Тема «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Цель: изучить строение легких, механизм газообмена в легких и тканях.
Задачи: 1. Продолжить изучение особенностей строения органов дыхательной системы человека. Познакомить учащихся с процессами газообмена в легких и тканях.
2. Развивать у учащихся умения ставить цель и оценивать степень ее достижения (лист самооценки). Обучать умению самостоятельно оценивать результаты, правильно оценивать требования и свои возможности (на этапе закрепления материала). Формировать учебно-познавательные и личностно-значимые интересы (через структуру урока, его оформление, подбор материала, творческие задания, разнообразие методов и форм работы, при осуществлении дифференцированного подхода). Формировать сенсорное восприятие (через работу с наглядностью, лабораторную работу).
3. Формировать интерес к предмету, развивать эмоциональную и мотивационную сферы личности ученика.
Тип урока – традиционный (изучение нового материала) с использованием компьютерной презентации.
МП | СУ | Слайд |
Организационный момент | Здравствуйте. Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке, темой которого является «Строение легких. Газообмен в легких и тканях». Что сегодня на уроке мы можем узнать? Цель урока: изучить особенности строения легких человека, выяснить механизм газообмена в легких и тканях, повторить строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека. | 1
2 |
Рефлексия | Перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока» Лист самооценки Вопрос | Начало урока | Конец урока | 1. Вы знаете, что такое дыхание? Можете дать определение и перечислить этапы дыхания. |
|
| 2. Вы четко знаете строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека? |
|
| 3.Вы знаете строение и функцию легких человека? |
|
| 4. Вы можете раскрыть сущность газообмена в легких и тканях? |
|
| 5. Вам понравился наш урок? | -------- |
| 6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? | -------- |
|
Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов. |
|
Актуализация знаний
Фронтальный опрос
| Оценивание эффективности работы будет осуществляться в учетных карточках, в колонки которой будет выставляться оценка. По окончании урока эти карточки будут сданы и выведется общая оценка за урок. 1. Карточки (индивидуальные) *2. «Жизнь – это горение» Эти слова принадлежат французским ученым Лавуазье и Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания. *3. Карточка у доски: расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости. 1 – носовая полость, 2 – трахея, 3 – гортань, 4 – носоглотка, 5 – бронхиолы, 6 – легкие, 7 – бронхи. 3. Термины (устно в парах, ставим друг другу оценки в учетные карточки): дыхание, гомеостаз, внешнее дыхание (совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа), тканевое дыхание (использование кислорода клетками для окисления органических веществ с выделением энергии), альвеолы. *4. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека? *5. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания? 6. Как образуется звук в гортани? От чего зависит его сила и высота? |
3
4
5
6
7 8 |
Тест
| На столах у вас лежат проверочные работы. Время выполнения работы 5 минут. (10 вопросов на оценку «3», 15 вопросов на оценку «4», 20 вопросов на оценку «5») Отложите листы с тестовой работой. |
|
Изучение нового материала | СТРОЕНИЕ ЛЕГКИХ Легкие занимают большую часть грудной полости. По форме они напоминают конус, обращенный вершиной к ключицам, а основанием - к диафрагме. Правое легкое состоит из трех долей, а левое из двух. Через находящиеся в срединной стороне ворота легких проходят бронхи, легочные артерии и вены. Легкие покрыты плеврой, наружный слой которой срастается со стенкой грудной полости, а внутренний – с собственной тканью легких. Образовавшаяся между слоями плевральная полость заполнена жидкостью, уменьшающей трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление воздуха ниже атмосферного. Это отрицательное давление поддерживает легкие в расправленном состоянии и облегчает их вентиляцию. Конечные бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, стенки которых состоят из одного слоя эпителиальных клеток и покрыты сурфактантом – веществом, препятствующему слипанию альвеол и обеззараживающему микроорганизмы, проникшие в легкие. В альвеолах происходит газообмен. ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ На втором этапе дыхания происходит обмен газов между альвеолами и кровью легочных капилляров. Он осуществляется посредством диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислого газа в обратном направлении. В результате венозная кровь превращается в артериальную. Вследствие разности парциальных давлений кислорода и углекислого газа в альвеолах и напряжений их в крови осуществляется направленная диффузия. ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ Это третий этап дыхания. Газы находятся в крови в связанном виде. Перенос кислорода осуществляется гемоглобином крови. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода, и превращается в оксигемоглобин. Цвет крови с вишневого меняется на яроко-алый. Перемещение углекислого газа осуществляется плазмой и эритроцитами. 10-15 % углекислого газа обратимо связывается с гемоглобином и образуется непрочный карбоксигемоглобин. Большая часть углекислого газа соединяется с водой, с образованием угольной кислоты, ионы которой образуют соли натрия и калия (NaHCO3, KHCO3). ГАЗООБМЕН В ТКАНЯХ Артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения поступает к тканям. В результате непрерывных окислительных процессов концентрация углекислого газа выше в тканевой жидкости, чем в крови. Поэтому углекислый газ диффундирует в кровь, а кислород в ткани. Венозная кровь направляется в сердце и далее в легкие. | 9
10
11
12 |
Закрепление | Проследите путь эритроцита, начиная от легких. Составьте логическую схему с указанием всех процессов, которые мы изучили. | 13 14 |
Рефлексия | Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочные знаки в колонке «окончание урока» ? Понравился ли вам наш урок? ? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? |
|
Домашнее задание | Параграф 24. | 15 |
Учетная карточка эффективности работы ученика на уроке
Ф.И. ученика | Карточки | Термины | Устный опрос | Тест | Закрепление материала | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Вопрос | Начало урока | Конец урока |
1. Вы знаете, что такое дыхание? Можете дать определение и перечислить этапы дыхания? |
|
|
2. Вы четко знаете строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека? |
|
|
3. Вы знаете строение и функцию легких человека? |
|
|
4. Вы можете раскрыть сущность газообмена в легких и тканях? |
|
|
5. Вам понравился наш урок? | -------- |
|
6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? | -------- |
|
Тест по теме: «Дыхание. Строение и функции органов дыхания»
1. В носовой полости есть извилистые ходы.
2. Воздух в носовой полости очищается от углекислого газа.
3. В стенках носовой полости есть кровеносные капилляры.
4. Оболочка носовой полости имеет множество ресничек.
5. В выдыхаемом воздухе повышено содержание углекислого газа.
6. Носовая полость способна обезвреживать микробы воздуха.
7. Гортань – самая длинная часть воздухоносного пути.
8. Голосовые связки – это хрящевые перегородки.
9. Когда человек молчит, его голосовые связки расходятся.
10. Чем длинней у человека голосовые связки, тем голос выше.
11. В выдыхаемом воздухе содержится 21% кислорода.
12. Из носовой полости вдыхаемый воздух попадает в трахею.
13. При глотании вход в гортань закрывается надгортанником.
14. Первый этап дыхания – легочная вентиляция.
15. Стенки легочных пузырьков состоят из нескольких слоев эпителиальных клеток.
16. Кашель – это защитный рефлекс.
17. При окислении органических веществ выделяется энергия.
18. Человек это анаэроб.
19. Гомеостаз – это постоянство состава внутренней среды организма.
20. В стенках трахеи имеются кровеносные капилляры, которые осуществляют газообмен между воздухом и кровью.
Карточка №1 (А) Для отделов системы органов дыхания выберите соответствующие характеристики: А – носовая полость Б – гортань В - трахея Г – бронхи Д – легкие 1. Парные органы, состоящие из долей и покрытые плеврой. 2. Остов этого органа дыхания состоит из 16 – 20 неполных хрящевых колец, которые сзади связаны соединительнотканной перепонкой. 3. Дыхательный орган образован костями, хрящами и выстлан слизистой оболочкой. Он делится продольной перегородкой на правую и левую несообщающиеся половины. 4. Состоит из хрящей, имеет голосовые связки, мышцы. Полость выстлана слизистой оболочкой, образующей складки. 5. Образуют «дерево» в легких. | Карточка №1 (А) Для отделов системы органов дыхания выберите соответствующие характеристики: А – носовая полость Б – гортань В - трахея Г – бронхи Д – легкие 1. Парные органы, состоящие из долей и покрытые плеврой. 2. Остов этого органа дыхания состоит из 16 – 20 неполных хрящевых колец, которые сзади связаны соединительнотканной перепонкой. 3. Дыхательный орган образован костями, хрящами и выстлан слизистой оболочкой. Он делится продольной перегородкой на правую и левую несообщающиеся половины. 4. Состоит из хрящей, имеет голосовые связки, мышцы. Полость выстлана слизистой оболочкой, образующей складки. 5. Образуют «дерево» в легких. |
Карточка №2 (Б) Ответить на вопросы: - Что происходит с голосовой щелью при переходе к молчанию?
- Сколько слоев клеток входит в состав стенки альвеол?
- В какой момент надгортанник закрывает вход в гортань?
- Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
- Назовите отдел воздухоносных путей, в котором расположены голосовые связки?
- Сколько углекислого газа содержится в атмосферном воздухе?
- Количество бронхов, на которые разветвляется трахея.
- Назовите место газообмена между легкими и кровью.
| Карточка №2 (Б) Ответить на вопросы: - Что происходит с голосовой щелью при переходе к молчанию?
- Сколько слоев клеток входит в состав стенки альвеол?
- В какой момент надгортанник закрывает вход в гортань?
- Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
- Назовите отдел воздухоносных путей, в котором расположены голосовые связки?
- Сколько углекислого газа содержится в атмосферном воздухе?
- Количество бронхов, на которые разветвляется трахея.
- Назовите место газообмена между легкими и
кровью. |