Экскурсия по теме «В дорогу к природе» 5 класс
материал по биологии (5 класс) на тему

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Экскурсия ориентирована на 5 класс. Цель этой экскурсии заключается в том, чтобы познакомить учащихся с разнообразием растений и живой природы, встречающихся на данной территории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_dorogu_v_prirodu_5_klass.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по теме «В дорогу к природе» 5 класс

Тема: «В дорогу к природе».

Цель:  познакомить учащихся с разнообразием растений и живой природы, встречающихся на данной территории.

Задачи:

Образовательные: рассказать о жизни деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов; животных, обитающих на данной территории;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования;

Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, формирование любви к природе.

Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы.

Тип экскурсии: экскурсия в лес.

Место проведения экскурсии: смешанный лес.

Время проведения: сентябрь, октябрь.

Подготовка учителя к экскурсии:

1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью.

2. Приготовить карточки-определители листьев деревьев.

3. Провести беседу об охране природы.

Ход урока

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу.

Учитель: Ребята, я хочу с вами отправиться на экскурсию в осенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают, учитель помогает).

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен;
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком;
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе;
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе;
  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Верно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и смогли их объяснить. Итак, в дорогу.

Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя).

Чтение стихотворений:

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЭКСКУРСИИ.

Стихотворение:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся,

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится об осени? (Опали листья).

- Какие признаки осени вы знаете? (Деревья желтеют, опадают листьев, улетают птицы на юг, животные готовятся к спячке).

Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.

Основная часть 

1.  ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ:

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает… (Иней).

Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку… (Слякоть).

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой, поверьте!

Ну, конечно, это… (Ветер).

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа).

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).

Беседа продолжается увлекательными вопросами:

- Какие признаки осени вы услышали? (Реже светит солнце, чаще льют дожди, дни становятся короче; становится холоднее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все осенние месяцы? (Не одинаково).

Какой осенний месяц самый холодный? (Ноябрь).

- Самый теплый? (Сентябрь) Почему? (В сентябре тепло, потому что солнце находится выше над горизонтом, чем в ноябре)

Теперь представим себе небо. Какое оно осенью? (Может быть голубым и серым, невысокое, по нему плывут воздушные облака, появляются тучи).

- Какие осадки выпадают осенью? (В сентябре идет дождь, в октябре – идет дождь, а в ноябре идет дождь и выпадает снег.)

- Бывают ли осенью грозы? Когда? (В сентябре, октябре, ноябре).

2. ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЛИСТОК, КАК НА ДЕРЕВЕ».

Правило игры: на земле следует найти такие же листья, как на дереве, указанном учителем.

Вопросы поискового характера:

  • Почему опадают листья?
  • Для чего нужны в лесу сухие листья?
  • Почему не слышно птиц?
  • Куда спрятались насекомые?

Вывод: природа засыпает, потому что стало холодно, солнце светит мало. Сухими листочками осень покрыла землю, как одеялом и под ним спят насекомые. В почках спят молодые листочки и ждут тепла.

3.  ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ ВЫ БУДЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ.

Группа 1:

1.Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки, характерные для них.

2. Соберите для гербария листья с различной окраской.

3.Определите типы плодов, встреченных на деревьях.

 Группа 2:

1. Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, осенние явления, характерные для них.

2. Соберите гербарий плодов и семян кустарников.

3. Определите типы плодово-ягодных растений.

Группа 3:

1. Запишите в блокнот названия, знакомых вам травянистых растений.

2. Соберите гербарий цветущих поздней осенью трав.

3. Определите тип плодов злаков.

4. СБОР УЧАЩИХСЯ ВСЕХ ГРУПП ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАДАНИЯ.

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:  УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТ КРАСИВЫЙ УГОЛОК ПРИРОДЫ И ДЕЛАЮТ ЗАРИСОВКУ.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, травянистых растений, грибах; о животных и насекомых, которые обитают в лесу. Обращение внимания на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Чтение наизусть стихотворений об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия на тему" Причины многообразия видов в природе".

Данная экскурсия может быть проведена при изучении темы " Эволюционное учение". Она значительно повышает интерес обучающихся к учебному материалу темы, облегчает его усвоение, способствует пониманию у...

Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."

Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...

Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."

Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...

Урок-экскурсия «Я поведу тебя в музей природы»

Цель: продолжить знакомство учащихся с природой Казахстана....

Урок-виртуальная экскурсия по теме "Земля в опасности". 5 класс

В данном уроке используется видео сайта http://learnenglishkids.britishcouncil.org. Урок направлен на отработку навыка говорения с использованием лексики по теме "Земля в опасности"...

Виртуальная прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.Задачи: научить распознавать наиболее характерные явле...