Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе.
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Данна программа может быть использована при организации внеурочной деятельности по курсу ботаники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_biologii_drozdova.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская педагогическая разработка внеурочного курса по биологии

”Растительный мир Подмосковья” для учащихся 5 класса

1.Пояснительная записка

Нормативное обеспечение:

  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Письмо Минобразования и науки России от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
  • письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
  • Устав общеобразовательного учреждения.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

- Направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

- Создание образовательной среды, стимулирующей творчество, исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

- Предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям направлений и курсов для осуществления внеурочной деятельности;

- Интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.

Принципы построения курса, его цели и задачи и концептуальная основа.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и биосферы.

Занятия на уроках не полностью обеспечивают функциональную грамотность учащихся, изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой.

Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В основу данной программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.    

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Цель курса: формирование ключевых компетенций учащихся через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

- изучение влияния растений на все живые организмы, единства живой и неживой природы, роли зеленых растений для развития жизни на Земле, значение биологических знаний в жизни человека и общества;

- ознакомление учащихся с элементарными биологическими основами медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии;

- формирование о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- изучение дикорастущих и с культивируемых в Московской области растениями;

- ознакомление школьников с культурой растениеводства и садового и комнатного цветоводства;

- осуществление исследовательской и общественно-полезной деятельности учащихся в кабинете биологии и на пришкольном участке;

- формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;

- формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий.

- создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Концептуальной основой данного внеурочного курса являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, краеведение и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности (универсальные учебные действия) в реальной жизни для решения практических задач в общении, познавательной деятельности.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного внеурочного курса.

2.Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Данная программа разработана  с учётом требований программы основного общего образования по биологии для 5 класса. Авторы: В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, В.М.Пакулова и адаптирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю для учащихся 5 класса. Эта педагогическая разработка направлена на изучение растительного мира родного края, его разнообразия и уникальности. Учащиеся познакомятся с дикорастущими и культурными растениями Московской области, выращиваемыми в регионе овощными, зерновыми, садовыми и лекарственными растениями Подмосковья. Изучат их распространение, способы и время сбора, об обработке и хранение, об применение в народной медицине и научатся культуре чаепития. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность учащихся.

Внеурочный курс по биологии способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.

Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному поведению в природе, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране природы.

Актуальность программы - формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.      

3.Место данного курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета «Растительный мир Подмосковья» являются следующие умения:

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения курса «Растительный мир Подмосковья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.

5.Содержание курса

 Тема 1. Общие сведения о растениях и их значении. З часа

  1. Физико-географическое положение и климатические условия Московской области.
  2. История изучения растительного мира.
  3. Жизненные формы растений  пришкольной территории МБОУ Большевязёмская гимназия. (экскурсия)

Тема 2. Уникальность флоры Подмосковья. 5 часов

  1. Растительные сообщества Московской области.
  2. Растительные сообщества Больших Вязём. (экскурсия)
  3. Редкие и исчезающие растения Одинцовского района.
  4. Особо охраняемые территории Подмосковья.
  5. Растения памятники природы музея -  заповедника имени А.С.Пушкина (экскурсия)

Тема 3 .Природное и историко- культурное наследие окрестностей Больших Вязём 5 часов

  1. Геологическое строение, климат, рельеф.
  2. Описание парка музея -  заповедника имени А.С.Пушкина (экскурсия).
  3. Описание водоёмов (экскурсия).
  4. Историческое наследие Больших Вязём.
  5. Изучение видового состава растений Больших Вязём (экскурсия).

Тема 4. Полезные дикорастущие растения Подмосковья. 11 часов

  1. Роль древесных и травянистых растений в жизни человека.
  2. Растения в русском фольклоре.
  3. Кустарники региона.
  4. Травянистые растения региона.
  5. Лиственные деревья региона.
  6. Хвойные деревья региона.
  7. Лекарственные растения Подмосковья.
  8. Правила сбора лекарственных растений.
  9. Культивируемые пищевые растения
  10. Декоративные растения пришкольной территории Большевязёмской гимназии

(экскурсия).

     11. Дикорастущие растения региона (обобщение).

Тема5. Ядовитые растения Подмосковья.  1 час

Тема 6. Декоративные растения сада и дома. 4 часа

  1. Декоративные растения: садовые деревья региона.
  2. Декоративные  кустарники региона.
  3. Травянистые Декоративные растения региона.
  4. Садовые цветы.

Тема 7. Правила сбора растений. Создание гербария. 2 часа

  1. Ознакомление с правилами сбора растений в природе.
  2. Сбор растений для гербария, руководствуясь изученными правилами (экскурсия).

Тема 8 . Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России. 1 час

1.Красная книга Подмосковья. Охрана растений.

6.Тематическое планирование занятий внеурочного курса

«Растительный мир Подмосковья»

№ п/п

Раздел (тема)

Общее количество часов

В том числе

Характеристика деятельности обучающихся

Теоретических

Практических

1

Общие сведения о растениях и их значении.

3

2

1

Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

2

Уникальность флоры Подмосковья

5

3

2

Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану.   Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию.

3

Природное и историко- культурное наследие окрестностей Больших Вязём

5

1

3

Учатся работать во время экскурсии.

Соблюдают правила ТБ .

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения.

4

Полезные дикорастущие растения

11

10

1

Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения

5

 Ядовитые растения Подмосковья

1

1

0

Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения

6

Декоративные растения сада и дома

4

4

0

Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения

7

 Правила сбора растений. Создание гербария.

2

1

1

Учатся работать во время экскурсии.

Соблюдают правила ТБ .

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения.

8

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.

2

1

2

Учатся работать во время экскурсии.

Соблюдают правила ТБ .

Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения.

Итоговое занятие

1

1

Учатся обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану.   Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию.

Итого

34 часов

24

10

7. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности

                     

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;  
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
  • лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.
  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Список литературы для учителя:

  1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.
  2. Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
  4. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
  5.  Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.
  6.  Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. – М., 1997.
  8.  «Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г
  9.  Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-023282-1.
  10. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
  11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

Список литературы для учащихся:

1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.

        2. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.

       3. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

8.Планируемый результат изучения учебного курса

 «Растительный мир Подмосковья».

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

      Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

   Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все основы организации и функционирования живого, его роли на Земле, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....

Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"

Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...

Программа внеурочной деятельности по биологии.7 класс.

Программа внеурочной деятельности  "Основы исследовательской работы по биологии"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....