Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».
методическая разработка по теме

Шевкопляс Елена Николаевна

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskaya_papka_po_protivopozharnoy_rabote.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая папка

для педагогов дополнительного образования

по теме: «Формирование у детей  знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения  в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».

Цель:

Оказать методическую помощь педагогам   в подборе разнообразных форм и методов образовательной деятельности, направленной на  формирование у детей  знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения  в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром.

Введение.

Разработка  методической рекомендации вызвана необходимостью формирования у детей знаний правил безопасности при использования огня, пользовании спичками, бытовыми электрическими и газовыми приборами, грамотных  действий в экстремальных ситуациях.

С развитием прогресса, с увеличением количества бытовых электрических и газовых приборов, растет число жертв от пожаров.

Пожар –  очень опасное явление, возникающее в результате беспечного обращения  с огнем и  детской шалости. Борьба с ним требует от человека больших усилий. Но как правильно организовать воспитание детей? Зачастую работа родителей и педагогов по  противопожарной безопасности детей сводится лишь к запретам.  Однако  практика показывает, что в работе с детьми  эта мера не эффективна.

Методическая рекомендация содержит  информацию для педагогов дополнительного образования для организации мероприятий по профилактике противопожарной безопасности, правилам  поведения как среди детей разного возраста, так и  родителей.

Рекомендации.

Образовательную работу по данной теме необходимо начинать с теоретической подготовки по основам пожарной безопасности  самих педагогов, сочетая теорию с практическими занятиями: от инструктажа до отработки эвакуации детей в случае пожара.

Чем большим объемом  информации о мерах предупреждения и борьбы с пожарами  обладает сам педагог, тем серьезнее будет его отношение к занятиям с детьми на противопожарные темы.

Немаловажной является и работа с родителями.

Цель ее - развить у родителей ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям и ее причины, научились соизмерять свое поведение с  сознанием  ответственности за безопасность своих детей.

Для обеспечения эффективности работы педагогу необходимо заручиться поддержкой родителей, их активного участия в воспитании у своих детей  навыков правильного обращения с огнеопасными средствами.

Многие родители не владеют элементарными знаниями правил пожарной безопасности и поведения при пожаре. Поэтому с ними нужно  проводить беседы,  и, возможно, занятия по правилам пожарной безопасности, дать рекомендации для корректировки правильного поведения ребенка на улице и дома, убедить их в необходимости занятий с детьми по основам пожарной безопасности.

Задача педагогов обратить внимание родителей на необходимость профилактики противопожарной безопасности и научить родителей формировать в детях навыки  сознательного безопасного поведения со спичками, газовым и электрическим оборудованием, а также при походе в лес.

Педагог должен разъяснять детям опасность игр с огнем: бытовыми  электрическими и газовыми приборами, разжиганием костра в недозволенных местах. А также необходимо научить  правильному поведению в угрожающих ситуациях.

Формы работы с родителями:

Родительские собрания с приглашением представителей пожарной части, медработников.

Беседы.

Деловые игры.

Консультации.

Лектории.

Совместные мероприятия детей с родителями.

Обзор чрезвычайных происшествий.

Просмотр и обсуждение видеофильмов.

Тестирование, анкетирование.

При воспитании детей педагогам необходимо знать возрастные и психологические их особенности.

Так,  особенность поведения детей младшего школьного возраста в угрожающей ситуации заключается в  пассивно-оборонительной реакции, вследствие чего ребенок в пылающем  доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.

Пожар - это экстремальная ситуация, в которой у детей возникает чувство страха. И первая реакция ребенка - спрятаться, уйти от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, диваны, в шкафы, другие труднодоступные места, вместо того, чтобы привлечь к себе внимание, показать, что им нужна помощь, вместо того, чтобы убежать, попытаться выбраться.

Педагогам  и психологам необходимо обсудить с детьми и родителями эти аспекты поведенческих реакций. Основная задача взрослых – формирование у детей рефлекса самозащиты, чувства самосохранения. Уделять внимание  выработке у детей условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования правильного обращения с огнем, с электрическими и нагревательными приборами, а также навыкам поведения при экстремальных ситуациях: как пользоваться  первичными средствами пожаротушения, как вызвать пожарную помощь. Они должны разъяснить, что так действовать (прятаться) нельзя, так как пожарные или родители могут их не найти и не спасти. Описать последствия такого поведения детей, чем это грозит самой жизни ребенка.

Младший школьный возраст.

У детей младшего школьного возраста ведущей формой психики становится представление. Как ребенок представляет, так он и воспринимает опасность пожара и его последствия. Не случайно у каждого в детстве любимым вопросом был вопрос "Почему?".

Поэтому недостаточно сказать ребенку, что "так делать нельзя, здесь опасно". Важнее и эффективнее объяснить - почему, и рассказать, как нужно действовать. Педагогу необходимо помнить, что дети считают себя взрослыми, хотят все знать. Однако ребенок пока не осознает реальных последствий пожара.

Примером тому может послужить то, что дети любят разводить костры, зажигать спички, пользоваться взрывпакетами, бросают зажженную бумагу с балкона. Объяснять детям опасность пожара необходимо наглядным образом, т.е. в различных видах игровой и продуктивной деятельности (ролевые и сюжетные игры).

Эта работа является наиболее эффективной с детьми младшего школьного возраста, т.к. у детей в этот период хорошо развиты воображение, образная память и наглядно-образное мышление.

 Необходимо активное участие детей в процессе обучения.

 Только конкретные эмоционально окрашенные занятия способны принести желаемые плоды и оставить след в сознании ребенка.

Младший школьный возраст является начальным этапом становления познавательной и практичной деятельности ребенка. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять в жизни как по отношению к себе, так и к другим правила поведения   при пожаре.

Особое значение в качестве эталона поведения для детей имеют персонажи сказок, что облегчает ориентацию ребенка в реальном мире.

Педагогам рекомендуется проводить обучение детей в ходе мероприятий, тематических игр, занятий, просмотра видеофильмов, мультфильмов на противопожарную тематику.

Наиболее эффективно привлечение родителей и специалистов для проведения воспитательных мероприятий.

Средний школьный возраст

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего школьного возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых, обучающиеся охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, педагогу сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Дети этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний. Также эффективно проводится обучение детей в ходе мероприятий, тематических игр, занятий, просмотра видеофильмов, мультфильмов на противопожарную тематику.

Старший школьный возраст

Первым  фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста, старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

— привлечение внимания обучающихся к проблемам пожарной безопасности;

— непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня материальных ценностей.

Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей поможет педагогам дополнительного образования определить  методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого совсем не обязательно проводить специальные занятия. Можно ограничиться  проведением пятиминуток, с использованием игровой методики преподавания знаний. Это могут быть викторины, кроссворды, загадки, поговорки. Такие формы профилактики можно применять в детских объединениях любой направленности.

Методические рекомендации содержат и другие формы образовательной деятельности по данному  вопросу. В приложении имеются   разработки занятий и бесед с детьми и их родителями, сценарии мероприятий, тесты, опросный лист, памятки и игры, которые педагоги могут использовать в различных ситуациях и в соответствии с направленностью объединений.

Перечень форм воспитательной работы в условиях учреждения дополнительного образования

тематические занятия,

мероприятия,

беседы,

викторины,

дискуссии,

практические тематические занятия,

подвижные игры и конкурсы,

конкурс знатоков загадок, поговорок на данную тему,

конкурс любителей кроссвордов (сканвордов),

тесты, опросы,

просмотр и разбор фильмов о пожарах и их последствиях,

конкурс рисунков,

конкурс рисованных фильмов на заданную тему,

разыгрывание сказок, ситуаций,

постановка спектаклей («Кошкин дом»,  «История со спичками» и т.д.),

конкурс фотографий,

выпуск и конкурс стенгазет,

состязания между детскими объединениями по знанию норм и правил противопожарной защиты,

экскурсия в пожарную часть,

пятиминутки  (игры или беседы),

наблюдения во время экскурсий за людьми, работающими с нагревательными приборами и  последующее обсуждение, как окружающие выполняют правила противопожарной безопасности,

моделирование конкретных ситуаций,

участие в конкурсах детского творчества (рисунок, лепка, конструирование из бумаги).

При работе с детьми можно   использовать пословицы  и поговорки должны объяснить  их значение. Развивает образное мышление и применение загадок

Для закрепления знаний, полученных обучающимися на занятиях, можно организовать экскурсии в пожарную часть, в пожарное депо Добровольной пожарной охраны, на пожарно-техническую выставку .

А при экскурсии в парк или игре на дворовой площадке, можно организовать наблюдение детей  за работой дворника, сжигающего мусор, опавшие листья в специально отведенном для этого месте. Педагогу следует обратить внимание на средства индивидуальной защиты работника (брезенторукавицы), на то, как он выполняет правила пожарной безопасности.

Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые правила использования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними.

Наиболее приемлемыми для всех объединений формы воспитания являются  пятиминутки.  Они не мешают освоению основной программы и реализуют поставленную цель.  Форма пятиминуток самая разнообразная: викторины, опросы, тесты, загадки,  беседы - напоминания, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт. Все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы.

Включать и выключать приборы следует только сухими руками, при этом нельзя дергать за шнур, а держаться только за вилку.

Обучающихся  младшего школьного возраста можно  ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плиты, утюга, компьютера и других электроприборов, которые есть в каждой семье, используя игровые ситуации.

Можно дать задание детям понаблюдать дома за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что некоторые родители не только не учат детей этим правилам, но и запрещают им  близко  подходить  к электроприборам. Такая позиция ошибочна с психолого-педагогической точки зрения. Если ребенок остается дома один, он старается удовлетворить свое любопытство, а это часто приводит к тяжелым последствиям.

Этих тем можно касаться на родительских собраниях, при индивидуальных беседах с родителями, при проведении совместных мероприятий детей и родителей.

Еще одна важная задача родителей в вопросе воспитания детей, о которой можно напомнить им - это формирование у детей навыков  обращения с газовой плитой. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких  слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во-вторых, газ как источник горения. О нем особый разговор. Надо объяснить детям правила пользования газовой плитой; дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнем.

Главным в совместной работе педагога с родителями будет научить ребенка пользоваться открытым огнем, чувствовать ответственность при общении с огнем.

Педагог может обратить внимание детей на правила поведения в случае пожара. С этой целью можно  проводить занятия с воспитанниками  по изучению возможных путей эвакуации из здания Центра, в жилых домах, а также практические отработки этих навыков. Причем наибольший воспитательный эффект будут иметь занятия, проводимые детьми старшего школьного возраста. На занятиях можно  разъяснить элементарные способы защиты органов дыхания от воздействия угарного газа и продуктов горения, а также меры, предотвращающие термические травмы.

Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара лучше с младшего  школьного возраста. В этом возрасте дети должны знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на себе одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге.

Одновременно с изучением правил пожарной безопасности можно  вести работу по расширению знаний о пожарной технике.

На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в Центре. Познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: «пожарный щит, огнетушитель, лом, багор».  Воспитывать у детей наблюдательность и внимание. Чтобы больше дети узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарной техникой, экипировкой пожарных, средствами тушения пожара.

Можно рассказать детям, что в каждом населенном пункте (городе, поселке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.

Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, фильмы, презентации, рассказывающие о борьбе людей с огнем. По ним могут быть проведены беседы.

Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепит полученные знания, но и приведут их в систему, выразят изобразительными средствами свое отношение к теме.

Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той, которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный «максимализм» в изображении катастрофы, вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнем, может помешать ребенку понять и использовать его положительные свойства.

Взрослым необходимо помнить, что воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы пожара и необходимость соблюдения противопожарных норм и правил - это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и родители, и педагоги, и сотрудники пожарной охраны. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Ожидаемые результаты.

Применение данной рекомендации позволит педагогам подобрать разработки и описания наиболее приемлемых  форм и методов работы с детьми и  родителями, позволяющие эффективно решить вопрос профилактики противопожарной безопасности,   предотвратить  несчастные случаи, связанные с пожаром.


ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ

С огнем шутить нельзя...

(сценарий  мероприятия для обучающихся младшего школьного возраста)

 

Цель: привитие воспитанникам младшего школьного возраста навыков осторожного обращения с огнем, формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации.

Оборудование: выставка с творческими работами воспитанников на противопожарную тему;  табло для результатов игры; телефонные аппараты, раздаточные карточки с ситуационными заданиями;  костюмы пожарных;

ТСО: видеоаппаратура для показа видеофильма на противопожарную тему, противопожарное оборудование (можно макеты);

предметы для наглядности:  макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком, сковорода, кружка с водой, полотенце.

Перед началом праздника дети знакомятся с представленными на выставке рисунками, плакатами, фотографиями по противопожарной теме, различными приспособлениями для тушения пожаров, огнетушителями разных видов.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Вбегают два Мальчиша-плохиша.

1-й Мальчиш. Чем бы нам с тобой заняться?

2-й Мальчиш. Что бы такого сделать плохого?

1-й Мальчиш. О! Я, кажется, придумал!

 (Достает из кармана спичечный коробок.) Давай мы с тобой костерчик разведем!

2-й Мальчиш. Вот здорово! Давай! (Достают спички, пытаются зажечь.)

Появляется ведущий.

Ведущий. Ой, что это вы делаете?

Мальчиш от неожиданности роняет колобок.

1-й Мальчиш. Что это вы кричите? Пожар, что ли?

Ведущий. Не появись я вовремя — пожара не миновать!

2-й Мальчиш. Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Ведущий. А вы послушайте стихотворение.

Ребенок.

Ростом спичка — невеличка,

Не смотрите, что мала.

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

1-й Мальчиш. Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.

Ведущий. А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и увидите и узнаете много полезного и интересного: о мерах безопасности, о правилах поведения при пожаре.

Мальчиши. Ладно уж, останемся! Вдруг пригодится.

(Садятся в зрительный зал.)

Ведущий. Вот и замечательно. Я думаю, что нам пора познакомиться с нашими командами: «Уголек» и «Огонек». Я приглашаю ребят на сцену.

Для участников команд приготовлены стулья. У каждого ребенка пришита

эмблема с названием команды.

-А судить сегодняшние команды будет компетентное жюри

 (работники пожарной части).

Результаты конкурсов вы увидите на этом табло. Кто выигрывает конкурс, тот тушит пожар.

По мере выполнения задания ребятами, костер зачеркивается.

«Огонек»

«Уголек»

Ведущий. Итак, команды готовы? Тогда начинаем.

Ребята, что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар?

Ответы детей из зала.

-Правильно, нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть, сказать, что горит, сообщить точный адрес и назвать свою фамилию.

-А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога кажется секунда - огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте — на диске последняя цифра и первая)

(Ответы детей — обобщить.)

1-й конкурс «Примите вызов»

-Уважаемые участники команд, перед вами стоят телефоны. Ваша задача: добраться до телефона, набрать номер «01», сказать скороговорку, написанную у вас на карточке, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться к своей команде. Передать карточку со скороговоркой следующему игроку.

(Участвует вся команда, за правильностью сообщений наблюдают члены жюри.)

Ведущий. Молодцы! Итог этого конкурса один:

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним по... «01»!

Мы ближайшему району

Сообщим но телефону,

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

А теперь, пока не прибыли пожарные. нужно приступить, к тушению пожара. А вы знаете, ребята, как в зависимости oт того, что горит, правильно тушить? Сейчас мы это выясним.

Игровые ситуации

Выполняет один человек от команды, поясняя свои действия.

I. У вас загорелся телевизор. Ваши действия?

(Обесточу аппарат, т.е. отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при необходимости вызову пожарных.)

П р и м е ч а н и е.  Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с «одой, одеяло, ведерко с песком.

2.  На сковороде горит масло. Ваши действия?

(Отключу газ; накрою влажным полотенцем.)

П р и м е ч а н и е.  Для наглядности используются сковорода, кружка с водой, полотенце.

3. На тебе горит одежда. Твои действия?

(Упаду на пол (землю, снег, траву); покатаюсь или накроюсь влажной тканью; бежать не стану, этого делать нельзя.)

4. Увидишь человека в горящей одежде, что ты будешь делать?

(Накрою горящего тканью; повалю на пол; огнетушителем тушить не буду, этого делать нельзя.)

Ведущий. Молодцы! Пока жюри подводит итог этого конкурса, я хочу спросить у ребят, сидящих в зале: «Вы все знаете, как себя нужно вести при пожаре?»

• Тогда скажите, от чего люди гибнут при пожаре?

(От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ. Достаточно одного, двух вдохов — и человек теряет сознание.)

• Как надо преодолевать дымное место?

(Пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх; задержать дыхание; использовать мокрое полотенце.)

Ведущий. Замечательно! А сейчас мы переходим к следующему конкурсу. Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным?        

Ответы детей.

Ведущий. Работа пожарных очень опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависят жизни людей.

Сейчас мы посмотрим, ловкие ли наши ребята, как быстро они смогут надеть на себя пожарный косцом»

Конкурс «Надень костюм»

(костюм на время предоставлен пожарной частью)

По сигналу тревоги участники команды будут быстро надевать этот костюм на капитанов, а потом его нужно быстро снять. Первый надевает штаны, второй — куртку, третий — застегивает пуговицы на куртке, четвертый надевает каску. Потом снимают все в обратном порядке.

Когда последняя вещь будет снята, капитан возвращается к команде. Какая команда быстрее всех выполнит задание, та и побеждает..

По сигналу ведущего конкурс начинается.

Ведущий. Ну вот вы справились и с этим трудным заданием.

 (Обращается к Мальчишам-плохишам). А вы часто поджигаете сухую траву, которая появляется после того, как растаял снег?

Мальчиши. Конечно!

Ведущий. Ребята, а как вы думаете, можно ли это делать?

Ответы детей.

Ведущий. Конечно, нет! Ведь эта детская шалость может перерасти в большую беду.

Однажды так и случилось: из-за игры детей со спичками на поляне загорелся пожар. Нам надо Потушить его, верно ответив на все "вопросы:"

Языки пламени прикреплены иголочками к демонстрационной доске. На каждом — вопрос. Снимается по одному язычку, вопрос зачитывается. Когда на все во-

просы получены правильные ответы, «пламя потушено».

Конкурс «Потуши пожар»

1.   Почему номер пожарной охраны «01»? (Простой"номера легко запомнить; короткий, а во время пожара дорога каждая секунда; его легко можно набрать в темноте.)

2.  Что нужно делать при пожаре?

(Срочно сообщить в пожарную охрану;принять меры к эвакуации.)

3. Назовите основные причины возникновения пожаров.

(Неосторожное обращение с огнем; детская шалость с огнем; нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, печами; грозовые разряды, поджоги.)

4.  Что необходимо сделать, когда ухолишь из квартиры, чтобы  не допустить пожара?

(Выключить свет; отключить электроприборы; спрягать спички от маленьких детей.)

Можно ли бить стекла окон во время пожара?

(Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение.)

6. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка, можно ли включать и выключать свет?

(Нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.)

Назовите средства тушения пожара.

(Вода; песок; земля; кошма; асбестовое одеяло; огнетушители.)

-Ребята, вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности и ответили на все вопросы, поэтому пожар потушен! Теперь, пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть видеофильм.

Видеофильм о том, как детская шалость приводит к пожарам. как на таких пожарах гибнут и калечатся дети.

Ведущий. Вы поняли, Мальчиши-плохиши, к каким последствиям может привести игра со спичками?                   !

Мальчиши. Конечно, поняли. Мы больше никогда не будем играть с огнем.

Ведущий. Слово предоставляется жюри. Оно объявит итоги конкурса.

Пожарным можешь mы не быть...

Сценарий мероприятия.

Воспитательные задачи:

Показать роль огня  в жизни  человека:  как  положительную, так и отрицательную;

Познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;

Проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;

Убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;

Воспитывать  людей,   ориентированных  на  лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;

Побуждать к творчеству;

Составить памятку, как вести себя при пожаре.

 Оборудование: иллюстрации к Легенде о Прометее или мультфильм, плакаты по противопожарной безопасности.

Педагог. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Вопросы педагога: Помогите мне: назовите сферы применения огня.

Ответы учеников: приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.

Педагог. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».

Воспитанники инсценируют стихотворение.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

 Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь».

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок...

Педагог. А сейчас немного статистики.

Воспитанники:

1. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

2. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

3. Каждый третий погибший - ребенок.

Педагог. А сейчас краткая история пожарного дела.

Воспитанники:

1. В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигалъщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

2. С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

3.  В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

4. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

5.  17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Педагог. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо ухмыляться, вспоминая видеосюжет комик-группы «Маски-шоу». И не надо дразнить любителей поспать, что, мол, сдают они экзамен на пожарника.

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала. Они - герои! То, что они сделали, - подвиг! Дело в том, что именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.

Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали и сохранить себе жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.

Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем, кому не было и тридцати лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях.

(Минута молчания.)

Спасибо.

Раздается телефонный звонок.

Педагог. «У меня зазвонил телефон...» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону.

 А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

Воспитанники.

- Бесполезные затраты бензина.

- Изнашивается пожарный автомобиль.

- Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь.

Педагог.  Я знаю, что вы - грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

Вопросы

(их подготовили и задают сами ученики):

1.  Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

2. Какие гвозди можно забивать между проводами?

3.  Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

4.  Какими обоями разрешается оклеивать провода?

5.  На каком рубильнике можно вешать одежду?

6.  В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветряную погоду?

8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

Педагог отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.

Педагог. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».

Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку ученики вклеивают в дневник.

Педагог. На этом наша встреча закончена. Спасибо за сотрудничество!


Личная безопасность

Викторина

Вопросы:

1.  Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе, магазине и т. д.?

  будешь искать родителей сам;

  обратишься за помощью к взрослым;

  дашь объявление.

2.  Если тебя угощает конфетой незнакомый человек на улице, что ты будешь делать?

  откажешься от угощения;

  возьмешь и убежишь;

  возьмешь и быстро съешь.

3.   Если ты увидел в транспорте оставленный кем-то пакет, что ты будешь делать?

  возьмешь себе;

  подаришь другу;

  скажешь контролеру или водителю.

4.  Если кто-то на улице преследует тебя, как ты поступишь?

  остановишься и запоешь:  «Нам не страшен серый волк»;

  побежишь в людное место и обратишься за помощью в полицию или к взрослым;

  побежишь ему навстречу с криком «Забодаю!».

5.  Продолжите фразу: «Если нас зовут купаться, в телевизоре сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо...».

 да;

  нет;

  подумаю.

6.  Если кто-то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать?

  помашешь ему рукой;

  позовешь на помощь взрослых;

  попробуешь спасти сам.

7.   Если  к тебе  приближается  собака без поводка и намордника, как ты поступишь?

 быстро побежишь;

  крикнешь «Фас!»;

 останешься стоять на месте и скомандуешь собаке «Стоять!».

8.  Что надо делать, если у тебя из носа пошла кровь?

  наклониться чуть вперед, зажать нос и поднять другую руку вверх;

  как можно громче кричать «Мамочка, помоги!»;

  сразу же вызвать спасателей.

9.  В глаз попала соринка, ты...

потрясешь как следует головой

промоешь кипяченой водой

подождешь, пока само пройдет.

10.  Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь?

обожженное место подставить под струю холодной воды;

смазать маслом;

смазать зеленкой.

11.  На прогулке ты обморозил пальцы, что будешь делать?

  потрешь снегом;

  примешь горячий душ;

  сделаешь легкий массаж.

12.  Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

 открыла дверь незнакомцу;

 не предложила Волку чаю;

 не спела Волку песню.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Сообщение на тему: "Формирование ценных ориентаций личности школьника с отклонениями в поведении. "

Задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду....

"Безопасный мир" навыки поведения в критической ситуации.

Данный проект очень актуален для современных подростков, проводился проект в 9 "А"; 9 "Б"; 9 "Г" классе. Дети активно принимали участие в проекте "Безопасный мир", целью которого было наглядно проигра...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»

Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...