Рабочая программа по биологии 9 класс. VIII вид.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Иванова Галина Серафимовна

Индивидуальное обучение по АОП. Рабочая программа по биологиии. 9 класс. (8 вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_vid_9_klass.docx58.09 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа№1»

Приложение к основной образовательной программе

                                                            основного общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС

основного общего образования,

утверждённой  

                                     приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

№ 597-0 от 26.08.2016г.

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

(наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

9 класс (индивидуальное обучение по АОП)

Составлена на основе авторской программы

Программа по биологии  для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В. В.Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.

(наименование программы, автор программы)

Учебник:

Биология. Человек. 9 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение,  2015.

 (название, автор, издательство, год издания)

Количество часов  всего:34, в неделю 1

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии  первой категории

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2016- 2017 учебный  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
  • Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа № 1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10  августа  2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные  программы общего образования в 2015-2016 учебном году».
  • Адаптированная основная программа  общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённая приказом № 597-0 от 26.08. 2016г.
  • ПОЛОЖЕНИЕ об организации  индивидуального обучения на дому в НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»        
  • Индивидуальный  учебный план НРМОБУ «Салымская СОШ№1» на 2016 – 2017  учебный год.

Программно-методическое обеспечение

  • Авторская программа  по биологии  для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 года.
  • Биология. Человек. 9 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение,  2015.

Цели и задачи обучения

Цели:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Основными задачами преподавания биологии являются:

  • сообщение учащимся знаний  об организме человека и его здоровье;
  • привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Коррекционные задачи:

  • развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
  • научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;

способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету.    

Место учебной дисциплины в учебном плане

Согласно учебному плану  НРМОБУ «Салымская СОШ№ 1»  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 35 ч. в год – 1час в неделю.

Содержание тем учебной дисциплины

Введение - 1 час

Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

Тема 1. Общий обзор организма человека - 2 часа

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Тема 2. Опора тела и движение - 5 часов

Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Лабораторная работа №1 Состав костей.

Мышцы.  Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Тема 3. Кровь и кровообращение - 5 часов

Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.      Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

Лабораторная работа №2  Подсчет частоты пульса.

Тема 4. Дыхание - 4 часа

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.)  Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.

Тема 5. Пищеварение - 5 часов

Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.      Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.      Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Тема 6. Почки -2 часа

Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

Тема 7. Кожа - 3 часа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.  Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Тема 8. Нервная система - 3 часа

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.      

Тема 9. Органы чувств - 3 часа

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения.  Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 1 час

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:

  • игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);    
  • дифференцированное обучение;
  • личностно-ориентированное;
  • здоровьесберегающие;
  • технология поддержки ребенка;
  • педагогика сотрудничества.

Результаты освоения учебной дисциплины и   требования  к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем
  • влияние физических нагрузок на организм
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм
  • основные санитарно-гигиенические правила

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила
  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

«Оценка 5»  ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.

«Оценка 4»  ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.

«Оценка 3» ставится при  минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному  материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Лабораторные  работы

1.

Введение .

1

2.

Тема 1. Общий обзор организма человека.

2

3.

Тема 2. Опора и движение

5

Л.р. № 1

4.

Тема 3. Кровь и кровообращение.

5

Л.р. № 2

5.

Тема 4. Дыхание.

4

6.

Тема 5. Пищеварение.

5

Л.р. № 3

7.

Тема 6. Почки.

2

8.

Тема 7. Кожа.

3

Пр.р. № 1

9.

Тема 8. Нервная система.

3

10.

Тема 9. Органы чувств.

3

11.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

1

Всего:

34

Л.р.-3,  пр.р. -1

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

КТП

факт

1

Всего

9

2

Всего

7

3

Всего

10

4

Всего

9

Итого

34


Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела,

тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые    результаты

Коррекция

план

факт

Введение.

1 ч.

1.

Место человека среди млекопитающих.

07.09

знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила;

- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Тема 1. Общий обзор организма человека.

2 ч.

2.

Организм человека. Строение клеток и тканей организма 

14.09

3.

Органы и системы органов человека.

21.09

Тема 2. Опора и движение.

5 ч.

4.

Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета 

28.09

5.

Состав и строение костей.

Лаб. работа №1 «Состав костей»

05.10

6.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

12.10

7.

Значение и строение мышц . Основные группы мышц. человека

19.10

8.

Роль физических упражнений  для правильного  формирования скелета и мышц.

26.10

Тема 3. Кровь и кровообращение.  

5 ч.

9.

Значение крови и кровообращения. Состав крови. 

02.11

знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила;

- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

10.

Органы кровообращения . Сосуды.

16.11

11.

Большой и малый круги кровообращения.

23.11

12.

Сердце и его работа.

Лаб работа №2  Подсчет частоты пульса.

30.11

13.

Предупреждение сердечно- сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях

07.12

Тема 4. Дыхание.  

4 ч.

14.

Органы дыхания. 

10.12

15.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

14.12

16.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

21.12

17.

Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

11.01

Тема 5. Пищеварение.

5 ч.

18.

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты

18.01

знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила;

- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила;

- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

19.

Питательные вещества и витамины.

25.01

20.

Органы пищеварения.

01.02

21.

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. 

Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

08.02

22.

Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.

15.02

Тема 6. Почки.

2 ч.

23.

Почки – органы выделения.

22.02

24.

Предупреждение почечных  заболеваний.

01.03

Тема 7. Кожа.

3 ч.

25.

Значение и строение кожи.

15.03

26.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

22.03

27.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах  и обморожении.

05.04

Тема 8. Нервная система.

3 ч.

28.

Строение и значение нервной системы.

12.04

29.

Гигиена умственного труда. Режим дня.

19.04

30.

Сон и его значение.

26.04

Тема 9. Органы чувств.

3 ч.

31.

Значение органов чувств.

03.05

32.

Строение, функции, гигиена  органа  зрения.

10.05

33.

Строение органа  слуха. Гигиена слуха.

17.05

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

1ч.

34.

Охрана здоровья человека.

24.05


Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Плакаты:

Ткани

Скелет человека

Мышцы

Состав крови

Строение сердца

Кровообращение

Внутренние органы

Кожа

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Правильная осанка

Плоскостопие

Муляжи:

Сердце

Позвонки

Технические средства обучения:

·  Персональный компьютер

· Телевизор

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Дидактические игры на уроках естествознания. Человек.

Т.М.Лифанова

Москва 2011

2.

Активные формы и методы обучения биологии.

Молис С.С., Молис С.А.

М.: Просвещение

3.

Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания.  

Дудкина О. П.

М: Учитель, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 8 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 9 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....