Газообмен в легких и тканях
презентация урока для интерактивной доски по биологии (8 класс) по теме

Саак Надежда Владимировна

Умеем ли мы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gazoobmen._dyhatelnye_dvizheniya.ppt1.6 МБ
Microsoft Office document icon gazoobmen_v_legkih_i_tkanyah.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока «Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения и их регуляция»

Цели урока: ознакомить учащихся с процессом газообмена в легких и тканях,  изучить механизм дыхательных движений.

  1. образовательная: формировать представление  о механизме дыхательных движений, о процессе газообмена в легких и тканях, учить характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  2. развивающая: развивать умение извлекать нужную информацию из модели дыхательных движений на флеш-анимации; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
  3. воспитательная: воспитывать интерес к изучению  физиологии человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  флеш-анимация «Модель Дондерса», презентация к уроку, карточки для проверки домашнего задания, магниты и карточки для закрепления.

Тип урока: комбинированный.

Понятия: дыхательные движения, вдох, выдох, газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь.

План урока:

  1. Орг.момент  1 мин.
  2. Актуализация знаний 2 мин.
  3. Изучение нового материала  15 мин.
  4. Физкультминутка   1 мин.
  5. Наблюдение 3 мин.
  6. Закрепление  5 мин.
  7. Итог и рефлексия  2 мин.
  8. Домашнее задание  1 мин.

Здоровая планета – здоровый человек!

Ход урока:

Организационный момент.

– Добрый день. Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует?

Сегодня мы с Вами выясним,  как происходит вдох и выдох, рассмотрим процесс газообмена в легких и тканях.

– Что такое газообмен?
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– для чего нужен газообмен?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала.                                                                                                        – Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: “Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция”

В древности и в средние века врачи полагали, что воздух, который разносится в теле по воздушным трубочкам, как бы облегчает наше тело, и мы становимся близкими Богу.

Теперь мы знаем, что из воздуха нашему организму нужен только кислород, что в нашем теле нет никаких воздушных трубочек, и что воздух попадает только в легкие. (Слайд 2)

Как вы думаете, а как происходит вдох и выдох? (Ученики высказывают свои гипотезы). А вот и нет. Давайте вместе разберемся, как протекают эти процессы (Слайд 3). В центре вдоха периодически возникают импульсы, межреберные мышцы сокращаются, ребра поднимаются, диафрагма становится плоской, легкие следуют за ней. А значит, объем грудной полости увеличился, давление в легких уменьшилось по с равнению с атмосферным. И воздух засасывается в легкие. Так происходит вдох.

А при выдохе: в центр выдоха поступает сигнал, мышцы диафрагмы и межреберные расслабились, ребра под действием силы тяжести опустились, диафрагма стала куполообразной. Объем грудной полости уменьшился, давление в легких увеличилось, а значит, воздух выталкивается. Посмотрите, пожалуйста, на видеофрагмент Дондерса. (Слайд 4)

Дыхание бывает: (Слайд 7,8)

  1. внешнее (вдох и выдох)
  2. внутреннее (клеточное дыхание)                                                                                       

Кто может сказать, что такое «дыхание»? Ключевые слова - обмен газами. А теперь давайте посмотрим, как происходит газообмен в легких и тканях. Проанализируйте данные написанные на (слайд 5):

Вдох                                                    Выдох

N- 79%                                                            N- 79%  

О2- 21 %                                                          О2- 16 %

С О2- 0,03 %                                         С О2- 4 %

И др. газы                                            И др. газы

Чем отличается состав воздуха при вдохе и выдохе?

Правильно при вдохе поступает кислород, а при выдохе удаляется углекислый газ. Давайте рассмотрим это на схеме.

На схеме вы видите альвеолы  (Слайд 6)– легочные пузырьки. К ним подходит капилляр с венозной кровью. Венозная кровь, это какая? ( Бедная кислородом, но богатая углекислым газом). Углекислый газ выходит из капилляра в легочные пузырьки, где СО2 мало.  В воздухе, который вдыхает человек, кислорода, содержится значительно больше, чем в венозной крови.  Поэтому кислород в результате диффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь.  Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная - это какая? (Насыщенная кислородом). Эти процессы происходят во время движения крови по малому кругу кровообращения.

Артериальная кровь направляется к органам тела (Слайд 7). Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кислород используется для биологического окисления, а выделившаяся энергия идет на процессы жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, который поступает из клеток тканей в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Она возвращается к легким и здесь снова становится артериальной. Эти процессы происходят при движении крови по большому кругу кровообращения.                                                               

         Жизненная емкость легких– это максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха.  (Слайд 8)        

 При спокойном дыхании за один вдох в легкие входит 0,3- 0,5 л воздуха (дыхательный объем). При самом глубоком дыхании дыхательный объем может достигать 3-5 л (жизненная емкость легких). Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем) (Слайд 9)

Значение дыхания 

  1. Обеспечение организма кислородом
  2. Удаление углекислого газа
  3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности
  4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Физкультминутка.

1.Рисуем горизонтальную восьмерку глазами (8 раз).

2.Рисуем вертикальную восьмерку глазами (8 раз).

3.«Постреляем» глазами в разные стороны.

4.Смотрим на дерево за окном, на оконную раму (5 раз).

5.Сильно зажмурим глаза.

6. Глаза открыли и работаем дальше

Наблюдение

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Закрепление материала.

А теперь давайте повторим. Прошу одного человека расставить по порядку процессы, происходящие во время вдоха. Еще 1 человек по аналогии расскажет устно, как происходит выдох. И 1 человек кратко по схеме расскажет, как происходит газообмен в легких, а 2 - в тканях (Слайд 10).

Итог и рефлексия:

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели, как протекает вдох и выдох, узнали, как происходит газообмен в легких и тканях. Что вас удивило на уроке? О чем вы знали раньше?  Какие моменты урока показались трудными?

Домашнее задание:

Изучить текст учебника на с. 142-145. Подготовить сообщение о вреде курения. (Слайд 11).

Творческая лаборатория:

1. Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Литература:

1. Сонин Н.И., Сапин М.Р., Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 1-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.

2. Электронный Образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек» под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - М., Издательский центр «Вентана-Граф».

3. Л.В. Ёлкина. Биология. Весь школный курс в таблицах. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010.

4. Сонин Н.И., Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек».- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002, -64с.: ил. Степанов И.А. Учебно-методическое пособие.

5. Тренажер по зоологии. 7-8 кл. – М.: Издат.дом «Новый ученик», 2003.

6. Кузьмина И.Д. Методическое пособие к учебнику по ред. А.С. Батуева «Биология. Человек. 8 кл.» – М.: Дрофа, 2002.

7. Пасечник В.В., Г.Г. Швецов. Уроки биологии. 8 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Оформление доски

Вдох

Выдох

Центр вдоха- возбуждение

Центр выдоха- возбуждение

Межреберные мышцы сокращаются

Межреберные мышцы расслабляются

Грудная клетка расширяется

Грудная клетка сужается

Диафрагма плоская

Диафрагма куполообразная

V легких   , Р легких         Р атм.

V легких   , Р легких         Р атм.

9.02.2012 г.

Тема: Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Вдох                                  

N- 79%

О2- 21 %       

С О2- 0,03 %                                                   

И др. газы

Выдох                        

N- 79%                                      

О2- 16 %

С О2- 4 %

И др. газы

Д.З.:

Изучить текст учебника на с. 142-145; Подготовить сообщение о вреде курения..


Признаки сравнения

В легких

В тканях

Какая кровь в начале

Венозная

Артериальная

Какой газ поступает в кровь

Кислород

Углекислый газ

Какой газ выходит из крови

Углекислый газ

Кислород

Какая кровь стала

Артериальная

Венозная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...

Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."

Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....