Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

6 класс (линия В. В. Пасечника). Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, исследование, обмен информацией, выводы по группам, обобщение. Рефлексия.

Ребята учатся анализировать ход опыта (сами опыты проводятся вне урока, на уроке можно продемонстрировать лист растения с опытом Сакса), устанавливать причинно - следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.fotosintez.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Задачи урока:  

1.Образовательные: сформировать знания о фотосинтезе  как воздушном питании растений. условиях его протекания;  формировать умения самостоятельно работать с материалом книги, дополнительной литературой, выделять главное, обобщать, делать выводы, заполнять таблицы.

2.Развивающие: развивать логическое мышление и творческие способности, использовать полученные знания в новой ситуации (решение различных заданий).

3. Воспитательные: использовать полученные знания о космической роли растений для формирования нетерпимого отношения к случаям уничтожения и повреждения растений.

Оборудование: книга, дополнительный материал.

Ход урока.

1. Мотивация (постановка проблемы: 2 мин.) .Более 300 лет назад ученый Ван- Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван – Гельмонт обнаружил, вес ее увеличился  на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Каким образом добыла ива 64 кг 950 г органического вещества, из которых она построила ткани своего тела? Ван - Гельмонт, производивший опыт с ивой, не смог правильно ответить на этот вопрос.

Ян Баптист Ван Гельмонт

Проблема: за счет чего растение увеличило вес на 64 кг 950 г? Какие для этого требуются условия и вещества?

2.Этап выдвижения учащимися гипотез по данной проблеме (мозговой штурм 4мин.). Запись на доске и в тетради.

Можно ли дать четкий, полный ответ, уверены ли вы в правильности выдвинутых ответов?

3 этап. Организация исследования в парах и группах (15 мин.).

Задание1.Прочитайте текст, стр 149 («Возьмем какое - нибудь комнатное растение…до слов «На обесцвеченном листе появятся синие буквы»). Запишите ход проведения опыта немецкого ученого Сакса (60-е годы прошлого столетия), сделайте соответствующий рисунок. Сделайте вывод – данный опыт доказывает, что…

Обобщение:

Задание 2.Прочитайте текст, стр.150  («Выставим на свет на куске стекла… до слов «Значит, крахмала в листе нет».) Запишите ход проведения опыта, сделайте соответствующий рисунок. Сделайте вывод – данный опыт доказывает, что…

Обобщение.

Задание 3. Прочитайте текст, стр.150  («Образование органических веществ» – Поставим опыт с комнатным растением пеларгонией… до слов «Белая полоса по краю листа не окрасилась»). Запишите ход проведения опыта, сделайте соответствующий рисунок. Сделайте вывод – данный опыт доказывает, что…

Обобщение.

Задание 4.Прочитайте текст, стр.151  («Выделение кислорода растениями») Запишите ход проведения опыта, сделайте соответствующий рисунок. Сделайте вывод – данный опыт доказывает, что…

Обобщение.

Этап 4.Обмен информацией.(8 мин.). Расскажите о ходе проведения опыта, сделайте вывод и запишите обобщение на доске.

На основании обобщения дайте определение процесса фотосинтеза, запишите в тетрадь.

Этап 5. Обобщение (8 мин.).

Какое ещё вещество необходимо для процесса фотосинтеза? Найдите сведения о воде в ваших текстах.

Обратите внимание на гипотезы, исследования и проанализируйте. В чем причина увеличения веса у растений? 

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».     ( Климент Аркадьевич Тимирязев)

 

Этап 6.Ввод новой информации (4 мин.).

Органические вещества образуются только на свету. Какова судьба солнечного луча, упавшего на землю? Космическую роль растений раскрыл в своих книгах «Жизнь растений», «Солнце, жизнь и хлорофилл» русский ученый К. А. Тимирязев. Упавший на растение, на хлорофилловое зерно луч потух, но не исчез. Он израсходовался на образование крахмала и продолжает существовать в скрытом для глаза виде. Фотосинтез – это и процесс усвоения, накопления и сохранения солнечной энергии. Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, содержат эту энергию в тех органических веществах, из которых строится их тело – корень, стебель, листья, цветок, плоды, семена. Из истории: Стефенсон (изобретатель паровоза) спросил у Бугланда (геолога), какая сила двигает поезд и что приводит в действие машину? «Один из ваших машинистов». «Нет, солнечный луч, погребенный тысячелетиями в виде каменноугольных отложений».

 За год растения на нашей планете поглощают 600 млрд т углекислого газа, выделяют в атмосферу до 400 млрд т кислорода и образуют около450 млрд т органического вещества. Все эти процессы протекают только в неповрежденных частях зеленых растений. Призыв защитников природы об охране зеленых насаждений имеет научное обоснование.

Этап 7. Рефлексия. (2мин.) Какая проблема урока, как мы ее решали, помогли ли нам обобщения каждой группой.

Д/З: 30, опыты, рисунки, понятия. Задания на применение знаний в новой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез»

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза.Задачи:образовательная: углубить и расширить представления о питании растений; сформировать...

Фотосинтез- питание растений

План - конспект урока в 6 классе "Фотосинтез - питание растений"...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Воздушное питание растений. Космическая роль фотосинтеза"

Технологическая карта составлена на основе ФГОС ООО. Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений (фотосинтез)"

Разработка урока по биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений (фотосинтез)". УМК "Русское слово"....

Технологическая карта урока биологии "Воздушное питание растений"

Материал содержит технологическую карту урока биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений" с заданиями для организации смыслового чтения...

Технологическая карта урока по теме "Воздушное питание растений - фотосинтез". Биология. 6 класс

Цель данного урока: создание условий для понимания и освоения обучающимися процесса воздушного питания - фотосинтеза, формирование естественнонаучной грамотности. На каждом этапе урока предусмотрена о...

Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »

Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....