Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Гизатулина Фарида Рафиковна

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

(учебник В. В. Пасечник)

Тема урока: Жизнедеятельность клетки 

Тип урока: урок-проект «открытия» нового знания 

Цель урока: сформировать представления об основных процессах жизнедеятельности клетки. 

Планируемый результат: уметь оценивать значение питания, дыхания, размножения, объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение, понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). Формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение основных процессов, происходящих в живой клетке. 

Задачи урока: 

Воспитательные - воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению. 

Развивающие - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу. 

Образовательные - изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; дать понятие о делении клетки как процессе размножения (увеличения числа клеток), образовании новых клеток только от клетки рассмотреть деление клеток, как процесс обеспечивающий передачу наследственного материала дочерним клеткам; дать понятие о взаимосвязанной работе частей клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной системы. 

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные

По степени взаимодействия учитель-учитель : эвристический

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поясковый.

Средства обучения: 1

1.Мультимедийная презентация.

2. Карточки с заданиями

3. Тест

 

Этапы урока:

1.Организационная часть урока

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Формулирование темы урока, постановка цели

4. Изучение нового материала

5. Первичное закрепление знаний

6. Закрепление полученных знаний

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

9.Этап рефлексии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizned_kletki.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

(учебник В. В. Пасечник)

Тема урока: Жизнедеятельность клетки 

Тип урока: урок-проект «открытия» нового знания 

Цель урока: сформировать представления об основных процессах жизнедеятельности клетки. 

Планируемый результат: уметь оценивать значение питания, дыхания, размножения, объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение, понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). Формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение основных процессов, происходящих в живой клетке. 

Задачи урока: 

Воспитательные - воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению. 

Развивающие - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу. 

Образовательные - изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; дать понятие о делении клетки как процессе размножения (увеличения числа клеток), образовании новых клеток только от клетки рассмотреть деление клеток, как процесс обеспечивающий передачу наследственного материала дочерним клеткам; дать понятие о взаимосвязанной работе частей клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной системы. 

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные

По степени взаимодействия учитель-учитель : эвристический

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поясковый.

Средства обучения: 1

1.Мультимедийная презентация.

2. Карточки с заданиями

3. Тест

Этапы урока:

1.Организационная часть урока

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Формулирование темы урока, постановка цели

4. Изучение нового материала

5. Первичное закрепление знаний

6. Закрепление полученных знаний

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

9.Этап рефлексии

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационная часть урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!

Сегодня у нас необычный урок! У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихохонько сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем наш урок.

Чтоб урок пошел нам впрок!

 Как вы понимаете цитату

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» Анатолий Франс

Включаются в деловой ритм урока

Ребята встают, приветствуют гостей.

Так же как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без интереса к ней   становится  скучной.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

Целепологание.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Давно пытливый ум мечтал

Внутрь всех вещей взглянуть.

Путь в мир незримый указал

Великий Левенгук

О ком эти слова и в чем его заслуга?

А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки

различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?”

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной

единицей растительного и животного организма является клетка. Из

чего состоят клетки? Давайте с вами совершим небольшую экскурсию в прошлое и

вспомним все, что мы узнали на предыдущих уроках?

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

 

В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью ко-

торого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами)

микромир

Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга

перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Формулирование темы урока, постановка цели

Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки.

Как вы понимаете термин жизнь?

.

Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Назовите признаки

живого?

 А сейчас послушайте небольшую сказку

Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

В клетку пища поступает

Очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Должен пищу он окислить,

А из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку,

(Так растет листок иль ветка)

Часть – отложится в запас,

Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,

Клетка быстро подрастает.

Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение

Столько, сколь живет растение.

И название “растение”

Получило объяснение.

Я вам сказку рассказала.

Что о клетке вы узнали?

(высказывают предположения о протекающих в клетках процессах)

Оказывается, в клетках протекают те же процессы, что и во всех живых организ-

мах. Давайте совместно попробуем в этом убедится и докажем, что клетка – жи-

вая система.

Ребята! Вспомните все, о чем мы говорили, подумайте и скажите, как же мы

назовем тему сегодняшнего урока?

Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока?

А теперь я предлагаю вам генерировать новые идеи с помощью структуры Токин МЭТ

Тема этой структуры  Жизнедеятельность клетки

1 этап записать как можно больше слов связанной с этой темой.

2 этап  понаблюдать за работами остальных учеников и найти связи между словами, которые он записал и формулировать вопрос. Почему так?

3. Ученики садятся на свои места и отвечают на вопрос которое им задали.

Жизнь это совокупность явлений и процессов, происходящих в организмах

питание, размножение, рост, развитие, дыхание

Жизнедеятельность клетки

Цель нашего урока следующая: изучить процессы, протекающие в клетке.

записывают слова

устанавливают взаимосвязь

отвечают на вопрос, защищают Токин МЭТ

Регулятивные:

Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Изучение нового материала

А начнем работу с просмотра опыта. Вам предстоит, определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите.

Опыты. 1) Представьте, что полиэтиленовый пакет – это наша оболочка, а кисель

из крахмала – цитоплазма. Опустим нашу воображаемую клетку в раствор йода.

Что произойдет? Это процесс не быстрый. Будем наблюдать.

Как вы думаете, ребята, что должно произойти?

С каким процессом, названным вами ранее, можно сравнить наблюдаемое

явление?

Питание. И действительно, клетки питаются. Растительные клетки могут само-

стоятельно образовывать органические вещества из неорганических на свету в

хлоропластах. В некоторые клетки поступают готовые вещества.

Давайте посмотрим, благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (работа

с учебником стр. 44) Благодаря полупроницаемости мембраны и наличию пор в клеточной оболочке.

Возвращение к опыту, заложенному ранее и его объяснение.

Минутка размышления. Как вы думаете, зачем опытная хозяйка подвявшую

морковь кладёт на некоторое время в воду?

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые по-

ступили в клетку?

Как же это происходит? Просмотрите видеофрагмент и определите, в чем же

заключается значение движения цитоплазмы? Просмотр видеофрагмента

Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгруз-

ку учащихся.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой

клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки

взаимосвязаны.

Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Минутка размышления. Обращаемся к экзаменационным вопросам.

C1 Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

Пояснение.

Иногда клетки растений округляются, местами отходят друг от друга. Здесь

разрушается межклеточное вещество и образуется полость. Как она называется?

Ребята! Мы с вами уже знаем, что любой клетке, несмотря на ее крошечные раз-

меры, присущи процессы, свойственные всем живым организмам, а именно:

движение, дыхание, рост, питание, обмен веществ. Предлагаю вам послушать от-

рывок из произведения известного писателя, натуралиста Игоря Акимушкина,

который пытается своим литературным творчеством донести до нас язык природы. Подумайте, о каком жизненном свойстве клетки говорится в этих строках?

“Каждую секунду в организме всего живого сотни миллионов неодушевленных,

но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Это древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И все живое растет и существует”.

Йод окрасит цитоплазму, так как будет проникать вовнутрь.

С процессом питания.

становится упругой, так как воды

поступает в клетки

Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные,

при помощи цитоплазмы

равномерное распределение питательных веществ в клетке

Из –за того что между клетками находится межклеточное вещество

При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.

2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми

Межклеткник.

О размножении клетки.

Первичное закрепление знаний

Предлагаю вам разделиться на группы, каждая группа получит свое задание и литературу. 
4.Реализация построенного проекта. 
учащиеся разрабатывают и реализуют мини проекты по питанию и дыханию клетки.

Для этого им необходимо прочитать текст, составить план, ответить на вопросы и сделать макет клетки.

Итак, группы готовы, отправляемся на экскурсию, а экскурсоводами будут по одному представителю каждой группы. 
Итак, все готовы к экскурсии, еще раз смотрим на план и вызываем экскурсовода из первой группы. 

Учащиеся работают по заданиям (см. приложение) 

Ученик, пользуясь планом, текстом и рисунками на слайде, рассказывает о питании и дыхании клетки и делают макет.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. 
Регулятивные УУД: умение планировать работу, определять цель и задачи, а также способы достижения цели.

 Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию. 
Формирование умения владеть смысловым чтением. 
Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 

Закрепление полученных знаний

 Прием “Горячий стул”

К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске.

Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова,

характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

 Питание

 Дыхание

 Рост

Обмен веществ

Решение тестовых заданий

А1. Для размножения (передачи генетического материала) служит 
1) вакуоль 
2) цитоплазма 
3) ядро 
4) клеточная стенка 
А2. Питание – это 
1)поглощение кислорода клеткой 
2)поглощение готовых органических веществ животной клеткой или создание органических веществ растительной клеткой 
3)поглощение энергии 
4)выделение ненужных клетке веществ 
А3. Процесс размножения клетки называется: 
1) рост 
2) деление 
3) растяжение 
4) обмен веществ 
А4. Дыхание – это: 
1) газообмен 
2) питание 
3) движение 
4) размножение 
А5. Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой – это: 
1) питание 
2) деление 
3) обмен веществ 
4) рост 

Регулятивные УУД: контроль, коррекция. 

Подведение итогов.

 Ребята какой же вывод мы можем сделать?

Молодцы!

Одним из важнейших свойств клетки является ее деление, размноже-

ние, благодаря этому свойству, организмы рождаются, растут. Также все живые клетки дышат, питаются, обмениваются веществами.

Регулятивные: оценка осознания уровня и качества усвоения; контроль.

Домашнее задание.

1.Прочитать параграф, выполнить задания к нему. 
2. Ответить на вопрос. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 

Этап рефлексии

 Билетик на выход

Сегодня на уроке:

 Что было для вас новым?

Что было интересным?

В чем испытывали затруднение?

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

зеленый – я работал отлично, мне всё понятно

желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Спасибо Вам за урок!

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и

практических навыков на данном уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

Приложение. 
Задание для 1 группы. 
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. 
Задания. 
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о питании клетки. 
2. Ответьте на вопросы. 
1) Для чего клетка может использовать поглощаемые вещества? 
2) Какими способами клетка может питаться? 
Питанием называют процессы, включающие поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности. 
По способу получения органических веществ, т. е. по способу питания, все живые организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. 
Автотрофы могут сами синтезировать необходимые им органические вещества. К автотрофам относятся зеленые растения. Гетеротрофы не могут сами синтезировать нужные органические вещества органических веществ. Поэтому они поглощают необходимые им соединения из окружающей среды. 

Задание для 2 группы. 
Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. 
Задания. 
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о дыхании клетки. 
2. Ответьте на вопросы. 
1) Какое вещество поступает в клетку при дыхании? Для чего оно используется клеткой? 
2) Как называются органоиды, отвечающие за дыхание? 
Дыхание клетки – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в клетку кислорода, использование его для окисления органических веществ и удаления из организма углекислого газа. Дыхание происходит во всех живых клетках круглосуточно. Кислород проникает в клетку, вернее в особые клеточные структуры – митохондрии. Они есть во всех клетках, за исключением клеток бактерий, сине-зеленых водорослей и зрелых клеток крови (эритроцитов). В митохондриях кислород вступает в сложную реакцию с различными питательными веществами – белками, углеводами, жирами и др. В результате выделяется химическая энергия, которую клетка запасает в особом веществе – АТФ. Это универсальный накопитель энергии, которую организм тратит на рост, движение, поддержание своей жизнедеятельности. 

Тест

А1. Для размножения (передачи генетического материала) служит 
1) вакуоль 
2) цитоплазма 
3) ядро 
4) клеточная стенка 
А2. Питание – это 
1)поглощение кислорода клеткой 
2)поглощение готовых органических веществ животной клеткой или создание органических веществ растительной клеткой 
3)поглощение энергии 
4)выделение ненужных клетке веществ 
А3. Процесс размножения клетки называется: 
1) рост 
2) деление 
3) растяжение 
4) обмен веществ 
А4. Дыхание – это: 
1) газообмен 
2) питание 
3) движение 
4) размножение 
А5. Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой – это: 
1) питание 
2) деление 
3) обмен веществ 
4) рост 

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………… 

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  .”.  

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)

Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....

Технологическая карта урока биологии по теме: «Мутации» (9 класс)

Урок с использованием технологии проблемного обучения...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Технологическая карта урока биологии по теме "Лист" 6 класс по УМК Пономаревой И.Н.

Технологическая карта предназначена для урока биологии в 6 классе, построена по УМК Пономаревой И.Н. Урок построен в технике активного обучения....

Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта  урока  биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий» для 5 класса...

Технологическая карта урока биологии по теме: "Распространение плодов и семян" 6 класс

Технологическая карта урока биологии по теме:  "Распространение плодов и семян" 6 класс УМК В.В. Пасечника поможет подготовиться к уроку....