Открытый урок по теме: "Минеральное питание растений. Охрана почвы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Открытый урок для проведения в 6 классе. Урок выполнен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И Борзова села Середниково»

Шатурского муниципального района Московской области 

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ  В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

ОХРАНА ПОЧВЫ»

Учитель биологии:

Дупик В.А.

2017 год

   

Тема урока: «Минеральное питание растений. Охрана почвы»

Тип урока - урок общеметодологической направленности

         Цели урока:

 - дать представление о почвенном питании растений;

- формирование представления о круговороте веществ в природе и роли почв в нем;

- воспитание уважения к природным ресурсам.

         Задачи урока:

 1. Образовательная задача: 

- формирование знаний о  связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы; о значении минеральных и органических удобрений для развития растений, поглощении минеральных веществ корневой системой.

2. Развивающая  задача:

- развитие познавательных умений (работа по данным схемам);

развитие  умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;  

- сформировать личностное отношение к изучаемому  вопросу;

- развитие коммуникативных умений при работе в группах.

3. Воспитательная задача:

- воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

- воспитание самостоятельности принятия решений.

Планируемые результаты:

Предметные:  учащиеся должны узнать об особенностях минерального питания как основном процессе жизнедеятельности растений; значимости  безопасного  поведения в условиях  загрязнения  почвы.

Метапредметные:

Познавательные: 

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-проводить и описывать эксперименты, оформлять  отчет и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные:

 -воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым;

-понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значимости безопасного поведения в условиях  загрязнения почвы.

Оборудование: мультимедийная презентация, разные виды почв, оборудование для проведения опытов по определению состава и свойств почвы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день. Хорошего дня и отличных оценок.

Ребята, обратите внимание, в стакане с водой стоит срезанное цветущее растение.  Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)

− Почему? (У растения нет  корня, который всасывает  воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет.) – 

Рассматривая тему «Строение корня» мы узнали, что корень имеет зону «корневых волосков». Число корневых волосков очень велико, что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски плотно соприкасаются с  частицами почвы, что облегчает процесс всасывания воды с минеральными веществами.

Откуда же корень получает минеральные вещества?

Отвечая на данный вопрос, мы определим  тему нашего сегодняшнего урока.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Игра “Узнай меня”

- В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных.  (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

Определяем тему урока.

- Что можно назвать почвой? (Дать определение).

2. Разгадав, кроссворд «Состав почвы» мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва?

Кроссворд

                                                 3                          6

П

4

М

2

Е

В

5

И

7

1

Г

С

О

В

К

С

П

Л

О

Д

О

Р

О

Д

И

Е

Е

И

К

А

З

О

Л

Р

Н

Д

О

И

Е

А

У

Р

Г

Х

Г

Н

А

О

Н

Й

И

З

М

Ы

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микроорганизмы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

- Что такое плодородие?

3. Рассмотрев раздаточный материал (пакетики с почвой), познакомимся с разными типами почв.

Групповая работа: У каждой группы на партах находятся три образца почв: №1, №2, №3 и таблица “Типы почв”. (Таблица №1).

- Посмотрите разные образцы почв. По какому основному признаку различаются почвы? (Почвы разного цвета).

- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (№1)

- Одинаковы ли почвы по составу? Используя увеличительное стекло, рассмотрите образцы почв и заполните таблицу “Типы почв”.

Таблица №1 «Разнообразие почв»

Определив  типы почв, учащиеся дают краткую характеристику каждой почве (рассказ учащихся с комментариями учителя)

1. Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. (Показывают  на карте, в какой природной зоне преобладают черноземные почвы.)

2. В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. Как вы уже отмечали, в данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

- Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах?

- Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.( Показывают на карте зону лесов.)

3.Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Вы уже отмечали, что в этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. Как вы думаете, почему?

- На болотах много воды, и растения перегнивают плохо. Чтобы торфяные почвы можно было использовать, их осушают. На осушенное поле вносят удобрение. После такой подготовки на торфяной почве получают высокий урожай растений. На территории Шатурского района преобладают песчаные и супесчаные заболоченные почвы. Как правило это болотно - подзолистые почвы с разной по территории долей участия массивов торфяных болот.. Раньше эти болота осушались с целью получения торфа. На месте бывших торфоразработок выделены выработанные торфяники, малопригодные для сельхозугодий. Это заросшие мелколесьем участки с канавами, заполненными водой.

Наличие большого количества торфяников приводит к торфяным и лесным пожарам в летний период. Особенно сильные торфяные пожары отмечались на территории Шатурского района в 19722002 и 2010 годах. После сильных лесных и торфяных пожаров 2010 года, было принято решение территории торфяников затопить водой.

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет, 
Ветер больно Гору бьет, 
И Вода старается – 
Трещин прибавляется. 
И заплакала Гора: 
- Ох, стара я, ох, стара! 
Пожалел Лишайник Гору: 
Поселился, лезет в гору. 
Трещины прикрыла Почва, 
Зацвели на ней цветочки. 
Загордилась тут Гора: 
- Вновь я стала молода!

- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

           III. Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемы (объяснение учителя с элементами беседы). 

           Учитель: Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. А как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики:  На почве растут растения, которые являются пищей для человека и животных. Даже если человек употребляет пищу животного происхождения, эти животные сами питаются растениями.

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

Учитель: Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет? (проблемный вопрос).

Ученики: Исчезнут растения, животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека.

Учитель: Как вы думаете, а может ли в самом деле случиться такое, что почва вдруг исчезнет? (ответы учащихся).

Учитель: А какие причины могут привести к разрушению почвы? (ответы учащихся).

Основными причинами, ведущими к разрушению почв, являются ветер, вода, вырубка лесов, ядохимикаты и нерациональное использование земель. (Слайд 2)

Разрушение плодородного слоя почвы называется эрозией (в переводе с латинского «эрозия» означает разъедать).

  1. Выявление места и причины затруднения:

Ответы на какие вопросы у вас вызвали затруднения? 

Это вопросы, связанные с основными причинами и видами разрушения почв.

− Почему возникло затруднение?  (Мы не знаем определение понятия «Эрозия почв»)

  1.   Построение  проекта выхода из затруднения.

Разрушение почвы под влиянием ветра называется ветровой эрозией. (Слайд №3)

Учащиеся готовили дома сообщения с презентацией, Послушаем их сообщения.

1 Учащийся. Ветровая эрозия, или дефляция, сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки.

Такие бури называют пыльными (или черными),  они могут возникать в любое время года (Слайд 4) Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт.

Ветровая эрозия наиболее распространена в степных районах, где мало лесных насаждений.

Разрушение почвы водой называется водной эрозией (Слайд 5).

2 Учащийся. Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.) Везде, где есть хоть слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. После сильных дождей по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. На месте смыва, образуются огромные овраги.

3 Учащийся. Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. (Слайд 6)

Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины, которые являются началом оврага.

Чтобы  не происходил размыв почвы, склоны гор распахивают в поперечном направлении. (Слайд 7).

4 Учащийся.  Ядохимикаты. Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор. Поэтому свалки наносят почве большой вред. (Слайд 8)

Применение на полях удобрений, пестицидов, различных видов отравляющих веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства приводит к накоплению этих веществ в почве. Далее эти вещества поглощаются растениями и попадают в наш организм.

5 Учащийся. Специалисты отмечают, что на пастбищах, где происходят массовые выпасы скота, тоже происходит эрозия почв.

Классический случай гибели земель произошел на острове Святой Елены, куда португальцы завезли коз. Через 300 лет размножившиеся животные буквально «обрили» остров. Почва разрушилась почти полностью, это примерно от 20 до 40 см плодородного слоя. Вам может показаться, что 300 лет это очень много.

В то же время, по подсчетам ученых, на восстановление плодородного слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет. Почва восстанавливается очень медленно.

  1. Первичное закрепление материала с комментированием

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами виды и причины эрозии почвы и поняли, что почва может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Почву нужно охранять!

Учитель: Правильно! Поэтому одной из важных задач человека является ОХРАНА ПОЧВ.

Давайте еще раз вспомним, какие причины разрушения почв мы сегодня узнали (учащиеся вспоминают виды эрозий и предлагают способы охраны).

1. Ветровая эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;(Слайд 10)

б) улучшение структуры почвы. (Слайд 11)

2. Водная эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;

б) правильная обработка почвы.

3. Ядохимикаты:

а) использование органических удобрений;

б) запрет применение на полях пестицидов, гербицидов и  искусственных удобрений.

Чем чище почва, тем качественнее продукты, выращенные на ней. Примером получения экологически чистых продуктов является ООО ЭХ «СПАРТАК».

Сообщение ученика об использовании почв и удобрений в ООО ЭХ «СПАРТАК»  (сообщение прилагается)            

Слайды по почве и удобрениям ООО ЭХ «Спартак»

         VII. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

        Для обобщения и повторения темы посмотрим презентацию исследовательских работ, которые подготовили учащиеся нашего класса.

Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какой орган обеспечивает минеральное питание растений? (Корень .)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Какой  вид  питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.

− А теперь оцените работу своей группы и свою работу.

        Домашнее задание: §15. Вопросы и задания  в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез".

6 класс (линия В. В. Пасечника). Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, исследование, ...

Урок по теме "Воздушное питание растений"

Класс: 6Технология проблемного обученияТип урока:  Урок изучения новой темыУчебная задача: Выяснение необходимости хлорофилла, энергии света и углекислого газа  для процесса фотосинтеза....

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...

Технологическая карта урока по теме "Воздушное питание растений - фотосинтез". Биология. 6 класс

Цель данного урока: создание условий для понимания и освоения обучающимися процесса воздушного питания - фотосинтеза, формирование естественнонаучной грамотности. На каждом этапе урока предусмотрена о...