Инновационный урок "Движение животных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Гапаров Марат Максутович

Пояснительная записка

Данный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен учителем, работающим по любой программе, работа строится в игровой форме урока – практикума с элементами исследования и межпредметными связями (ботаника, музыка, зоология, изобразительное искусство и связь с жизнью).

Для проведения урока необходимо иметь: раздаточный материал (карточки с вопросами), таблички с цифрами от 1 до 10, для рефлексии макет дерева с плодами, цветками и листочками.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация, аккордеон (музыкальный инструмент).

Подготовка к уроку сопровождалась овладением новыми знаниями в области новых технологий, а также поиском нужной информации в Интернете.

Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентации и занимательных игр – благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышение информационной грамотности и активности учащихся на уроке.

В конце урока, ребята высказали свое мнение, и сделали соответствующие выводы. Работа проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа п. Орошаемый Дергачевского района Саратовской области”

Конспект урока биологии в 6 классе

«Движение в живой природе»

Направление: общее образование

Номинация: инновационный урок

Подготовил: учитель биологии

СОШ п. Орошаемый

М. М. Гапаров

 2017 год

Пояснительная записка

Данный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен учителем, работающим по любой программе, работа строится в игровой форме урока – практикума с элементами исследования и межпредметными связями (ботаника, музыка, зоология, изобразительное искусство и связь с жизнью).

Для проведения урока необходимо иметь: раздаточный материал (карточки с вопросами), таблички с цифрами от 1 до 10, для рефлексии макет дерева с плодами, цветками и листочками.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация, аккордеон (музыкальный инструмент).

Подготовка к уроку сопровождалась овладением новыми знаниями в области новых технологий, а также поиском нужной информации в Интернете.

Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентации и занимательных игр – благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышение информационной грамотности и активности учащихся на уроке.

В конце урока, ребята высказали свое мнение, и сделали соответствующие выводы. Работа проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.


Тема урока:  « Движение в живой природе»

Цели урока:  познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.

Задачи урока:

Обучающие: 

Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.

Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять,  выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по зоологии, кинофрагмент «Различные способы движений у беспозвоночных животных», кинофрагмент о способах передвижения в воде.

Метод обучения:   репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности:  словесные, наглядные, практические.

Форма обучения:   рассказ, беседа, практикум.

Средства обучения:  компьютер, дидактический материал,

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о типах, способах и видах движения животных.

2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;

3)знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;

4)развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты        наблюдения, делать выводы.


 

Хронометраж урока:

I.Организационный момент (1 мин.)

II. Постановка цели и задач урока (1мин.)

III. Актуализация знаний (1 мин.)

IV. Изучение нового материала.

1.Постановка познавательной задачи.(1 мин.)

2. Решение познавательной задачи

1) Беседа с элементами рассказа. (3мин.)

2) Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.(2 мин.)

3) Демонстрация видеофрагмента о простейших.(5 мин.)

4)Виды локомоций простейших.(1 мин.)

5) Локомоция дождевого червя.  (5 мин.)

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента. (7 мин.)

7) Физкультминутка (1 мин)

8)Движение в наземно – воздушной среде.(7 мин.)

V. Обобщение.  ( 2мин.)

VI. Закрепление.  (6мин.)

VII. Рефлексия (1 мин)

VIII. Задания на дом. (1 мин.)


Тема урока «Движение в живой природе».

I.Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, рефлексия (настроение учащихся перед уроком – смайлики).

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайды: №1, №2

III. Актуализация знаний.

  • Какие признаки живого вы знаете?
  • Что такое движение?
  • Какое значение имеет движение для живых организмов?

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка познавательной задачи.

Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Слайд №3

  1. Решение познавательной задачи.
  1. Беседа с элементами рассказа.

Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма.

Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией. 

(От лат. locus – место, motio – движение). Слайд № 4.

Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном.

Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных. Слайд № 5.

У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу.  Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных? Слайд № 6.

  1. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.

Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц? Выдвижение гипотез.

  1. Демонстрация видеофильма о простейших. Сравнение способов передвижения у одноклеточных организмов:
  • Движение с помощью ложноножек  ( амеба обыкновенная)
  • Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)
  • Ресничное движение на примере инфузории - туфельки

Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.

4) Виды локомоций Простейших. Слайд №7.

5) Локомоция дождевого червя.

Актуализация личного опыта учащихся.

(Рассмотреть рис. и прочитать текст учебника на стр.104). Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?

Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Слайд № 8.

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента.

Физкультминутка: изобразить под музыку движения животных («Танец маленьких утят», «В траве сидел кузнечик», «Почему медведь зимой спит» и т.д)

Постановка познавательной задачи.

Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Демонстрация видеофрагмента о способах движения в воде, таблиц с изображением водных млекопитающих, моллюсков, медуз.

Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 106 – 107 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.

  • Какие животные занимают  водную среду обитания?
  • По каким признакам легко узнать этих животных?
  • Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов?
  • Как передвигаются медузы и осьминоги?

Слайды №9 – 12.

Сообщение о «рекордах» движения у водных животных, слайд №13.

Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.

  • Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств:
  • Плавников
  • Видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт).
  • Реактивного способа движения  (выталкивания воды из тела).
  • Волнообразного изгибания тела.

Слайд № 11-12.

7) Движение в наземно – воздушной среде. Слайды №14 – 17

Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.

Вопрос:

Какими способами могут передвигаться  данные животные?

  • Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.
  • Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.

Работа с рисунками на стр. 108 – 109. 

Ученики называют приспособления к полету. Слайд № 16.

Работа в группах (командах): игра «Угадай животное» в музыкальном сопровождении.

Таблицы с изображением наземных животных. 

Вопрос:

Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?

Работа с рис. на стр. 110 – 111. Слайды № 18 - 22

  • Большинство позвоночных и членистоногих животных – это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности – ноги.
  • Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих. Слайды № 20 -22

Обобщение. Ученики называют способы движения по твердой поверхности.

Слайд № 18.

V. Обобщение.

Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием:

Слайды №21-23.

               

     

        

VI. Закрепление.

Слайд № 24. Давайте обсудим…

Тест.

Какие утверждения верны?

1 вариант

1.Инфузории передвигаются с помощью ложноножек.

2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.

3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.

4.Человек – пальцеходящее животное.

5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.

2 вариант

1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.

2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.

3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.

4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность.

5.Медведь – стопоходящее животное.

Взаимопроверка.

VII.Рефлексия: дерево желаний (разместить на ветках дерева сочные плоды, яркие цветки и листочки) – настроение в конце урока.

VIII. Домашнее задание. Изучить главу 16, стр. 103 – 111, подготовить сообщения о животных – рекордсменах на скорость движения. С какой целью ученые изучают кожу дельфинов? (найти ответ).


Литература.

1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Москва «Дрофа» 2008 г.

2. Г. П. Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль.2002 г.

3. Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии.

  1. класс. Москва 2006 г.
  1. А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, рисунках, схемах. 7 – 8.Москва. 2000г.
  2. Интернет – ресурсы.

 

Заявка на участие в фестивале инновационных педагогических идей

“Стратегия будущего”

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа п.Орошаемый Дергачевского района Саратовской области”

Ф.И.О. автора (ов) конкурсной работы, должность

(для коллектива авторов - указать всех участников)

Гапаров Марат Максутович,

учитель биологии

Направление

Развитие общего образования

Номинация

Инновационный урок

Тема конкурсной работы

«Движение в живой природе»

«17» апреля 2017 г.

Руководитель  Абдрашитова С.Р.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнил: Гапаров М.М. учитель биологии Движение в живой природе

Слайд 2

Содержание Движение животных Движение простейших и беспозвоночных Движение в водной среде Движение в наземно-воздушной среде

Слайд 3

Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет………. Как знать- Может лучше полежать?

Слайд 4

Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией ( от лат. locus – место, motio – движение )

Слайд 5

Животные способны к активным перемещениям

Слайд 6

Значение локомоции у животных Поиск пищи Спасение от хищников и неблагоприятных условий среды Расселение и освоение новых местообитаний Поиск половых партнеров

Слайд 7

Простейшие имеют специальные органоиды движения Ложноножки Жгутик Реснички

Слайд 8

Движения всех многоклеточных животных связаны с мышечной деятельностью

Слайд 9

Движение в водной среде

Слайд 10

Реактивное движение Характерно для водной среды Это толчок, за счет выбрасывания мощной струи воды

Слайд 11

В водной среде наиболее распространенным способом передвижения является плавание Обтекаемая форма тела Плавники (ласты, перепонки между пальцами) Волнообразное движение тела

Слайд 12

Какие приспособления к движению в водной среде вы можете назвать у данных животных?

Слайд 13

Знаете ли вы, что… Рыба-парусник плавает быстрее, чем бежит гепард. Её скорость может достигать 109 км/ч. К числу спринтеров относятся также рыбы Ваху (77,6 км/ч) и мерлин (92 км/ч)

Слайд 14

Движение в наземно - воздушной среде

Слайд 15

В воздушной среде оптимальным способом движения является полет. Крылья Аналогичные крыльям органы

Слайд 16

Специальные приспособления к полету есть у птиц Это: Полые кости Воздушные мешки Обтекаемая форма тела

Слайд 17

Знаете ли Вы, что.. … Сокол-сапсан, падая с высоты, развивает скорость до 250 км/ч. В горизонтальном полете его скорость равна 100 км/ч. Но его легко обгонит стриж, чья скорость достигает 171 км/ч

Слайд 18

Для наземной среды обитания характерны такие способы передвижения как… Бег Прыжки Ползанье

Слайд 19

Для успешного бега животному необходимы: 4 ноги одинаковой длины Горизонтальное расположение тела

Слайд 20

В зависимости от положения конечности во время бега, животных подразделяют на: Стопоходящие Пальцеходящие Копытные

Слайд 21

Животные, передвигающиеся прыжками, имеют: Задние ноги длиннее и мощнее передних

Слайд 22

У ползающих животных Веретено- образное тело Нет конечностей

Слайд 23

Знаете ли Вы, что… Самый быстрый спринтер – гепард. Его скорость достигает 96-101 км/ч

Слайд 24

Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?

Слайд 25

Без движения – беда! Станешь пищей без труда И на солнышке сгоришь, От врагов не убежишь Вывод прост- Движение – жизни проявление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Инновационный урок "Движение животных"

Пояснительная запискаДанный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен у...

Инновационный проект инклюзивного образования в средней группе в рамках лексической темы «Домашние животные»

Инновационный проект инклюзивного образования в средней группе в рамках лексической темы«Домашние животные»...