Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Окладникова Елена Владимировна

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического

объединения

Протокол № от

«____»________20__г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

________/____________

«____»__________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка

__________ Г.П.Яценко

 

   ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО БИОЛОГИИ

«Основные вопросы биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА ЛЕСОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКАОГО ОКРУГА С.ПАНТЕЛЕЙМОНОВКА»

Программа ориентирована на учащихся 8,9 классов

Срок реализации -  1 год

Разработала:  Окладникова Елена Владимировна,

 учитель биологии и химии,

первой квалификационной категории.

с. Пантелеймоновка

 2018 (год разработки)

   Программа внеурочной деятельности по биологии МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка         разработана в соответствии с:

  • ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии;
  • Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек» авторов Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой  // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы.

Пояснительная записка

При  проведении  дополнительных занятий по биологии  особое  внимание  целесообразно  уделить повторению  и  закреплению  наиболее  значимых  и  наиболее  слабо  усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на  уроках биологии, как науки, признаках живых организмов, системам, многообразию и эволюции живой природы, человеку и его здоровью, взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание

на  закрепление  у  учащихся  умений  работать  с  текстами,  рисунками, иллюстрирующими и  процессы,  учащиеся  должны  уметь  распознавать  на

рисунках  основные органоиды  клетки,  органы  и  системы  органов  растений,

животных, человека.

В  ходе  занятий  следует  уделять  большое  внимание  предметной

компетентности  (природоохранной,  здоровьесберегающей,  исследовательской),

закреплению  у  учащихся  умений  работать  с  текстом,  рисунками,  схемами,

извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать

умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при

выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

−  направленность  дополнительной общеобразовательной  программы- общеинтеллектуальное;

−  цель  и  задачи  дополнительной общеобразовательной программы  обучения

 

Цель: обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного     представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие коммуникативной активности учащихся
  5. Содействие профессиональной ориентации учащихся

  −  количество  учебных  часов дополнительной общеобразовательной программы -0,5 часа в неделю, 17 часов в год

−  формы  организации  учебного  процесса:  лекционно-семинарская форма занятий;
-самостоятельная работа с дополнительной литературой; проведение лабораторных работ;
-работа в малых и больших группах; подготовка докладов, презентаций

Содержание рабочей программы

        Биология как наука. Методы биологии 

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной

картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

   Система, многообразие и эволюция живой природы

Признаки живых организмов  Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник  учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов. Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.  Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода. Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

 Человек и его здоровье  

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови

в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды

организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы

иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и  эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,

гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений,

нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

 

 

Учебно-тематическое планирование (17 часов).

№ п/п

Название темы и урока

Количество часов

Дата

Тема 1. Биология как наука. Признаки живых организмов

1

Методы биологии.  Клеточное строение организмов.     Признаки живых организмов

1

Тема 2. Система, многообразие и эволюция живой природы

2

Царство Бактерии.  

1

3

Царство Грибы.  

1

4-7

Царство Растения  

4

8-10

Царство Животные.  

3

Тема. 3.Человек и его здоровье

11

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

организма.

1

12

Внутренняя среда организма Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

1

13

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека

1

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная

деятельность

1

  1. Эволюционные изменения в развитие растительного мира

15

Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

1

16

Жизненный цикл развития растений.

1

17

Итоговая контрольная работа

1

Итого

17

Планируемые результаты освоения     биологии  8 класса по дополнительным общеобразовательным программам

Личностные результаты:

         1) воспитание российской гражданской идентичности;

         2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

         3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Предметные результаты:

- строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-особенности тканей растительного и животного организма;
-основные способы питания организмов;
-механизм процесса фотосинтеза и его роль;
-строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
-механизм перемещения питательных веществ по организму;
-строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
-основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
-обмен веществ и его роль.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные :  ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать  свою работу, владеть различными способами самоконтроля.
  2. Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.
  3. Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов ,использовать различные  виды моделирования, создание собственной информации .
  4. Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ  9 КЛАССА

В результате дополнительных общеобразовательных занятий ученик должен

знать/понимать

•  признаки  биологических  объектов:  живых  организмов;  генов  и  хромосом;

клеток  и  организмов  растений,  животных,  грибов  и  бактерий;  популяций;

экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,

питание,  дыхание,  выделение,  транспорт  веществ,  рост,  развитие,

размножение,  наследственность  и  изменчивость,  регуляция

жизнедеятельности  организма,  раздражимость,  круговорот  веществ  и

превращения энергии в экосистемах;

•  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей

нервной деятельности и поведения;

уметь

•  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной

картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,

общность  происхождения  и  эволюцию  растений  и  животных  (на  примере

сопоставления  отдельных  групп);  роль  различных  организмов  в  жизни

человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей

среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость

защиты  окружающей  среды;  родство  человека  с  млекопитающими

животными,  место  и  роль  человека  в  природе;  взаимосвязи  человека  и

окружающей  среды;  зависимость  собственного  здоровья  от  состояния

окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления

наследственных  заболеваний,  иммунитета  у  человека;  роль  гормонов  и

витаминов в организме;

•  распознавать  и  описывать:  на  таблицах  основные  части  и  органоиды

клетки,  органы  и  системы  органов  человека;  на  живых  объектах  и  таблицах

органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения

разных  отделов,  животных  отдельных  типов  и  классов;  наиболее

распространенные  растения  и  животных  своей  местности,  культурные

растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для

человека растения и животные;

•  выявлять  изменчивость  организмов,  приспособления  организмов  к  среде

обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•  сравнивать  биологические  объекты  (клетки,  ткани,  органы  и  системы

органов,  организмы,  представителей  отдельных  систематических  групп)  и

делать выводы на основе сравнения;

•  определять  принадлежность  биологических  объектов  к  определенной

систематической группе (классификация);

•  анализировать  и  оценивать  воздействие  факторов  окружающей  среды,

факторов  риска  на  здоровье,  последствий  деятельности  человека  в

экосистемах,  влияние  собственных  поступков  на  живые  организмы  и

экосистемы;

•  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить

в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

в  различных  источниках  необходимую  информацию  о  живых  организмах  (в

том числе с использованием информационных технологий)

        

Учебно-методические средства обучения

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль:

«Академия развития», 1997.-128 с.

2. Биология ГИА-9 класс – 2012. ./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2011.

3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс.

Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи:

Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

5. Лернер  Г.И.  Уроки  биологии.  Человек:  анатомия,  физиология  гигиена.  8,  9

классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

1. Биология.  Введение  в  биологию.  5  класс.  Методическое  пособие  к  учебнику

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н.

Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.

2. Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа,2014. – 174, [2] с.

3. Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров,

Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. –М.:Дрофа, 2016. -255, [1] с. :ил.

4. Биология.  Человек.  8  класс:.  учебник для  общеобразоват.  учреждений/  Н.И.

Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.

5. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012.-285,

[3] с.

6. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл.

общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.

Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова, – М.: Дрофа:

Московские учебники, 2011- 368с.: ил.

Средства контроля

Контроль знаний и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Механизм оценки уровня обученности систематизирует и обобщает знания, закрепляет умения и навыки, проверяет уровень усвоения знаний и овладения умениями и навыками.

Формы контроля знаний

Текущий контроль: собеседования, устные ответы, составление схем, тестовый контроль, выполнение лабораторных работ.

Тематический контроль: итоговые тесты по пройденной теме, контрольные работы, презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год

Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:1.  ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ &ndash...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10 класс .Избранные вопросы математики.

Рабочая программа внеурочной деятельности. 10 класс .Избранные вопросы математики....