Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_5kl_k_zachetu.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

                               Технологическая карта урока.

Фамилия, имя, отчество учителя : Беляева Л.Н.

Предмет: биология.

Класс : 5.

Тип урока : комбинированный.

Тема

Методы изучения природы.

Цели

Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: Отработка навыков работы в группе; формирование навыка работы с различными источниками информации.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: 

1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

 3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

-  Регулятивные УУД:

 1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.

 2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

 - Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                

3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

 5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

 - Познавательные УУД:

 1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.

3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.

4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

 5.Установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты

Предметные:

Знают: признаки живой природы, органы организма и основные методы изучения живой природы;

Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.

Личностные:

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 2.Знаютосновных принципов и правил отношения к живой природе.  

Метапредметные:

1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2.Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника,  анализируют и оценивают информацию.

Основные понятия

Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Межпредметные связи

« Окружающий мир»

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012

 2.  Различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.

 1.      Таблица сравнения методов изучения живой природы:

   *   Наблюдательные приборы

   *   Наблюдение за животными

   *   Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке

Форма урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

 Средства обучения

Компьютер, проектор, таблицы, видеофильмы

   Технология

  проведения

  Деятельность

     учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение

которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые

результаты

  Предметные

           УУД

1

2

3

4

5

6

1.Организационный момент

 (2 мин)

Цели:

 Подготовка учащихся к работе на занятии.

 Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

 Проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2.  Проверка  домашнего задания      (5 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания. Об основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:

1.      Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?

 2.      Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»

Знают что такое живая природа, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.

Дают определение биологическим терминам;

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

3. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

    Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Учитель: «Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:

 1.      Кто изучает природу?

2.      Как, на ваш взгляд, изучают природу?

3.      Какие приборы используют в изучении природы?»

 

Знают кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.

Умеют планировать свои действия

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.      

4. Изучение нового

материала

  (15 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 Ввести понятия:

1.      Наблюдение;

2.      Описание;

3.      Эксперимент;

4.      Сравнение;

5.      Моделирование.

Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Демонстрирует видео:  

Наблюдение за животными.

Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории-сейчас мы с вами превратились в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы,  которая окружает нас».

Демонстрация видеофрагмента.

Учитель:

«1. Что вы увидели,   при просмотре данного видеофрагмента?

2.Что вы можете рассказать об увиденном?

3.На основе чего вы построили свой рассказ?

Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».

Выслушивает ответы учеников.

А сколько же всего существует методов изучения природы? Верно!!! Молодцы!!!

 Существуют пять методов изучения природы:

1.      Наблюдение;

2.      Описание;

3.      Эксперимент;

4.      Сравнение;

5.       Моделирование.

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают основные методы изучения живой природы.

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;.

Коммуникативные:

 умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

5. Закрепление  нового  материала

(5 мин)

Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

 Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код

Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:

1.      Какие методы изучения природы вы узнали?

2.      Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

 3.      Кого называют орнитологом?

4.      Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?

Физкультминутка

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают методы изучения природы.

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

6.Контролирующее задание (10  мин)

Цели:

 Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

 Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

 -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

 -Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.

 -Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

 А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».

Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:

Методы Примеры:

изучения природы:        

1.                1.

2.                2.

3.               3.

4.              4.

5.                 5.

 

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать: методы изучения природы

Уметь: различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

 классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

 умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

8. Информация о домашнем задании (1 мин)

Фиксируют домашнее задание.

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

1. Параграф 3 учебника И.Н.Пономаревой (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;

2. Ответить на вопросы в конце параграфа-письменно, в рабочей тетради;

 3.Выполнить задание к параграфу учебника, в тетради на печатной основ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этап...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...

Технологическая карта обобщающего урока английского языка "Animals In Our Life" в 6 классе ФГОС ( мини-проекты)

Тема:  «Животные в нашей жизни»Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через закрепление знаний по теме “Animals in оur Life” ( проекты) - развивать умени...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...