конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Мокринская Валентина Михайловна
        На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будут знать значение животных в природе и жизни человек. Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_biologii_i_samoanaliz_5_kl.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 22. Тема. ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая
цель

Выяснить роль и значение животных в жизни человека и мероприятия по охране диких животных.

Задачи урока

Образовательная: рассмотреть и выявить значение животных в природе и жизни человека; создать условия для закрепления материала, проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.

Развивающая: создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать.

Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе

Тип, вид урока

Изучение нового материала; комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будет знать значение животных в природе и жизни человека

Личностные
результаты

Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные  научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные  научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа со схемами, таблицами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Беспозвоночные животные, позвоночные животные, паразиты, насекомые, членистоногие, моллюски, черви, кишечнополостные, рыбы, млекопитающие, птицы, земноводные, млекопитающие, заповедник, заказники.

Организационная структура урока

Этап урока,

цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий
контроль

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа по слайдам

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

– На основе каких признаков животных относят к по-звоночным?

– Перечислите основные группы беспозвоночных животных.

– Почему млекопитающих относят к позвоночным животным?

– Какими признаками характеризуются млекопитающие?

– Назовите представителей пресмыкающихся.

– В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания?

– Какие группы животных являются теплокровными? В чем их особенность?

– Перечислите характерные черты земноводных.

– А теперь приступим к выполнению задания:

Работа по группам «Распределить животных по группам» - 2  варианта.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения однокласс-
ников

Работают самостоятельно.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Сравнивают ответы с образцом на экране, делают выводы, учатся оценивать свою работу.

Вопросы учителя

Вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Подведение

к формулированию темы
и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная
беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

–Формулирует проблемный вопрос: демонстрация животного на слайде «Кто это»?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

– Как вы, наверно, уже догадались, сегодня мы с вами узнаем, какое значение имеет царство животных
в природе и жизни человека.

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют вместе с учителем, (уточняют) тему урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя
и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Рассказ учителя, извлечение информации из учебника, самостоятельная работа над поставленной задачей

Объясняет новый материал, используя презентацию к уроку и учебник. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом:

– На какие группы по значению для человека делят растения? (Лекарственные, кормовые, пищевые и др.)

– На какие группы мы можем поделить животных?
(Дикие и домашние, ядовитые, опасные и т. д.)

– Какое значение для человека имеют домашние животные? Назовите их представителей. (Домашние животные – это коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки и т. д. Значение домашних животных: продукты питания, помощь в различных работах, сырье для промышленности, друзья человека.)

Организует работу по обмену знаниями между всеми учащимися.

Значение животных в природе и  жизни человека:

1. Эстетическое удовольствие.

2. Сырье для производства.

3. Лекарства.

4. Помощь в различных работах.

5. В науке и медицине.

6. Вредители, паразиты, ядовитые животные, возбудители заболеваний.

7. домашние животные.

1. Опыление.

2. Распространение семян и плодов.

3. Санитары.

4. Участники пищевых цепей.

5. В образовании почвы

Воспринимают информацию, добытую из учебника и сообщаемую учителем. Работают с материалами презентации, учебником. Учатся сворачивать материал виде схемы «Значение животных».

Каждый ученик фиксирует в тетради значение животных в природе и жизни человека.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

Кратко излагать материал.

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями
в практической деятельности

Обобщение изученного, формулирования вывода.

Организует работу по группам, предлагая заполнить таблицу «Значение животных» .

Предлагает объяснить смысл стихотворения:

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь, зверей внутри себя.

Работают самостоятельно.

Беседуют, слушают ответы одноклассников.

Анализируют, сравнивают ответы, корректируют, исправляют ошибки. Оценивают.

Учатся формулировать вывод, выражать свои мысли.

Вопросы учителя.

Текущий контроль

Физкультминутка

Здорвьесберегающие  технологии

Побуждает к активному отдыху.

Выполняют упражнения под музыку.

Учатся правильно относиться к своему здоровью.

Наблюдение учителя.

Получение дополнительных знаний.

Расширение кругозора, привитие бережного отношения к окружающей природе.

Извлечение информации из презентации

Организует беседу, побуждая учащихся к осмыслению информации.

Подводит учащихся к решению проблемного вопроса,

Поставленного в начале урока « Кто это животное»?

Показывает редких животных Нижегородской области (Слайды).

Воспринимают информацию, задумываются над проблемой по охране животных.

Слушают доклад учащегося о редком животном – русской выхухоле.

Смотрят, запоминают.

Формулируют выводы на основе полученной информации.

Строят ответы на вопросы.

Устные ответы

Задает вопросы

Закрепление и контроль

Проверка усвоения новых знаний.

Организует опрос в форме тестирования ( Слайды).

Отвечают каждый на предлагаемый тест.

Воспринимают оценку своей работы учителем.

Задает вопросы, комментирует.

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения возникли в процессе работы
на уроке?

– Что было самым важным на уроке?

- подсчитайте баллы, которые вы получили.

Осуществляют самоанализ деятельности

Оценивают свою работу на уроке, используя критерий, заданный учителем

Выражает свое мнение.

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Беседа по вопросам

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее
задание

Дает комментарий к домашнему заданию: параграф 22 читать, отвечать на вопросы 1-5 (устно);

По выбору:

- составить кроссворд : «Животные, занесенные в Красную книгу»;

- сообщение «Животные Нижегородского края»;

- нарисовать плакат«Береги животных.

Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Наблю-
дение

Самоанализ

урока биологии « Значение животных в природе и жизни человека»

в 5 классе.

Учитель биологии Мокринская Валентина Михайловна.

Урок проведен в  5 классе: в классе 14 человек, на уроке присутствовало 13 учащихся.

Из 14 учащихся: 35%  - с высоким уровнем мотивации к учению;  44% с достаточной и 21% с низкой.

Учащиеся  отличаются хорошими способностями, активностью и любознательностью. Они умеют работать самостоятельно; умеют слушать и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью ИКТ. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся 5 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Тема урока: « Значение животных в природе и жизни человека»

Тип урока: урок изучения нового материала,  комбинированный урок.

Данный урок  14-й в теме  «Многообразие живых организмов».           

 Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока: рассмотреть и выявить значение животных в природе и жизни человека; создать условия для закрепления материала, проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.

Развивающая: создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы;

Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится различать изученные объекты в природе на рисунках;  объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будет знать значение животных в природе и жизни человека

Личностные
результаты

Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные  научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные  научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

     Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, объяснительно - иллюстративный.

На уроке применялись формы учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа,  работа со слайдами, самостоятельная работа, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно - поисковые, наглядный, словесный, практико - ориентировочный .

На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.

Урок состоит из 7 этапов:

1.Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовался эмоциональный и психологический настрой).

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем. Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и  индивидуально, в форме самостоятельной работы, самопроверки.

3.Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемного вопроса, в виде неизвестного животного (помещенного на слайде), явилась стимулом для открытия новых знаний.

4.Изучение нового материала по теме Многообразие живых организмов».  На этом этапе  использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником и со слайдами презентации, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Подведение учащихся к  самостоятельному выводу способа действия с полученной информацией. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха.

5.Проверка знаний учащихся: самостоятельная работа, тест - задача которых - проверить  знания учащихся, самопроверка.

6.Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности). Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием.

7.Рефлексия.  Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы проведена по типу «Оцени себя сам», которая оговаривалась в начале урока. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне.

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Цель урока была достигнута. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Здоровьесбережению способствовали музыкальная физкультминутка и смена видов деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Домашнее задание предусматривало выбор: по желанию из дополнительных источников найти информацию.

 Урок получился  интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

   Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке использованы целесообразно с психолого – возрастной характеристикой и спецификой детей данного класса, что послужило реализации всего запланированного на уроке и способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности   и самостоятельные навыки детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.

Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная.

В ходе урока развивались навыки работы с учебником как источникам информации, умение строить монологическую речь, слушать товарищей.  Основной задачей на уроке являлось создание условий учащимся для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала. Применение на уроке практико-ориентированного  обучения, способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам  рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им  понравился.

Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что дети иногда выкрикивали с места ответы и перебивали друг друга. Но это можно объяснить возрастными и психологическими и эмоциональными особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

Конспект урока биологии "Общая характеристика животных"

Данный урок разработан для учащихся 7 класса. Тип урока - урок изучения нового материала. В разработке есть игровые моменты, которые помогают в непринужденной обстановке усваивать материал....

презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии  с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...