Технологическая карта урока биологии "Воздушное питание растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Мурзалина Маржангуль Саматовна

Материал содержит технологическую карту урока биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений" с заданиями для организации смыслового чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdushnoe_pitanie_rasteniy_biologiya_6kl_.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мурзалина Маржангуль Саматовна, учитель биологии МБОУ «Буранчинская ООШ» Беляевского района Оренбургской области

Технологическая карта урока № 14       Биология 6  класс

Дата проведения_______

Тема

  Воздушное питание растений. Роль листьев в испарении и дыхании растений.

Педагогическая цель

Формирование элементарных представлений о процессе фотосинтеза, протекающем в зеленых листьях растений как важном условии существования жизни на планете.

Задачи урока

Расширить знания учащихся о воздушном питании растений;  раскрыть сущность процесса фотосинтеза,

сформировать представление об условиях, необходимых для протекания этого процесса; опытным путем доказать поглощение растением углекислого газа и образования органического вещества в хлоропластах; раскрыть значение фотосинтеза в природе и хозяйственной деятельности человека; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности; продолжить формирование исследовательских умений, умений работы с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты Предметные

Знание определения понятия «фотосинтез», структур и условий, необходимых для протекания фотосинтеза. Умение называть вещества, участвующие в процессе фотосинтеза, и продукты этой реакции. Объяснение роли устьиц в процессе фотосинтеза. Приведение доказательств глобального значения фотосинтеза

Личностные

Представление о фотосинтезе как процессе, в результате которого образуются органические вещества, являющиеся источником питания для всех живых существ, и выделяется кислород, который накапливаясь в атмосфере, обеспечивает их дыхание

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения

Основное содержание темы, понятия, термины.

Фотосинтез. Устьица. Хлорофилл

Образовательные ресурсы.

учебник; комнатные растения пеларгонии, выдержанные в темноте с фигурами Сакса; хлорофитум, стеклянные колпаки, вазелин, раствор гидроксида калия, сода, спирт, стакан с водой, йод, электроплитка, чашка Петри, пинцет, ножницы, асбестовая сетка, таблица «Клеточное строение листа»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Ход урока.

Этапы урока

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия учителя

Действия обучающихся

1.

Орг. момент.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: наличие учебных принадлежностей,

порядок на рабочем месте, настрой на урок.

2.Проверка д/з

Проверяет выполнение домашнего задания по заполнению таблицы

Название

растения

Лист

простой

или сложный

Тип жилкования

Способ

прикрепления листьев

к стеблю

Тип

листорас

положе-

ния

Выполняют задания, проводят взаимопроверку

3. Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое питание. Чем питается растение? Как поступают в растение вода и минеральные соли? Какие вещества относятся к органическим? Как опытным путем можно обнаружить органические вещества в растении? Затем он озвучивает тему урока и формулирует его познавательную задачу, отмечая, что выдающийся ученый — ботаник К.А.Тимирязев назвал растение «зеленым посредником между землей и космосом». Поиск ответа на вопрос «В чем заключается космическая роль зеленых растений?» и является главной познавательной задачей урока.

Участвуют в беседе, постановке познавательной задачи

4. Изучение нового материала

1. Знакомит обучающихся с понятием «фотосинтез», характеризуя его как «процесс образования органического вещества на свету в клетках, имеющих зеленые пластиды — хлоропласты». В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды только на свету в хлоропластах образуется органическое вещество глюкоза, которая вскоре превращается в крахмал. Он предлагает учащимся опытным путем доказать это и выяснить, какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза, а именно: наличие света, углекислого газа, воды и хлоропластов.

Используя фрагмент интерактивного учебного пособия, учитель знакомит учащихся с историей изучения фотосинтеза. Он обращает внимание на то, что ученые разных стран долгие годы пытались изучить процесс образования крахмала в листьях. Немецкий ученый Краус выделил хлорофилл путем растворения его в спирте. Английский ученый Грю первым доказал, что хлорофилл — органическое красящее вещество. Опытами немецкого ученого Ю.Сакса подтверждено, что для образования органических веществ в хлорофилловых зернах необходим свет. Учитель демонстрирует учащимся опыт Сакса, доказывающий решающее значение света для процесса образования органических веществ в листьях.

Во время демонстрации опыта учитель проводит беседу по вопросам, позволяющим уточнить роль света: для чего перед началом опыта растение следует обильно полить? Для чего оно должно быть выдержано двое суток в темноте? Для чего необходимо обесцветить зеленый лист в кипящем спирте? Почему зеленый лист не синеет под воздействием йода? Как обнаружить крахмал в обесцвеченном листе? Почему посинел от йода один участок листа и не посинел другой?

Обобщая ответы, учитель формулирует вывод о роли света в процессе фотосинтеза.

Затем учитель акцентирует внимание учащихся на том, что фотосинтез протекает в хлоропластах, и демонстрирует опыт, подтверждающий это, используя лист хлорофитума,  имеющего пестрые листья. После этого он отмечает, что в процессе фотосинтеза растение потребляет углекислый газ, и дает задание учащимся предложить схему опыта, доказывающего это. Выслушав ответы, учитель демонстрирует одинаковые растения

пеларгонии, выдержанные в темноте и выставленные на свет с щелочью и содой. Срезая листья с двух растений, обесцвечивает их спиртом и обрабатывает раствором йода.

2. Роль листьев в испарении и дыхании растений.

Учитель отмечает, что все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Он предлагает назвать газы атмосферного воздуха, принимающие участие в дыхании живых организмов. Затем учитель предлагает вспомнить опыт, доказывающий, что на свету в листьях растений происходит образование кислорода, и ответить на вопросы: какой газ выделяли растения, находящиеся в темноте? Какой — растения, находящиеся на свету? Шел ли фотосинтез в темноте? Как можно назвать процесс, который шел в темноте? Дышат ли растения на свету?

Задание для смыслового чтения: прочитайте текст учебника о сравнении процессов фотосинтеза и дыхания, затем заполните таблицу «Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза».

После проверки правильности заполнения таблицы учитель отмечает, что дыхание — сложный процесс, при котором расходуется часть той энергии, которая накапливается при фотосинтезе, т.е. процессы дыхания и фотосинтеза взаимосвязаны. Он доказывает это, демонстрируя учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия.

Затем учитель, акцентируя внимание учащихся на том, что фотосинтез идет только на свету, выясняет, при каких условиях дышат растения. Он предлагает продумать опыты, доказывающие, что растения, их органы дышат и в темноте, и на свету. В качестве подтверждения слов учащихся учитель демонстрирует опыты дыхания семян растений.

Затем он предлагает охарактеризовать значение дыхания в жизни растений и просит привести примеры, доказывающие важность этого процесса. Учащимся дается задание для смыслового чтения: решить биологическую задачу.

Далее учитель сообщает, что наряду с дыханием важное место в жизни растения занимает процесс испарения им воды. Он предлагает учащимся рассмотреть рисунок 45 на странице 86 учебника и ответить на вопрос: какая часть растения принимает участие в процессе испарения воды? Выслушав ответы, он предлагает уточнить их с помощью демонстрации опытов, предварительно заложенных учащимися. В итоге класс делает вывод, что основным органом, участвующим в испарении, является лист.

Затем учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о значении испарения воды в жизни растений. Обобщая их ответы, он отмечает, что таким образом растение защищает листья от перегрева солнечными лучами, удаляет из организма лишнюю воду и способствует всасыванию корнями воды с растворенными в ней минеральными веществами.

Выяснив, какова роль листьев зеленых растений в испарении воды, учитель предлагает вспомнить внутреннее строение листа и строение устьичного аппарата. Эти знания используются при раскрытии механизма испарения. Затем учащиеся отвечают на вопросы: какие условия влияют на процесс испарения? В каких условиях процесс испарения ускоряется (замедляется)?

Учитель предлагает учащимся задание для смыслового чтения:  решить биологическую задачу.

Затем предлагает выписать номера, под которыми приведены условия, способствующие:

  1. Увеличению испарения __________________________________.        
  2. Сокращению испарения ______________________________________________.

Далее учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что листья многих растений засушливых мест обитания приспособлены к сокращению количества испаряемой воды. Это и видоизменения листьев, и наличие кутикулы, и наличие воскового налета и целый ряд других приспособлений, которые учитель демонстрирует на комнатных растениях и гербарных экземплярах растений разных мест обитания.

Обучающиеся опытным путем доказывают образование орг. веществ в листьях и выясняют, какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза

Смотрят фрагмент интерактивного учебного пособия

Отвечают на вопросы учителя

Обучающиеся предлагают свою  схему опыта

На основании опыта обучающиеся самостоятельно делают вывод о роли углекислого газа в процессе фотосинтеза.

Заполняют таблицу «Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза».

Признак для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Кислород

Выделяется

Поглощается

Углекислый газ

Поглощается

Расходуется

Органические   вещества

Накапливаются

Расходуются

Задание для смыслового чтения (задача)

• Человек в среднем за сутки потребляет 430 кг кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе? Почему леса называют легкими нашей планеты?

Высказывают свое мнение о значении испарения воды в жизни растений

Отвечают на вопросы

Задание для смыслового чтения (задача): рассмотрите условия, которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями:

  1. Пасмурный день.
  2. Солнечный день.
  3. Открытое место.
  4. Лес.
  5. Тихая безветренная погода.
  6. Холодная погода.
  7. Жаркая погода.

5. Первичное закрепленне

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать вывод по уроку. Зеленые растения образуют органические вещества, часть из которых расходуется на образование новых клеток, а часть расходуется в процессе жизнедеятельности. При этом освобождается необходимая для жизни растений энергия. 

Учитель задает учащимся вопросы: что происходит в растении, если органических веществ образуется больше, чем их необходимо для процессов жизнедеятельности? Будет ли растение развиваться, если органических веществ образуется недостаточно? Как можно повысить эффективность фотосинтеза?

Формулируют вывод по уроку

Обучающиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии, и отвечают на вопросы теста.

6. Итог. Рефлексия

Подводит итог урока

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…

Обучающиеся рефлексируют свою деятельность на уроке

7. Дом. задание.

Изучите параграфы 21, 22 учебника. Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа. Отдельные учащиеся получают задания заложить следующие опыты:

Опыт 1: Крупный лист пеларгонии осторожно помещают в колбу. Края колбы закрывают ватой, укрепляют колбу в штативе. Растение обильно поливают теплой водой и выставляют на свет.

Опыт 2: Берут 4 пробирки, наливают одинаковое количество воды, помещают в них по одной ветке традесканции: с 5 листьями на стебле, с 3 листьями, с 2 листьями, с черенком без листьев. В пробирки сверху наливают растительное масло.

Запись д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс

Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качеств...

Технологическая карта урока "Цепи питания"

Конспект урока полностью соответствует ФГОС СОО....

Технологическая карта урока "Основы систематики растений"

Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...

Технологическая карта урока "Здоровое питание. Пищевая пирамида. Меню" 5 класс

Данный материал является технологической картой урока в 5 классе по разделу  "Кулинария"....

Технологическая карта урока "Испарение воды растениями" 6 класс

ПредметБиологияУМКПасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;Класс6Тип урокаИзучение нового материалаТемаИспарение воды листьямиЦель урокаСозда...

Технологическая карта урока "Циклы развития растений"

Технологическая  карта урока решение  задач С5 ЕГЭ по биологии....

Технологическая карта урока "Минеральное питание растений и значение воды"

Технологическая карта урока "Минеральное питание растений и значение воды" построена всоответствии стребованиями ФГОС ООО. Может быть использованаприпроведении урока в 6 классе УМК Поно...