Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Туванчап Туяна Александровна школа № 17
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
Цели:
Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организма;
Развивающие: развивать аналитическую способность учащихся, память, умение работать в группах и формировать информационную компетенцию;
Воспитывающие: формировать природоведческую и здоровьесберегающие компетенции.
Задачи:
- развивать критическое мышление и совершенствовать навыки анализа письменного текста, логически оперировать полученной информацией;
- формировать чувство ответственности при работе в группе, воспитывать толерантность, чувство сопричастности;
- расширять кругозор учащихся сведениями о ученых-биологах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: 1. слайды (проектор)
2. Имена ученых (плакат)
3. Таблица «Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника»
4. Карточки с заданиями (20 шт.)
5. Карточки «бластомер» 8 шт., «клетки эктодермы» 4 шт., «клетки энтодермы»  4 шт., «клетки мезодермы» 2 шт.
6. Названия органов и систем органов (копия)
7. Новые термины (записаны на доске).
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. 
1. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Я учитель биологии из Балгазына, сегодняшний урок конкурсный! Это очень ответственно, и я очень волнуюсь. Мы будем работать вместе, вы поможете мне и у нас все получиться.
2. Сегодня тема необычная, она продолжение ранее изученной темы «Оплодотворение организмов». Нам известно, что в результате оплодотворения образуется зигота, которую уже можно называть эмбрионом. Давайте с вами составим кластер, какие ассоциации возникают при слове «Эмбрион».
                       Эмбрион (записать на доске в виде гроздеобразной схемы)
 Сегодня мы углубим  знания по теме «Эмбриональное развитие» мы на уроке:
- определим последовательность развития эмбриона
- рассмотрим краткую историю развития науки, изучающей эмбрионы – эмбриологию
- сравним эмбриональное развитие земноводных, птиц и млекопитающих.?
? Таким образом,  мы узнаем сегодня, как развивается эмбрион?
III. Изучение нового материала. 
3.  Первое, что мы рассмотрим  - это пути исканий ученых, основные их ошибки – как долго они шли к тем выводам,  которые теперь для нас очевидны. Истоки  эмбриологии берут начало в античные времена. Тогда сложилось 2 противоположных взгляда на причины, лежащие в основе индивидуального развития. Преформизм (Гиппократ) – в теле матери находиться маленький, но полностью сформированный организм, эпигенез (Аристотель) – организм развивается из бесструктурной, гомогенной массы. Но основателем науки о зародышах стал российский ученый Карл Бэр  «История развития животных» 18828г, именно он доказал несостоятельность этих теорий, зародыш – неоднородная и усложняющая система. В дальнейшем его работу продолжили такие ученые как Александр Онуфриевич Ковалевский и Илья Ильич  Мечников. И на основе этого учения был сформулирован биогенетический закон учеными Э. Геккелем и Ф. Мюллером.
4. Онтогенез – индивидуальное развитие организма от образования зиготы до смерти.
                 Онтогенез                      эмбриональное развитие
                                                  постэмбриональное развитие
Эмбриогенез
Зигота – дробление зиготы – формирование бластулы – гаструляция – нейруляция – гистогенез и органогенез.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, образуется после слияния гамет.
Дробление зиготы – многократное митотическое деление клетки, без роста образовавшихся клеток - бластомеров.
Формирование бластулы – стадия однослойного зародыша с первичным ртом.
Гаструляция -  процесс образования 2,3-слойного зародыша гаструлы. Возникают 3 зародышевые листки - эктодерма, энтодерма и мезодерма. Образуется вторичный рот.
Нейруляция – процесс образования нервной трубки, закладка осевых органов – хорда, пищеварительной трубки.
Гистогенез и органогенез – дальнейшая дифференцировка зародышевых листков и формирование тканей и органов.
Из эктодермы развиваются: ткани нервной системы, наружные покровы – кода, ногти, волосы; потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов зрения, слуха, обоняния.
Из энтодермы развиваются: эпителиальная ткань, выстилающая органы пищеварительной, дыхательной, и частично мочеполовой систем, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа.
Из мезодермы развиваются соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательных и мочеполовых  путей, сердце, железы внутренней секреции – надпочечники и др., половые железы.
Выводы. Что мы узнали, перечислить стадии эмбриогенеза, названия 1,2,3-слойных зародышей.
Релаксация. А Вы знаете, что развитие зародыша человека оказывают вредное влияние не только никотин, алкоголь, но и многие лекарства. В 60-х годах прошлого столетия был популярен талидомид – средство против тошноты для беременных, но потом узнали, что он вызывает нарушения при развитии конечностей человеческих эмбрионов. Но было поздно, тысячи детей родились и с кистями и стопами, растущими прямо от туловища.
IV. Закрепление знаний.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 221 абзац 5 до стр. 222. «Дифференцировка».
Читаете этот текст, отмечаете символами +,  v, ? -  синквейн
Проблемные вопросы:
- Что собой представляют и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развитии?
О чем свидетельствует гомология зародышевых клеток?
7. Текст. Установка. Поработать в группах из 4 человек, обсудить.  Прокомментировать, что известно,  что не известно, что вызывает интерес, хотелось бы дополнить.
8. Ролевая игра для развития образного представления темы (см. Приложение).
9. Ну вот, мы с вами хорошо поработали, рассмотрели важную тему. Подводя итоги урока составим синквейн по схеме  Эмбриогенез
Привести к данному термину 3 прилагательные, 3 глагола, 2 существительные.
Глаголы –  развивается, растет, формируется
Существительные - жизнь, начало
Прилагательные – 
10. Оценка.
V. Домашнее Задание (на слайде) Изучить § 7.1, 7.2 стр 215 -225
Выполнить устно задание «Терминология» стр 225-226
Творческое задание (на выбор):
А) нарисовать комикс «Развитие эмбриона ланцетника»
Б) написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма».
12. Рефлексия. Метод одного предложения
Я бы хотел изучить… Мне интересно было узнать… Мне интересна эта тема…
 
 
 
Министерство образования, науки и молодежной политики
МОУ СОШ с. Балгазын Тандинского кожууна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конкурсный урок, представленный на Республиканский тур 
Российского конкурса Учитель года».
 
 
«Онтогенез. Эмбриональное развитие организма».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учитель биологии:
 Туванчап Туяна Александровна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кызыл
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Цели:

  • Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организма;
  • Развивающие: развивать аналитическую способность учащихся, память, умение работать в группах и формировать информационную компетенцию;
  • Воспитывающие: формировать природоведческую и здоровьесберегающие компетенции.

Задачи:

- развивать критическое мышление и совершенствовать навыки анализа письменного текста, логически оперировать полученной информацией;

- формировать чувство ответственности при работе в группе, воспитывать толерантность, чувство сопричастности;

- расширять кругозор учащихся сведениями о ученых-биологах.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 1. слайды (проектор)

  1. Имена ученых (плакат)
  2. Таблица «Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника»
  3. Карточки с заданиями (20 шт.)
  4. Карточки «бластомер» 8 шт., «клетки эктодермы» 4 шт., «клетки энтодермы»  4 шт., «клетки мезодермы» 2 шт.
  5. Названия органов и систем органов (копия)
  6. Новые термины (записаны на доске).

Ход урока: I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Я учитель биологии из Балгазына, сегодняшний урок конкурсный! Это очень ответственно, и я очень волнуюсь. Мы будем работать вместе, вы поможете мне и у нас все получиться.

2. Сегодня тема необычная, она продолжение ранее изученной темы «Оплодотворение организмов». Нам известно, что в результате оплодотворения образуется зигота, которую уже можно называть эмбрионом. Давайте с вами составим кластер, какие ассоциации возникают при слове «Эмбрион».

                       Эмбрион (записать на доске в виде гроздеобразной схемы)

 Сегодня мы углубим  знания по теме «Эмбриональное развитие» мы на уроке:

- определим последовательность развития эмбриона

- рассмотрим краткую историю развития науки, изучающей эмбрионы – эмбриологию

- сравним эмбриональное развитие земноводных, птиц и млекопитающих.?

? Таким образом,  мы узнаем сегодня, как развивается эмбрион?

III. Изучение нового материала.

3.  Первое, что мы рассмотрим  - это пути исканий ученых, основные их ошибки – как долго они шли к тем выводам,  которые теперь для нас очевидны. Истоки  эмбриологии берут начало в античные времена. Тогда сложилось 2 противоположных взгляда на причины, лежащие в основе индивидуального развития. Преформизм (Гиппократ) – в теле матери находиться маленький, но полностью сформированный организм, эпигенез (Аристотель) – организм развивается из бесструктурной, гомогенной массы. Но основателем науки о зародышах стал российский ученый Карл Бэр  «История развития животных» 18828г, именно он доказал несостоятельность этих теорий, зародыш – неоднородная и усложняющая система. В дальнейшем его работу продолжили такие ученые как Александр Онуфриевич Ковалевский и Илья Ильич  Мечников. И на основе этого учения был сформулирован биогенетический закон учеными Э. Геккелем и Ф. Мюллером.

4. Онтогенез – индивидуальное развитие организма от образования зиготы до смерти.

                 Онтогенез                      эмбриональное развитие

                                                  постэмбриональное развитие

Эмбриогенез

Зигота – дробление зиготы – формирование бластулы – гаструляция – нейруляция – гистогенез и органогенез.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, образуется после слияния гамет.

Дробление зиготы – многократное митотическое деление клетки, без роста образовавшихся клеток - бластомеров.

Формирование бластулы – стадия однослойного зародыша с первичным ртом.

Гаструляция -  процесс образования 2,3-слойного зародыша гаструлы. Возникают 3 зародышевые листки - эктодерма, энтодерма и мезодерма. Образуется вторичный рот.

Нейруляция – процесс образования нервной трубки, закладка осевых органов – хорда, пищеварительной трубки.

Гистогенез и органогенез – дальнейшая дифференцировка зародышевых листков и формирование тканей и органов.

Из эктодермы развиваются: ткани нервной системы, наружные покровы – кода, ногти, волосы; потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов зрения, слуха, обоняния.

Из энтодермы развиваются: эпителиальная ткань, выстилающая органы пищеварительной, дыхательной, и частично мочеполовой систем, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа.

Из мезодермы развиваются соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательных и мочеполовых  путей, сердце, железы внутренней секреции – надпочечники и др., половые железы.

Выводы. Что мы узнали, перечислить стадии эмбриогенеза, названия 1,2,3-слойных зародышей.

Релаксация. А Вы знаете, что развитие зародыша человека оказывают вредное влияние не только никотин, алкоголь, но и многие лекарства. В 60-х годах прошлого столетия был популярен талидомид – средство против тошноты для беременных, но потом узнали, что он вызывает нарушения при развитии конечностей человеческих эмбрионов. Но было поздно, тысячи детей родились и с кистями и стопами, растущими прямо от туловища.

IV. Закрепление знаний.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 221 абзац 5 до стр. 222. «Дифференцировка».

Читаете этот текст, отмечаете символами +,  v, ? -  синквейн

Проблемные вопросы:

- Что собой представляют и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развитии?

О чем свидетельствует гомология зародышевых клеток?

7. Текст. Установка. Поработать в группах из 4 человек, обсудить.  Прокомментировать, что известно,  что не известно, что вызывает интерес, хотелось бы дополнить.

8. Ролевая игра для развития образного представления темы (см. Приложение).

9. Ну вот, мы с вами хорошо поработали, рассмотрели важную тему. Подводя итоги урока составим синквейн по схеме  Эмбриогенез

Привести к данному термину 3 прилагательные, 3 глагола, 2 существительные.

Глаголы –  развивается, растет, формируется

Существительные - жизнь, начало

Прилагательные –

10. Оценка.

V. Домашнее Задание (на слайде) Изучить § 7.1, 7.2 стр 215 -225

  • Выполнить устно задание «Терминология» стр 225-226
  • Творческое задание (на выбор):

А) нарисовать комикс «Развитие эмбриона ланцетника»

Б) написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма».

12. Рефлексия. Метод одного предложения

Я бы хотел изучить… Мне интересно было узнать… Мне интересна эта тема…

Министерство образования, науки и молодежной политики

МОУ СОШ с. Балгазын Тандинского кожууна

Конкурсный урок, представленный на Республиканский тур

Российского конкурса Учитель года».

«Онтогенез. Эмбриональное развитие организма».

Учитель биологии:

 Туванчап Туяна Александровна

Кызыл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...

Тест по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Тест по теме "Эмбриональное развитие организма" в 11 классе по программе И.Н.Пономарёвой...

Онтогенез. Эмбриональное развитие организма

Урок “Онтогенез. Эмбриональное развитие организма” построен на основе использования информационных технологий и методов развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления о...

"Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период" (урок биологии в 10 классе)

I.. Форма организации учебной деятельности. План урока: 1.Оргмомент. II. Проверка знаний . Фронтальная работа (ответы на вопросы учителя) III. Изучение нового материала.1.Краткая историческая справка....

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

10 класс "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Разработка открытого урока в 10 классе, проведённого  на школьном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2019"....