Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legkie._gazoobmen_v_legkikh_i_tkanyakh.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»

Цель: изучить строение легких, механизм газообмена в легких и  тканях.

Задачи: 1. Продолжить изучение особенностей строения органов дыхательной системы человека. Познакомить учащихся с процессами газообмена в легких и  тканях.

                  2. Развивать у учащихся умения ставить цель и оценивать степень ее достижения (лист самооценки). Обучать умению самостоятельно оценивать результаты, правильно оценивать требования и свои возможности (на этапе закрепления материала). Формировать учебно-познавательные и личностно-значимые интересы (через структуру урока, его оформление, подбор материала, творческие задания, разнообразие методов и форм работы, при осуществлении дифференцированного подхода). Формировать сенсорное восприятие (через работу с наглядностью, лабораторную работу).

                3. Формировать интерес к предмету, развивать эмоциональную и мотивационную сферы личности ученика.

Тип урока – традиционный (изучение нового материала) с использованием компьютерной презентации.

      МП

СУ

Слайд

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке, темой которого является «Строение легких. Газообмен в легких и тканях». Что сегодня на уроке мы можем узнать?

Цель урока: изучить особенности строения легких человека, выяснить механизм газообмена в легких и тканях, повторить строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека.

1

2

Рефлексия

     Перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока»

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Вы знаете, что такое дыхание? Можете дать определение и перечислить этапы дыхания.

2. Вы четко знаете строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека?

3.Вы знаете строение и функцию легких человека?

4. Вы можете раскрыть сущность газообмена в легких и тканях?

5. Вам понравился наш урок?

--------

6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

--------

Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Оценивание эффективности работы будет осуществляться в учетных карточках,  в колонки которой будет выставляться оценка. По окончании урока эти карточки будут сданы и выведется общая оценка за урок.

1. Карточки (индивидуальные)

*2. «Жизнь – это горение» Эти слова принадлежат французским ученым Лавуазье и Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания.

*3. Карточка у доски: расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

1 – носовая полость, 2 – трахея, 3 – гортань, 4 – носоглотка, 5 – бронхиолы, 6 – легкие, 7 – бронхи.

3. Термины (устно в парах, ставим друг другу оценки в учетные карточки): дыхание, гомеостаз, внешнее дыхание (совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа), тканевое дыхание (использование кислорода клетками для окисления органических веществ с выделением энергии), альвеолы.

*4. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?

*5. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?

6. Как образуется звук в гортани? От чего зависит его сила и высота?

3

4

5

6

7

8

Тест

На столах у вас лежат проверочные работы. Время выполнения работы 5 минут. (10 вопросов на оценку «3», 15 вопросов на оценку «4», 20 вопросов на оценку «5»)

Отложите листы с тестовой работой.

Изучение нового материала

СТРОЕНИЕ ЛЕГКИХ

     Легкие занимают большую часть грудной полости. По форме они напоминают конус, обращенный вершиной к ключицам, а основанием - к диафрагме.

     Правое легкое состоит из трех долей, а левое из двух.

     Через находящиеся в срединной стороне ворота легких проходят бронхи, легочные артерии и вены.

     Легкие покрыты плеврой, наружный слой которой срастается со стенкой грудной полости, а внутренний – с собственной тканью легких.    

     Образовавшаяся между слоями плевральная полость заполнена жидкостью, уменьшающей трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление воздуха ниже атмосферного. Это отрицательное давление поддерживает легкие в расправленном состоянии и облегчает их вентиляцию.

     Конечные бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, стенки которых состоят из одного слоя эпителиальных клеток и покрыты сурфактантом – веществом, препятствующему слипанию альвеол и обеззараживающему микроорганизмы, проникшие в легкие. В альвеолах происходит газообмен.

ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ

     На втором этапе дыхания происходит обмен газов между альвеолами и кровью легочных капилляров. Он осуществляется посредством диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь, а углекислого газа в обратном направлении. В результате венозная кровь превращается в артериальную. Вследствие разности парциальных давлений кислорода и углекислого газа в альвеолах и напряжений их в крови осуществляется направленная диффузия.

ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ

     Это третий этап дыхания. Газы находятся в крови в связанном виде. Перенос кислорода осуществляется гемоглобином крови. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода, и превращается в оксигемоглобин. Цвет крови с вишневого меняется на яроко-алый.

     Перемещение углекислого газа осуществляется плазмой и эритроцитами. 10-15 % углекислого газа обратимо связывается с гемоглобином и образуется непрочный карбоксигемоглобин. Большая часть углекислого газа соединяется с водой, с образованием угольной кислоты, ионы которой образуют соли натрия и калия (NaHCO3,

KHCO3).

ГАЗООБМЕН В ТКАНЯХ

     Артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения поступает к тканям. В результате непрерывных окислительных процессов концентрация углекислого газа выше в тканевой жидкости, чем в крови. Поэтому углекислый газ диффундирует в кровь, а кислород в ткани. Венозная кровь направляется в сердце и далее в легкие.

9

10

11

12

Закрепление

Проследите путь эритроцита, начиная от легких. Составьте логическую схему с указанием всех процессов, которые мы изучили.

13

14

Рефлексия

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочные знаки в колонке «окончание урока»

? Понравился ли вам наш урок?

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Домашнее задание

Параграф 24.

15

Учетная карточка эффективности работы ученика на уроке

Ф.И. ученика

Карточки

Термины

Устный опрос

Тест

Закрепление

материала

Итог

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Вы знаете, что такое дыхание? Можете дать определение и перечислить этапы дыхания?

2. Вы четко знаете строение и функции воздухоносных путей дыхательной системы человека?

3. Вы знаете строение и функцию легких человека?

4. Вы можете раскрыть сущность газообмена в легких и тканях?

5. Вам понравился наш урок?

--------

6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

--------

Тест по теме: «Дыхание. Строение и функции органов дыхания»

1. В носовой полости есть извилистые ходы.

2. Воздух в носовой полости очищается от углекислого газа.

3. В стенках носовой полости есть кровеносные капилляры.

4. Оболочка носовой полости имеет множество ресничек.

5. В выдыхаемом воздухе повышено содержание углекислого газа.

6. Носовая полость способна обезвреживать микробы воздуха.

7. Гортань – самая длинная часть воздухоносного пути.

8. Голосовые связки – это хрящевые перегородки.

9. Когда человек молчит, его голосовые связки расходятся.

10. Чем длинней у человека голосовые связки, тем голос выше.

11. В выдыхаемом воздухе содержится 21% кислорода.

12. Из носовой полости вдыхаемый воздух попадает в трахею.

13. При глотании вход в гортань закрывается надгортанником.

14. Первый этап дыхания – легочная вентиляция.

15. Стенки легочных пузырьков состоят из нескольких слоев эпителиальных клеток.

16. Кашель – это защитный рефлекс.

17. При окислении органических веществ выделяется энергия.

18. Человек это анаэроб.

19.  Гомеостаз – это постоянство состава внутренней среды организма.

20. В стенках трахеи имеются кровеносные капилляры, которые осуществляют газообмен между воздухом и кровью.

Карточка №1 (А)

Для отделов системы органов дыхания выберите соответствующие характеристики:

А – носовая полость

Б – гортань

В  - трахея

Г – бронхи

Д – легкие

1. Парные органы, состоящие из долей и покрытые плеврой.

2. Остов этого органа дыхания состоит из 16 – 20 неполных хрящевых колец, которые сзади связаны соединительнотканной перепонкой.

3. Дыхательный орган образован костями, хрящами и выстлан слизистой оболочкой. Он делится продольной перегородкой на правую и левую несообщающиеся половины.

4. Состоит из хрящей, имеет голосовые связки, мышцы. Полость выстлана слизистой оболочкой, образующей складки.

5. Образуют «дерево» в легких.

Карточка №1 (А)

Для отделов системы органов дыхания выберите соответствующие характеристики:

А – носовая полость

Б – гортань

В  - трахея

Г – бронхи

Д – легкие

1. Парные органы, состоящие из долей и покрытые плеврой.

2. Остов этого органа дыхания состоит из 16 – 20 неполных хрящевых колец, которые сзади связаны соединительнотканной перепонкой.

3. Дыхательный орган образован костями, хрящами и выстлан слизистой оболочкой. Он делится продольной перегородкой на правую и левую несообщающиеся половины.

4. Состоит из хрящей, имеет голосовые связки, мышцы. Полость выстлана слизистой оболочкой, образующей складки.

5. Образуют «дерево» в легких.

Карточка №2 (Б)

Ответить на вопросы:

  1. Что происходит с голосовой щелью при переходе к молчанию?
  2. Сколько слоев клеток входит в состав стенки альвеол?
  3. В какой момент надгортанник закрывает вход в гортань?
  4. Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
  5. Назовите отдел воздухоносных путей, в котором расположены голосовые связки?
  6. Сколько углекислого газа содержится в атмосферном воздухе?
  7. Количество бронхов, на которые разветвляется трахея.
  8. Назовите место газообмена между легкими и кровью.

Карточка №2 (Б)

Ответить на вопросы:

  1. Что происходит с голосовой щелью при переходе к молчанию?
  2. Сколько слоев клеток входит в состав стенки альвеол?
  3. В какой момент надгортанник закрывает вход в гортань?
  4. Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе?
  5. Назовите отдел воздухоносных путей, в котором расположены голосовые связки?
  6. Сколько углекислого газа содержится в атмосферном воздухе?
  7. Количество бронхов, на которые разветвляется трахея.
  8. Назовите место газообмена между легкими и  

            кровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их   функциями и местоположением  в организме ....

Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....

Методическая разработка урока по теме "Строение атома"

Урок разработан с учетом  ключевых компетенций, формируемых на определенным этапе....

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...

Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."

Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....