1. Домашнее задание

Дифференцированное:1)параграф  24 изучить, ответы на вопросы на с.110 устно ( у кого за урок   оценка "отлично");

2)параграф  24 изучить, ответы на вопросы и задание на с.110 устно ( у кого за урок   оценка "хорошо");

3)параграф  24 изучить,  задания в рабочей тетради

 ( у кого за урок   оценка "удовлетворительно");

Приложение 1

Правильные ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.Б - 1 балл

1.Г - 1 балл

1. Б -1 балл

2.В - 1 балл

2.А - 1 балл

2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) - 2 балла

3.Б - 1балл

3. Б,Г,Е (в любом порядке)

- 2 балла

3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В

- 3 балла

4.Б,В -  2 балла

4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) - 2 балла

-

5.В - 1 балл

-

-

! Внимание!Если в сложном  задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то  за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки - 2 балла.

Приложение 2

Кроссворд

Вопросы:

1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная …

2.Во что одето каждое легкое?

3.Главная функция дыхания

4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие.

5. Полость, где расположены обонятельные клетки.

6. Легочный пузырек.

7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких.

8. Вещество-переносчик кислорода  к клеткам.

9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения.

10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью.

4

3

 

 

 

7

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Ответы кроссворда

4

3

в

г

о

7

а

р

д

2

з

о

и

1

п

о

л

о

с

т

ь

ф

л

о

а

6

ф

е

б

а

у

в

м

л

з

р

е

ь

и

9

а

5

н

о

с

о

в

а

я

т

е

к

о

а

8

г

е

м

о

г

л

о

б

и

н

а

е

в

10

л

е

г

о

ч

н

о

е

е

Приложение 3

Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного(тест) - максимум 6 баллов - уже подсчитан соседом;
  •  подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
  • работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл - "5"

17-18 баллов- "4"

13-16 баллов - "3".

 На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.  

Тест по пройденному материалу  (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте

Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов)

Работа с кроссвордом (макс.10 баллов)

Итого

Оценка

Понравился ли тебе урок?_________________________________________

Что тебе понравилось на уроке?____________________________________

Что хотел бы изменить?___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

Технологическая карта обобщающего урока английского языка "Animals In Our Life" в 6 классе ФГОС ( мини-проекты)

Тема:  «Животные в нашей жизни»Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через закрепление знаний по теме “Animals in оur Life” ( проекты) - развивать умени...

Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"

Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...