Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сироткина Наталья Владимировна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования.  Биология  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники- 6-й класс – 1 час в неделю (35 часов).

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

Учебник  И.Н. Пономаревой, , О.А. Корнилова, В.С. Кучменко , Биология.  6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_6kl_1ch.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по биологии ФГОС 6кл

Пояснительная записка

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования.  Биология  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники- 6-й класс – 1 час в неделю (35 часов).

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

Учебник  И.Н. Пономаревой, , О.А. Корнилова, В.С. Кучменко , Биология.  6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Цели программы:

- обеспечить понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как  особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 -формированние познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения 

Регулятивные: УУД:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека..

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная  в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.  

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как  особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.


Учебно-тематическое планирование.

Количество часов

Всего 35 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе  программы основного общего образования по биологии.

Учебник «Биология»,И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; Москва «Вентана-Граф», 2013г

                                       

Краткое содержание тем курса.

ВВЕДЕНИЕ.

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).

Клеточное строение растений. Правила работы с микроскопом .Строение клетки кожицы лука.

Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл .Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей.

Органы цветковых растений. Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. Виды корней.Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень .Зоны корня. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки. Строение почки. Виды почек. Функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Строение цветка. Соцветия. Функции плода. Виды плодов.

Основные процессы жизнедеятельности растений. Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты. Фосфор. Калий. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Размножение растений: половое и бесполое.

Основные отделы царства растений. Основные признаки водорослей, мхов, папоротников. Голосеменные и покрытосеменные растения .Двудольные и однодольные растения.

Историческое развитие и многообразие растительного мира. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира .Приспособления к условиям существования. Центры  происхождения культурных растений.

Бактерии. Строение бактериальной клетки, значение бактерий.

Природные сообщества. Фитоценоз. Естественные природные сообщества. Роль растений в круговороте веществ.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

задачи

Содержание образования

Приемы и способы деятельности

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности  и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

 Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение  растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Внешнее строение корневища и клубня.

Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

 Строение растительной клетки. Строение семени.

Строение корня.

Строение почки.

Строение листа.

Строение стебля.

Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия.
Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли.

Отдел Мохообразные.

Папоротникообразные.

Отдел Голосеменные.

Строение бактерий.

Плесневые грибы.

Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, дополнительной литературой.

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли.

Отдел Голосеменные.

Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений.

Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники.

Природное сообщество. Приспособленность растений

Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.

Использование приобретенных   знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,  оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей  среде, профилактики  заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство  Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу,  эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.

Предметно - информационная

Деятельностно - коммуникативная

  • иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
  • Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • Знать растительный мир Саратовской области, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Саратовской области;
  • Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
  •  Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
  • Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка
  • владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
  • демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
  • проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
  • владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • участвовать в экологических  акциях района, микрорайона, школы;
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
  • владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
  • уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Ценностно - ориентационная

  • осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
  • сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.

6 класс

Поурочное планирование ФГОС (1час)

урока

Тема урока по биологии

Номер параграфа

Лабораторные работы

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

§1

2.

Многообразие жизненных форм растений..

§2

3.

Клеточное строение растений. Свойство растительной клетки...

§3

4.

Ткани растений...

§4. Подгот к контр раб.

5.

Подведем итоги по теме.»Наука о растениях ботаника».

стр26-27

6.

Семя, его строение и значение.

§5

Лаб.раб.№1Изучение строение семени фасоли.

7.

Условия прорастания семян.

§6

8.

Корень, его строение и значение.

§7

Лаб.раб.№2 Типы корневых систем.

9.

Побег, его строение и развитие.

§8

Лаб. раб.№3 Строение вегетативных и генеративных почек.

10.

Лист, его строение и значение.

.

§9

11.

Стебель, его строение и значение.

§10

Лаб.раб.№4Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

12.

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

§11

13.

Плод. Разнообразие и значение плодов

§12Подгот к контр раб.

14.

Подведем итоги по теме «Органы растений»

Стр 71-73

15.

Минеральное питание растений и значение воды.

§13

16.

Воздушное питание растений –фотосинтез.

§14

17.

Дыхание и обмен веществ у растений.

§15

18.

Размножение и оплодотворение у растений.

§16

19.

Вегетативное размножение и его использование человеком.

§17

Лаб.раб.№5.Черенкование комнатных растений.

20.

Рост и развитие растений.

§18. Подг к контр раб.

21.

Подведем итоги по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Стр101-103.

22.

Систематика растений , ее значение для ботаники.

§19

23.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

§20

24.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

§21

Лаб.раб.№6 «Изучение внешнего строения моховидных растений.»

25.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика.

§22

26.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

§23

27.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

§24

28.

Семейства класса Двудольные.

§25

29.

Семейства класса Однодольные.

§26

30.

Историческое развитие растительного мира.

§27

31.

Разнообразие и происхождение культурных растений.

§28,29Подг к контр .

32.

Подведем итоги по теме «Многообразие растительного мира»

Стр 155-158

33

Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме.

§30

34

Совместная жизнь организмов в прирдном сообществе.

§31

35

Смена природных сообществ. Подведем итоги.Летнее задания.

§32

Перечень учебно-методического обеспечения 

Методические учебные пособия:

1. Программа по биологии ФГОС.И.Н. Пономарева,В.С.Кучменко,О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова,Л.Н.Симонова.  Алгоритм успеха Издательский центр « Вентана-Граф » 2014г

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Учебник "Биология: растения, бактерии, грибы,  лишайники"  для   6  класса  (М., "Вентана-Граф", 2013 г.).

Оборудования и приборы:

Таблицы, гербарии, микроскопы, микропрепараты, растения биологического кабинета, муляжи, натуральные объекты, видеофильмы.

Дидактический материал: Индивидуальные карточки-задания

. 3. Образовательные диски:

УМК: уроки биологии Кирилла и Мефодия 6 класс2014 г.

Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;

Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»

Список литературы.

Литература, использованная для подготовки программы:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

 "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 20013г.)

  1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М. Дрофа, 2013 г.

Литература для учащихся:

  1. Жизнь растений, т1-6. М. 2001 г
  2. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

 "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2013г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...