Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".
статья

Карпова Людмила Анатольевна

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начального общего образования находится в организационном разделе основной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_lyudmila_anatolevna.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Людмила Анатольевна

МБОУ «Витимская СОШ»,

учитель технологии

Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

 в условиях ФГОС.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание, возможно, осуществить в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.

Основной девиз внеурочной деятельности: «Школа после уроков - это интересно!» Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

Ведь главное то, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и обучения.

В соответствии с направлением работы школы я разработала свою программу кружка «Клуб юных хозяюшек», главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программа является познавательно – творческим курсом,  способствующим формированию универсальных учебных действий.

Рабочая программа кружка «Клуб юных хозяюшек» рассчитана на учащихся 5-6 класса. При обучении используется режим групповых занятий – по два часа в неделю, 70 часов в год.

  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно предоставить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения,    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При  создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.   Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники, участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, т.к. именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Одна из идей объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Представленный вид деятельности является продолжением урочной деятельности и опирается на идеи образовательной системы «Школа 21 века».

Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, лицеях и т.д.

        Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих  работ.

              В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги,  проектировать, моделировать, сотрудничать,  самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает  познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.

Я считаю, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность - это действенный способ отвлечь детей и подростков от внешнего негативного  воздействия. Помимо  этого на занятиях учащиеся получают социально положительный опыт, который впоследствии поможет им в жизненном и профессиональном самоопределении.

  1. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начального общего образования находится в организационном разделе основной образовательной программы. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности может иметь следующую форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План внеурочной деятельности на ступени начального общего образования

План внеурочной деятельности  определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования....

Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования

Пояснительная записка Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего  образования разработана  на основе требований к стру...

Организация внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1

В материале представлен опыт организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1 г. Салехарда....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год

Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:1.  ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ &ndash...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)

          Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...