Главные вкладки

    Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Ямурова Алсу Инфировна

    Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотрят роль альвеол в процессе газообмена. Познакомятся с процессом переноса кислорода эритроцитами В данном уроке вводятся понятия: диафрагма, легочная плевра, плевральная полость, бронхиолы, бронхиальное дерево, альвеолы, гемоглобин

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gazoobmen_v_legkih.docx19.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока биологии в 8 классе: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».

    Задачи:

    Образовательные:

    • обеспечить усвоение и развитие знаний о строении легких;
    • изучить процессы газообмена в легких и тканях.

    Развивающие:

    • продолжить формирование логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы);
    • продолжить навыки оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
    • способность слушать и делать краткие записи в тетради.

    Воспитательные:

    • воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;
    • воспитать чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

    Методы: частично-поисковые, словесные, наглядные.

    Оборудование: карточки-задания, учебник, компьютер, проектор, демонстрационный экран, иллюстрации на тему «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», таблица «Дыхательная система человека».

    Тип урока: комбинированный.




    Ход урока

    I. Организационный момент

    Взаимное приветствие учителя с учениками.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    II. Проверка домашнего задания

    Учитель раздает каждому ученику индивидуальную карточку с тестовым заданием. Ученики самостоятельно выполняют задание, сдают на проверку учителю.

    1. Сущность процесса дыхания состоит в:

    а) Обмене газами между организмом и окружающей средой;

    б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;

    в) Транспорте газов кровью;

    2. В носовой полости воздух:

    а) очищается от пыли и микроорганизмов;

    б) увлажняется и согревается;

    в) происходит все вышеперечисленные процессы;

    3. Голосовые связки у человека расположены:

    а) в трахее;

    б) в гортани;

    в) в носоглотке;

    4. Как крик влияет на голосовые связки?

    а) никак не влияет;

    б) улучшает;

    в) ухудшает;

    5. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

    а) носовая полость;

    б) гортань;

    в) трахея;

    6. На сколько главных бронха делится трахея:

    а) на два;

    б) три;

    в) четыре;

    7. Альвеолы - это:

    а) разветвление трахеи;

    б) легочные пузырьки;

    в) выпячивания легочных пузырьков.

    III. Актуализация знаний

    (Беседа учителя с учениками).

    На прошлом занятии мы начали изучение дыхательной системы, рассмотрели и изучили тему «Значение дыхания. Органы дыхания». Итак, давайте вспомним:

    Учитель: Дайте определение понятию дыхание.

    Ответ: Дыхание – это процесс поступления кислорода в клетки организма, участие кислорода в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

    Учитель: Какие типы дыхания выделяют?

    Ответ:

    1) Легочное дыхание – газообмен между кровью и атмосферным воздухом. 2) Тканевое дыхание – газообмен между кровью и клетками тканей.

    Учитель: А какой путь проделывает кислород, прежде чем перейдет в кровь?

    Ответ: Воздухоносный путь начинается с носовой полости → носоглотка → глотка → гортань → трахея → 2 бронха → бронхиолы → альвеолы.

    Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжим формирование знаний о дыхательной системе.

    На доске учитель записывает тему: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».

    Ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    IV. Изучение нового материала

    1 блок: Строение легких. (Рассказ учителя с элементами беседы).

    Учитель: Ребята! Назовите главный орган дыхательной системы.

    Ответ: Это - легкие.

    Учитель: А, почему они называется легкие?

    Ответ: Они легкие.

    Да они очень легкие, вес 1200 граммов и находятся в грудной полости. Покрыты легкие оболочкой - плевройПлевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое. Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель - плевральная полость. Она заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение о стенки грудной полости при дыхании.

    Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко походят газы.

    Мы дышим атмосферным воздухом. Состав воздуха, какой? В воздухе содержится 21% кислорода, 0,03 % углекислого газа, 79% азота, пары воды. Воздух, который мы выдыхаем, отличается по составу от атмосферного. В нем уже 16% кислорода, 4% углекислого газа, больше становится и паров воды. Количество азота не меняется.

    А теперь ребята мы с вами проведем лабораторную работу.

    2 блок: Лабораторная работа (Практический метод).

    Лабораторная работа №6

    «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

    Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?

    В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

    Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из- за образования гидрокарбоната кальция:

    Ca(OH)2 +CO2= CaCO3+ H2O

    CaCO3 + CO2 + H2O= Ca(HCO3)2

    Учитель показывает иллюстрацию на тему «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Вместе с учениками заполняет таблицу процентного соотношения состава воздуха.

    Вывод: Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе совершенно разный. Мы дышим кислородом и выдыхаем углекислый газ.


    3 блок: Обмен газов. Газообмен в легких. (Рассказ учителя).

    В легких кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом.

    По артериям малого круга кровообращения в легкие поступает венозная кровь. В воздухе, который вдыхает человек, кислорода содержится значительно больше, чем в венозной крови. Поэтому он в результате диффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь. Здесь кислород соединяется с гемоглобином – красным пигментом эритроцитов. Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Одновременно углекислый газ проникает в альвеолы. Благодаря легочному дыханию соотношение кислорода и углекислого газа в воздухе альвеол поддерживается на постоянном уровне, и газообмен между кровью и альвеолярным воздухом идет непрерывно, независимо от того, вдыхаем мы воздух в данный момент или на некоторое время задерживаем дыхание.

    4 блок: Газообмен в тканях. (Рассказ учителя).

    В тканях кровь отдает кислород и насыщается углекислым газом.

    Артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения направляется к органам тела. Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кислород используется для биологического окисления, а выделившаяся энергия идет на процессы жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, который поступает из клеток тканей в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Она возвращается к легким и здесь снова становится артериальной.



    V. Закрепление изученного материала

    Учитель предлагает ученикам самостоятельно написать определения со стр. 105 себе в тетрадь. Тетради сдаются на проверку учителю в конце урока.

    VI. Подведение итогов урока

    1. Легкие располагаются слева и справа от сердца. Каждое из них находится в герметически замкнутом пространстве. Снаружи легкие покрыты легочной плеврой. Между легочной и пристеночной плеврой имеется плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.
    2. Газообмен происходит в альвеолах легких. Кровь в легких становится артериальной и по легочным венам поступает сначала в левое предсердие, затем в левый желудочек и по артериям доходит до тканей.
    3. В тканях кровь отдает кислород, обогащается углекислым газом. Венозная кровь направляется в правое предсердие, а затем выталкивается правым желудочком и по легочным артериям поступает в легкие. Круг замыкается.

    VII.Домашнее задание

    § 24 прочитать, ответить устно на вопросы на стр 105. Принести на урок воронку из пластиковой бутылки, 2 резиновых шарика и ножницы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

    Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

    Газообмен в легких и тканях

    Умеем ли мы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность по...

    Конспект урока "Газообмен в легких и тканях"

    Развернутый конспект урока на тему "Газообмен в легких и тканях". Материал урока тесно связан с понятием "диффузия", что споосбствует реализации межпредметных связей. Основными принципами при проведен...

    Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

    Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...