ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Составлена на основе:
Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В. Сверкунова, Т. И. Шлеина, И.А. Шпаченко, О.А. Щербакова– Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. –142 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_6kl.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА на заседании ШМО «Гармония» Протокол от 31.05.21 г. №5 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ______/Л.В.Конова/ 31.05.21 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ школа-интернат с. Некрасовка _____/Перевалов В.И./ Приказ от 03.06.21 г. №113-ОД |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объединение «Краеведение»
основное общее образование, 6 класс
2021-2022 учебный год
Составлена на основе:
Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В. Сверкунова, Т. И. Шлеина, И.А. Шпаченко, О.А. Щербакова– Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. –142 с.
Составила: Бальбурова М.К.
Учитель географии и краеведения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметныерезультаты:
Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебныедействия(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать:
В предметной области «Историческое краеведение»:
- о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона.
В предметной области «Литературное краеведение»:
- осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В предметной области «Географическое краеведение»:
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В предметной области «Биологическое краеведение»:
- усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.
В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения, и их последствий для личности, общества и государства;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
34 часа/ год (1 час/ неделя)
ИСТОРИЯ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVIII ВЕКА.
Введение.
Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в географическом пространстве Евразийского континента.
Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов (до появления человека).
Географическое положение и изменение территории Сахалина и Курильских островов до появления человека. Животный мир мелового, палеогенового и неогенового периодов. Изменения климата: похолодания и потепления.
Первые люди на островах.
Человек разумный расселяется из Африки 80–40 тыс. лет назадна территории Евразии. Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и климатических условиях. Основополагающее влияние климата, миграций и изменений флоры и фаунына жизнедеятельность человека.
Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией. Каменный век. Присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока. Стоянка Сенная-1.
Человек разумный открывает новые земли.
Появление территории приполярной суши – Берингии в период ледникового периода. Сахалин как часть Берингии. Палеотические находки на Сахалине. Жилища древнего человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь. Стоянка Сокол.
Пещерный мир Сахалина.
Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы. Гибель и сокращение разнообразия фауны в результате смены климата. Экологические кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя.
Освоение моря.
Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение Сахалина от материковой суши. Выход человека в море и его приспособление к изменившейся среде с помощью новых способов адаптации. Поселки на побережье.
Орудия каменного века.
Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры на Курильских островах.Первобытная культура.Источники для реконструкции мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера. Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в первобытную эпоху. Древние гончары.
Владимир Санги. Рассказ «У истока».
Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.
Олег Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане».
Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа.
Александр Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении).
Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев. Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения.
Анатолий Орлов. Повесть «Кабаржонок Пит».
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с природой.
Проектная деятельность: Экология природы и экология души в произведениях сахалинских авторов.
Изображение Сахалинской области на карте.
Практическая часть: знакомство с географическими картами Сахалинской области (электронные Google или Яндекс карты, физическая карта, экономическая карта, топографическая карта, план местности). Определение географического положения региона: название и местоположение области, главного города области, название и месторасположение своего муниципального образования, название городского округа, населённого пункта своего проживания. Определение географических координат крайних точек области и областного центра (в том числе,с использованием онлайн- сервисов).
Особенности рельефа Сахалинской области.
Практическая часть: определение по физической карте абсолютных высот гор и равнин Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную карту или схему.
Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области.
Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области, алгоритм определения горных пород в минералогических коллекциях.
Практическая часть: образовательная экскурсия по сбору минералогического материала. Составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области.
Значимые объекты гидросферы Сахалинской области.
Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы, проливы, реки, озёра, минеральные источники.
Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей местности с указанием основных географических сведений.
Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области.
Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования.
Знакомство с культурно - историческими объектами Сахалинской области.
Практическая часть: организация образовательной экскурсии (онлайн экскурсии) на культурно-исторический объект своего региона. Составление краткого описания объекта с указанием основных сведений (с использованием различных приёмов: фишбоун, ментальная карта, записки наблюдателя, кластер, мини-сочинения, описание по плану).
Введение. Фенологические наблюдения в Сахалинской области. Методы исследования живой природы.
Предмет изучения науки фенологии. Сезонные изменения растений и животных. Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности.
Лишайникии мхи Сахалинской области.
Лишайники Сахалинской области. Классификация и роль лишайников. в природных сообществах.Понятие о биоиндикации.Лишайники как биоиндикаторы состояния окружающей среды.
Мхи Сахалинской области. Классификация и роль мховв природе и жизни человека.
Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.
Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах.
Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека.
Весенние явления в жизни растений Сахалинской области. Раннецветущие растения. Эфемероиды. Приспособления растений к жизни в природных сообществах. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.
Экскурсия в местное природное сообщество.
Охраняемые территории Сахалинской области.
Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий.
Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки.
Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки): причины возникновения, природа явлений. Связь географического положения Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий.
Снежная лавина п.Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина п.Неводское (1950). Снежная лавина ж/д перегон Пятиречье-Камышово (1958). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1959). Снежная лавина г.Невельск (1969). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1972) и др. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Дата измен. |
1 |
Введение (1 час). Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в географическом пространстве Евразийского континента. | 1 | 02.09 –03.09 | |
2 | Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов (до появления человека) (1 час). Географическое положение и изменение территории Сахалина и Курильских островов до появления человека. Животный мир мелового, палеогенового и неогенового периодов. Изменения климата: похолодания и потепления. | 1 | 06.09-10.09 | |
3 | Первые люди на островах (1 час). Человек разумный расселяется из Африки 80–40 тыс. лет назад на территории Евразии. Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и климатических условиях. Основополагающее влияние климата, миграций и изменений флоры и фауны на жизнедеятельность человека. Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией. Каменный век. Присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока. Стоянка Сенная -1. | 1 | 13.09-17.09 | |
4 | Человек разумный открывает новые земли (1 час). Появление территории приполярной суши – Берингии в период ледникового периода. Сахалин как часть Берингии. Палеолитические находки на Сахалине. Жилища древнего человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь. Стоянка Сокол. | 1 | 20.09-24.09 | |
5 | Пещерный мир Сахалина (1 час). Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы. Гибель и сокращение разнообразия фауны в результате смены климата. Экологические кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя. | 1 | 27.09-01.10 | |
6 | Освоение моря (1 час). Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение Сахалина от материковой суши. Выход человека в море и его приспособление к изменившейся среде с помощью новых способов адаптации. Поселки на побережье. | 1 | 04.10-08.10 | |
7 | Орудия каменного века (1 час). Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры на Курильских островах. Первобытная культура Источники для реконструкции мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера. Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в первобытную эпоху. Древние гончары. | 1 | 11.10-15.10 | |
8 |
Владимир Санги. Рассказ «У истока» (2 часа). Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. | 1 | 18.10-22.10 | |
9 | Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя. | 1 | 25.10-29.10 | |
10 | Олег Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане» (2 часа). Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. | 1 | 08.11-12.11 | |
11 | Характер главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа. | 1 | 15.11-19.11 | |
12 | Александр Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении) (2 часа). Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев. | 1 | 22.11-26.11 | |
13 | Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения | 1 | 29.11-03.12 | |
14 | Анатолий Орлов. Повесть «Кабаржонок Пит» (2 часа). Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с природой. | 1 | 06.12-10.12 | |
15 | Проектная деятельность: Экология природы и экология души в произведениях сахалинских авторов. | 1 | 13.12-17.12 | |
16 |
Изображение Сахалинской области на карте (1 час). Практическая часть: знакомство с географическими картами Сахалинской области (электронные Google или Яндекс карты, физическая карта, экономическая карта, топографическая карта, план местности). Определение географического положения региона: название и местоположение области, главного города области, название и месторасположение своего муниципального образования, название городского округа, населённого пункта своего проживания. Определение географических координат крайних точек области и областного центра (в том числе, с использованием онлайн- сервисов). | 1 | 20.12-24.12 | |
17 | Особенности рельефа Сахалинской области (1 час). Практическая часть: определение по физической карте абсолютных высот гор и равнин Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную карту или схему. | 1 | 10.01-14.01 | |
18 | Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области (2 часа). Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области, алгоритм определения горных пород в минералогических коллекциях.
| 1 | 17.01-21.01 | |
19 | Практическая часть: образовательная экскурсия по сбору минералогического материала. Составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области. | 1 | 24.01-28.01 | |
20 | Значимые объекты гидросферы Сахалинской области (1 час). Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы, проливы, реки, озёра, минеральные источники. Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей местности с указанием основных географических сведений. | 1 | 31.01-04.02 | |
21 | Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области (2 часа). Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования. | 1 | 07.02-11.02 | |
22 | Обобщение результатов исследования. | 1 | 14.02-18.02 | |
23 |
Фенологические наблюдения в Сахалинской области. Методы исследования живой природы (1 час). Предмет изучения науки фенологии. Сезонные изменения растений и животных. Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности. | 1 | 21.02-25.02 | |
24 | Лишайники и мхи Сахалинской области (1 час). Лишайники Сахалинской области. Классификация и роль лишайников. в природных сообществах. Понятие о биоиндикации. Лишайники как биоиндикаторы состояния окружающей среды. Мхи Сахалинской области. Классификация и роль мхов в природе и жизни человека. Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество. | 1 | 28.02-04.03 | |
25 | Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах (1 час). Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека. | 1 | 07.03-11.03 | |
26 | Весенние явления в жизни растений Сахалинской области (2 часа). Раннецветущие растения. Эфемероиды. Приспособления растений к жизни в природных сообществах. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе. | 1 | 14.03-18.03 | |
27 | Экскурсия в местное природное сообщество. | 1 | 28.03-01.04 | |
28 | Охраняемые территории Сахалинской области (1 час). Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий. | 1 | 04.04-08.04 | |
29 |
Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки. Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки): причины возникновения, природа явлений. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков. | 1 | 18.04-22.04 | |
30 | Связь географического положения Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения. | 1 | 25.04-29.04 | |
31 | Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий. Снежная лавина п.Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина п.Неводское (1950). Снежная лавина ж/д перегон Пятиречье-Камышово (1958). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1959). Снежная лавина г.Невельск (1969). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1972) и др. | 1 | 02.05-06.05 | |
32 | Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков. | 1 | 09.05-13.05 | |
33 | Обобщение и повторение. | 1 | 16.05-20.05 | |
34 | Итоговый урок за весь курс. | 1 | 23.05-27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1
В материале представлен опыт организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1 г. Салехарда....
Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".
Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год
Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:1. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ &ndash...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год
Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)
Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Веселый английский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«Веселый английский»...