Методическая разработка урока по теме "ООПТ Чувашской Республики"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Путякова Констанция Вячеславовна

Урок разработан в соответсвии с ФГОС, подходит для обучающихся 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока

 «ООПТ Чувашской Республики»

Предмет: Биология.

Класс: 6

Тема урока: «ООПТ Чувашской Республики».

Тип урока: урок- путешествие .

Цель: формирование представлений об особо охраняемых природных территориях

Задачи:

- сформировать представление об ООПТ и  их основных категориях

- развивать умение работать в группе, находить важную информацию в тексте

- воспитывать бережное отношение к природе, Родине в целом

Планируемые результаты:

- предметные: знание основных понятий, их отличий между собой, ООПТ ЧР федерального назначения

- метапредметные: умение работать в группе (распределять роли, договариваться друг с другом)

- личностные: развитие любознательности и чувства патриотизма

Оборудование и материалы: мультимедийний проектор, дидактический материал (распечатанныетексты, фотографии растений, грибов, животных), ватман, маркеры, клей

Основные понятия, изучаемые на уроке: Особо охраняемые природные территории, государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; памятники природы; ботанические сады.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку и отсутствующих.

II. Настрой на восприятие нового материала.

Я расскажу вам сказку (слайд 1-4).

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял заяц. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза зайца погрустнели, и он заплакал…

Скажите, ребята, можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком и почему лось заплакал? (идёт обсуждение)

Подснежник (читает ученица)

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою-

Только очень просим нас не рвать!»

(Ирада Абдулаева, г. Баку)

Исходя из услышанного, попробуйте сформулировать  тему нашего сегодняшнего урока (идёт обсуждение).

Ученик: Мы будем говорить об охране природы, осуществляемой в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествие по особо охраняемым природным территориям, находящимся на территории Чувашской Республики (слайд 5).

III. Изучение нового материала.

Для путешествия по нашему маршруту необходимо знать основное понятие, что такое особо охраняемые природные территории?

Особо охраняемые природные территории- участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,  изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (слайд 6).

Основные цели особо охраняемых природных территорий: (слайд 7)

  • сохранение уникальных природных ландшафтов;
  • охрана исчезающих видов растений и животных;
  • обеспечение экологических условий их существования;
  • охрана и защита посещаемых туристами природных территорий.

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий: (слайд 8)

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Учитель: В Чувашии организовано 97 особо охраняемых природных территорий и объектов (далее ООПТ) федерального и республиканского значения. В республике функционируют 3 ООПТ федерального, 94 – республиканского значения. Площадь ООПТ республики составляет свыше 110 тыс. га с перспективой увеличения до 142 тыс. га.

Как вы видите, эта территория очень большая, за один урок, даже на вертолете, мы не сможем все посетить. Поэтому, я предлагаю наше первое путешествие совершить в ООПТ федерального назначения. Как называются,  и к какой категории они относятся вы пока не знаете. Единственное, что вы знаете, их три, по количеству которых вы и разделились на группы.

У каждой группы своя ООПТ федерального назначения. Вы изучаете материал, который лежит перед вами, оформляете на ватмане основную информацию о вашей ООПТ (определение, чем отличается от остальных ООПТ, год создания, где находится, охраняемы виды живых организмов и т.д). На работу в группе вам дается 5мин. Далее последует защита вашей групповой работы. Выступает каждый учащийся. Выступление одной группы слушают и другие группы.

Во время работы групп  включается видеоролик «Давайте сохраним» (https://www.youtube.com/watch?v=Xleall-6U2Y длительность 3:24)

Защита 1 группы заповедник Присурский»

Защита 2 группы национальный парк «Чаваш вармане»

Защита 3 группы ботанический сад «Чебоксарский филиал Главного ботанического сада»

Учитель: а теперь проверим ваши усвоенные знания по ООПТ. Сыграем в экологическую викторину «Мы в ответе за нашу планету». Инструкция к игре (Приложение ). Подведение итогов игры.

Рефлексия.

Учитель: вы сегодня отлично потрудились! Скажите, что вы узнали на уроке?

Обучающийся: Мы сегодня на уроке узнали, что такое ООПТ, заповедник, национальный парк, ботанический сад

Учитель: А как вы это сделали?

Обучающийся: Мы познакомились с этими понятиями из объяснений учителя,  в ходе работы в группе, а также в ходе выступления остальных групп

Учитель: А для чего вы это узнали?

Обучающийся: мы теперь знаем, что живых организмов, несмотря на то, что их много, с каждым годом становится все меньше и меньше. С целью сохранения и восстановления  их численности создаются ООПТ, которые есть и в Чувашской Республике. Этой информацией мы можем поделиться с другими людьми, призывать их к бережному отношению к живой природе, так как в наших руках, в каком состоянии она может дойти до последующих поколений.

Учитель: спасибо за продуктивный урок. Вы- молодцы!

Интернет- ресурсы:

http://www.lib.cap.ru/ekolog/oopt.asp

https://multiurok.ru/files/osobo-okhraniaiemyie-prirodnyie-tierritorii-urok-dlia-6-klassa.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

…Наслаждайтесь нашей красотою- Только очень просим нас не рвать...

Слайд 5

ООПТ Чувашской республики

Слайд 6

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

Слайд 7

Основные цели особо охраняемых природных территорий: сохранение уникальных природных ландшафтов; охрана исчезающих видов растений и животных; обеспечение экологических условий их существования; охрана и защита посещаемых туристами природных территорий.

Слайд 8

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д ) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Слайд 9

В Чувашии организовано 97 особо охраняемых природных территорий и объектов федерального и республиканского значения. В республике функционируют 3 ООПТ федерального 94 – республиканского значения. Площадь ООПТ республики составляет свыше 110 тыс. га с перспективой увеличения до 142 тыс. га. https://www.youtube.com/watch?v=Xleall-6U2Y

Слайд 16

Глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее, цвета, которыми написаны слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка "Моя Республика"

Совершенствование лексико-грамматических навыков по теме "Татарстан"...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Методическая разработка Урока Мужества, посвященного выводу советских войск из республики Афганистан

Сценарий Урока Мужества рассказывает о воинах- интернационалистах ....

План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"

План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....