Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их   функциями и местоположением  в организме . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_myshts.docx355.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Строение мышц»

Цель: формирование знаний о строении мышц, их значении. Познакомить с основными видами мышц.

Оборудование: таблица «Мышцы человеческого тела», учебники, тетради.

Ход работы

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Немой биологический диктант.

Учитель показывает на таблице отдельные части скелета, отделы скелета, разные типы соединения костей, а обучающиеся записывают их названия в тетрадь.

  1. Плечо
  2. Череп
  3. Лопатки
  4. Бедро
  5. Фаланги пальцев руки
  6. Локтевая и лучевая кости
  7. Позвоночник
  8. Грудная клетка: ребра-12 пар, грудина
  9. Большая и малая берцовая кости
  10. Коленный сустав.

III. Изучение нового материала.

1. Значение мышц. Виды мышц.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Мышца – «мускулюс» - мышь.

Мышцы

                                                 Гладкие                                      Поперечно-полосатые

                                 непроизвольные движения                      произвольные движения

      Мышцы по направлению волокон бывают:

  • прямые
  • косые
  • круговые

     Мышцы по функциям:

  • сгибатели
  • разгибатели
  • приводящие
  • отводящие
  • вращающие
  • мимические
  • жевательные
  • дыхательные

Мышцы по форме и величине:

  • длинные (на конечностях, где необходим большой размах движений)
  • короткие (пример, между позвонками)
  • широкие (на туловище, в стенках полостей тела)
  • круговые – сфинктеры (вокруг отверстий тела: глаза, рта и т.д.)

2. Микроскопическое строение мышц.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Гладкие мышцы

Состоят из веретеновидных или звездчатых клеток.

Местоположение:

  • оболочки стенок внутренних полых органов;
  • в коже, у основания волосяной сумки;
  • в газу, вокруг глаза: кольцевые мышцы – сужают зрачок, радиальные - расширяют.

Сокращаются медленно и продолжительно.

Поперечно – полосатые мышцы (скелетные)

Основной элемент поперечно-полосатой мышечной ткани – миосимпласт (мышечное волокно).

 

Миофибриллы (состоят из протофибрилл)

Строение мышцы

Волокнопучки

Вся мышца снаружи покрыта фасцией – соединительно-тканной оболочкой.

Скелетные мышцы не могут сильно удлиняться, как гладкие. Но быстро сокращаются.

Мышца  пучок мышечного волокнамышечное волокно миофибрилла.

3. Макроскопическое строение мышц.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Мышца:

  • брюшко (состоит из множества пучков)
  • сухожилие (головка – остается неподвижной при движении, хвост – прикрепляется к подвижным костям).

4. Движение в суставах.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Мышцы:

  • антогонисты – мышцы, действующие в противоположных направлениях
  • синергисты – мышцы, действующие в одном направлении.

IV. Закрепление.

Фронтальная беседа.

V.  Домашнее задание.

§13. Заполнить таблицу.

Мышцы человеческого тела

Группа мышц

Основные мышцы

Функции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...