Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Сидоренко Тамара Константиновна

Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; биоразнообразия  как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnostliniya_zhizni_9_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»

 Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано» 

Руководитель МО

Сидоренко Т.К._____/

Протокол №   от «31»

08. 2017 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

Поваляева Н.Н.____/

«__»____________2017_г.

«Утверждаю» 

Директор  МОБУ СОШ №7

Сельминская Е.Н.______/

Приказ № ___ от «__»____2017_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

 

"Линия жизни" 

Базовый  уровень 9-б класс

Количество часов: всего   34        часов; в неделю  1             час.

Рабочую учебную программу составила _Сидоренко Т.К., учитель высшей

квалификационной категории.

                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                       педагогического совета школы

                                                             

                                                                      протокол № ____ от «__»_2017 г.

2017 -  2018 учебный год

Пояснительная записка

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014
  • примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,

       предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории                   Амурской области и    реализующих программы общего образования № 1026 от 03.09.2013 г.;

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.  «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
  • методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
  • письмо Министерства образования и науки РФ  № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах  учебных предметов»;
  • основная образовательная  программа основного  (начального) общего образования МОБУ СОШ № 7      г. Тынды Амурской области  на  2015 – 2020 гг. (2015 – 2019 гг);  

       Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

В связи с переходом  на новую форму аттестации учащихся 9 классов  в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ), возник вопрос: «А как теперь готовить учащихся к предстоящему экзамену?».  Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра  большого объёма предлагаемых элективных курсов,  было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.

     Наибольший интерес вызвали элективные курсы авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология, растений, грибов, лишайников», « Биология животных», но составлены они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников и животных  на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.

    В 9 классе, прежде всего,  необходимо систематизировать знания,  полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

    Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и  в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной  итоговой аттестации выпускников  9 класса по биологии,  состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как  наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи  организмов и окружающей среды», был составлен данный  элективный курс «Линия жизни».

     В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся  9 классов средней школы.  

      Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

      Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии  как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей  растений и  животных;
  • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.  Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.  Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания  (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).  Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.

Календарно – тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

материально-техническое оснащение урока

1.

Введение (1 час)

1.

1.

Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам:

«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

2.

Признаки живых организмов (4часа)

2.

1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. 

Презентация «Строение клетки»

3.

2.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость – свойства организмов.

Презентация «Вирусы»

4.

3.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

5.

4.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Комнатные растения

3.

Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

6

1.

Царство Бактерии.

Презентация и схема по теме «Бактерии»

7

2.

Царство Грибы

Видео «Грибы»

8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Пособие «В схемах и таблицах»

9

4.

Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

10

5.

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

11

6.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

12

7.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4.

Человек и его здоровье (16 ч)

13

1.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план

строения и процессы жизнедеятельности человека.

14

2.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2016 год

«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция

организма»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

15

3.

Железы внутренней секреции. Гормоны.

Видео «Гормоны»

16

4.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

17

5.

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам:

«Система пищеварения, дыхание»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

18

6.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

Видео «Внутренняя среда организма»

19

7.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

20

8.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:

«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен

веществ»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

21

9

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. 

22

10

Покровы тела и их функции.

23

11

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам

«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

24

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

25

13

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

26

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение

Презентация «Сон и его значение»

27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание

28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:

«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

5.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

29

1.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

30

2.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.

Презентация «Взаимоотношения живых организмов»

31

3.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

32.

4.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

«ОГЭ по биологии» -2016 год

6

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа)

33

1.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

34

2.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

Учебно-методический комплекс

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –

М.: Дрофа, 1999.-432 с.

2. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая

биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.

5. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа,

2003.– 128 с.

6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158

с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.

2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.

3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2016

4. «Основы общей биологии» 9 кл.

Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ

7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:

В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

8. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009..

10. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.

11. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель,

2009.

12. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы -составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов -

Астрель, 2010-2016г.

Дополнительная литература

16. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

17. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.

– М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...