Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии на тему

Тарасова Евгения Михайловна

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа предусматривает ведение предмета 1 раз в неделю, 35 часов в год.

  1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 

     

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6.Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

В результате изучения курса биологии в 5 классе ученик:

-научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Пятиклассник овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

-освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Пятиклассник получит возможность научится:

-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

 -выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 -ориентироваться в системе познавательных ценностей;

 -воспринимать информацию биологического содержания в научно -популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 -создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

II. Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 час)

   Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого.  Безъядерные и ядерные  клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы  и ее органоидов.  Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке.  Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2.Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения  природы.

3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

4. Строение клеток кожицы чешуи лука.

5. Определение  состава семян пшеницы.

6.  Определение  физических  свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 час)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы:

10 работ с гербарием, коллекциями, муляжами.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 час)

Наземно-воздушная, водная и почвенная  среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

       1.   Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ).

        2.  Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

        3.  Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 час)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный ( неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила  поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.

Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

1. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


III. Тематическое планирование в 5-х классах.

Предусмотрено резервное время (3 часа) на проведение входной, полугодовой и итоговой контрольных работ.

№п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

1

Многообразие живых организмов.  Основные свойства живых организмов

1

2

Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.

1

3

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

1

4

Оборудование для научных исследований.  

1

5

Клетка — элементарная единица живого.

1

6

Неорганические вещества и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

1

7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

8

Великие естествоиспытатели.

1

Раздел 2. Многообразие живых организмов.

Тема 2.1. Разнообразие живых организмов.

4

9

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

1

10

Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы

1

11

Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

12

Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

Тема 2.2. Растения

5

13

Водоросли.  Особенности строения и жизнедеятельности.

1

14

Мхи и Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

15

Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

16

Покрытосеменные (цветковые) растения. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

17

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

1

Тема 2. 3. Животные.

4

18

Простейшие. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

19

Беспозвоночные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

20

Позвоночные.Особенности строения и жизнедеятельности.

1

21

Роль животных в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

1

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6

22

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.

1

23

Растения и животные разных материков

1

24

Приспособленность организмов к среде обитания.

1

25

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса

1

26

Природные зоны Земли: травянистые равнины—

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

1

27

Жизнь в морях и океанах.

1

Раздел 4. Человек на Земле

5

28

Научные представления о происхождении человека.

1

29

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

1

30

Биологическое разнообразие,

его обеднение и пути сохранения.

1

31

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия.

1

32

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

1

33-35

Резерв

3

ИТОГО:

35



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа предусматривает ведение предмета 1 раз в неделю, 35 часов в год.

  1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Биология. «Живой организм» 5 класс.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— что лежит в основе строения всех живых организмов.

— понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие».

Учащиеся должны уметь:

— показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— показывать составные части побега, основные органы животных;

— описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

— описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;

— называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;

— обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выделять в тексте главное;

— ставить вопросы к тексту;

— давать определения;

— формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

— работать с биологическими объектами;

— работать с различными источниками информации;

— участвовать в совместной деятельности;

— выявлять причинно-следственные связи.

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (класс, малые группы);

— использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.

          В результате изучения курса «Живой организм» ученик научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать   взаимосвязи   между   особенностями   строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях , экологическое сознание , эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

II. Содержание программы «Биология. Живой организм». 6 класс.

Раздел 1. Строение живых организмов (9 часов)

        Предмет и методы биологии. Свойства живого. Царства живой природы и их признаки. Отделы растений и типы животных, их представители.

         Клеточные и неклеточные организмы. Органоиды клетки и их функции. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа «Строение клетки»

Хромосомы, их значение. Два типа деления клетки: митоз и мейоз. Лабораторная работа «Деление клетки»

          Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности

          Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Лабораторная  работа «Ткани живых организмов»

           Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

         Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

     Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная

Лабораторная работа «Распознание органов у растений и животных».

Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов (26 часов)

           Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

            Воздушное питание (фотосинтез). Демонстрация Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

            Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты

Демонстрация «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал»

             Материал о питании растений и животных

             Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней

           Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Демонстрация «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»

            Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ.

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю.

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

         Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Лабораторная работа: «Строение клеток крови лягушки и человека».

           Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

          Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Демонстрация: Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа: «Разнообразие опорных систем животных».

           Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

Лабораторная работа: «Перемещение дождевого червя».

          Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

          Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

           Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

            Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Демонстрация

Способы размножения растений. Лабораторная работа: «Вегетативное размножение комнатных растений».

           Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

           Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Демонстрация «Разнообразие и строение соцветий».

            Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Демонстрация: «Способы распространения плодов и семян; прорастания семян».

            Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие Лабораторная работа: «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале).

            Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

 Тематическое планирование в 6-х классах.

Предусмотрено резервное время (2 часа) на проведение полугодовой и итоговой контрольных работ.

№п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Раздел 1. Строение живых организмов (9 часов)

9

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Входной контроль знаний

1

2

Клетка – живая система. Строение растительной и животной клетки

1

3

Деление клетки

1

4

Ткани растений

1

5

Ткани животных

1

6

Органы цветковых растений

1

7

Органы цветковых растений

1

8

Органы и системы органов животных

1

9

Что мы узнали о строении живых организмов

1

Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов

26

10

Питание. Почвенное питание растений

1

11

Фотосинтез

1

12

Питание и пищеварение у животных

1

13

Что мы узнали о питании растений и животных

1

14

Дыхание растений

1

15

Дыхание животных

1

16

Транспорт веществ в растительных организмах

1

17

Транспорт веществ в животных организмах

1

18

Выделение

1

19

Обмен веществ и энергии

1

20

Что мы узнали о транспорте, выделении и обмене веществ

1

21

Скелет – опора организма

1

22

Движение животных

1

23

Движение растений

1

24

Что мы узнали о скелете и движении

1

25

Координация и регуляция. Нервная система животных

1

26

Эндокринная система. Ростовые вещества растений

1

27

Бесполое размножение

1

28

Половое размножение животных

1

29

Половое размножение растений

1

30

Что мы узнали о координации, регуляции и размножении организмов

1

31

Рост и развитие растений

1

32

Рост и развитие животных

1

33

Организм как единое целое

1

34

Резерв

1

35

Резерв

1

ИТОГО:

35



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предусматривает ведение предмета 1 час в неделю в 10 классе (35 часов в год) и 1 час в неделю в 11 классе (34 часа в год).

  1. Планируемые результаты.

 В ходе изучения курса «Общая биология»  ученик научится:

•выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для обществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и        изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду , схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

•находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

•знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 Ученик  получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание , эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Ученик должен знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; 

      В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен:

знать/понимать

* основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя; закономерностей изменчивости;

* строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура);

* сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

* вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

* биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

* решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

* описывать особей видов по морфологическому критерию;

* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 

*  сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

* анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

* изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

* находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

* оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Содержание программы

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

ВИД

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

ЭКОСИСТЕМЫ

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек .Заповедники и заказники России.

III.Тематическое планирование биологии, 10 класс

  Выделено резервное время (3 часа)- 10 класс на проведение входной, полугодовой и годовой контрольных работ. В 11 классе выделено резервное время в размере 3 часов на повторение и проведение входной и полугодовой контрольных работ.

урока

Тема урока

Кол-во часов на изучение темы

История развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук

1

Уровни организации живой природы. Критерии живых систем. Клеточная теория.

1

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

1

Химическая организация клетки. Органические вещества — белки.

1

Химическая организация клетки. Органические вещества — углеводы и липиды

1

Химическая организация клетки. Органические вещества — нуклеиновые кислоты.

1

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

1

Цитоплазма и ее органоиды.

1

Клеточное ядро.

1

Строение растительной клетки.

1

Прокариотическая клетка.

1

Биосинтез белка.

1

Вирусы — неклеточная форма жизни.

1

Многообразие организмов

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен.

1

Обмен веществ растительной клетки.

1

Деление клетки. Митоз.

1

  1.  

Бесполое размножение организмов.

1

Половое размножение организмов.

1

Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение  у цветковых растений.

1

Индивидуальное развитие многоклеточного организма.

1

Онтогенез человека

1

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

1

Дигибридное скрещивание

1

Сцепленное наследование.

1

Современные представления о гене и геноме.

Генетика человека

1

Наследование, сцепленное с полом.

1

Решение задач

1

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость

1

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость.

1

Генетика и здоровье человека

1

Селекция и биотехнология: основные методы и достижения., перспективы развития

.

1

33-35

Резервное время

3

Тематическое планирование биологии, 11 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.

1

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина

1

Вид. Критерии и структура

1

Популяция – структурная единица вида и эволюции

1

Факторы эволюции

1

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

1

Адаптация организмов к условиям обитания.

1

Видообразование

1

Сохранение многообразия видов.

1

Доказательства эволюции органического мира.

1

Зачет № 1.

Основные закономерности эволюции.

1

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

Современные представления о возникновении жизни.

1

Развитие жизни на Земле

1

Гипотезы происхождения человека.

1

Положение человека в системе животного мира.

1

Эволюция человека.

1

Человеческие расы.

1

Зачет № 2.

Происхождение человека.

1

  1.  

Организм и среда. Экологические факторы.

1

Абиотические факторы среды.

1

Биотические факторы

1

Структура экосистем.

1

Пищевые связи.

Круговорот веществ и энергии в экосистемах

1

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

Влияние человека на экосистемы.

1

Биосфера – глобальная экосистема.

1

Роль живых организмов в биосфере.

1

Биосфера и человек.

1

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

1

32-34

Резервное время

3

 




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты освоения курса.

Предметные результаты:

В результате изучения курса ученик научится:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Ученик получит возможность научиться:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

•        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  1. Содержание курса.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс  общеучебных умений,  необходимых для:  познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Введение.

Учащимся выдаётся список тем проектов для выбора.

Почувствуй себя натуралистом.

Экскурсия «Живая и неживая природа». Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчёты об экскурсии.

Почувствуй себя антропологом. Творческая мастерская «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития.

Почувствуй себя фенологом. Лабораторная работа №1 «составление макета этапов развития семени фасоли».

Почувствуй себя ученым. Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем. Презентация представления опыта «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, что исследование объекта возможно с использованием разных методов.

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое. Лабораторная работа №2 «Изучение строения микроскопа». Таблица «Основные части микроскопа и их назначение». Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

Почувствуй себя цитологом. Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина». Модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

Почувствуй себя гистологом. Лабораторная работа №3 «Строение тканей животного организма». Презентация «Строение тканей своих наблюдений под микроскопом».

Почувствуй себя биохимиком. Лабораторная работа №4 «Химический состав растений». Проведение опытов.

Почувствуй себя физиологом. Лабораторная работа №5 «Исследование процесса испарения воды листьями». Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойство живого.

Почувствуй себя эволюционистом. Творческая мастерская «Выяснить откуда появляются новые живые организмы (опыт Реди). Фотоотчет. Умение объяснять фразу «Живое из неживого».

Почувствуй себя библиографом. Творческая мастерская «Создание картотеки великих естествоиспытателей». выставка

Почувствуй себя систематиком. Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов». Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

Почувствуй себя вирусологом. Творческая мастерская «Создание собственной коллекции, рисунки вирусов. Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет-ресурсах фотографии.

Почувствуй себя бактериологом.  Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала». Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных.

Почувствуй себя альтологом. Лабораторная работа №6 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры». Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни.

Почувствуй себя протозоологом. Лабораторная работа №7

«Рассматривание простейших под микроскопом». Модель простейшего из глины, пенопласта, ваты. Называть клетки-организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами.

Почувствуй себя микологом. Лабораторная работа №8 «Выращивание плесени, рассматривание ее по микроскопом». Фотографии и презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат.

Почувствуй себя орнитологом. Творческая мастерская «Подкармливание птиц зимой». Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма. Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений.

Почувствуй себя экологом. Творческая мастерская. Игра-домино «Кто где живет». Создать игру «Кто, где живет» и поиграть. Определять среды жизни организмов.

Почувствуй себя физиологом. Творческая мастерская. «Изучение влияния воды, света, температуры на рост растений. Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света, температуры на рост растений. Делать выводы.

Почувствуй себя аквариумистом. Творческая мастерская «Создание макета аквариума». Условный макет из коробки, пленки из чего угодно.

Почувствуй себя исследователем природных сообществ. Творческая мастерская «Лента природных сообществ». Мини-конференция.

Почувствуй себя зоогеографом. Творческая мастерская «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах». Создать игру-путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам.

Почувствуй себя дендрологом. Экскурсия. «Изучение состояния деревьев на экологической тропе». Картотека или фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев.

Почувствуй себя этологом. Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца». Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца.

Почувствуй себя фольклористом. Творческая мастерская «Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном». Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

Почувствуй себя палеонтологом. Творческая мастерская №10 «Работа с изображениями останков человека и их описание». Фотоколлаж. Работать с изображениями  и описаниями ископаемых останков человека.

Почувствуй себя ботаником. Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария цветкового растения». Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функций.

Почувствуй себя следопытом. Творческая мастерская. Создание биологической картотеки «Узнай по контуру животное». Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

Почувствуй себя зоологом. Лабораторная работа №11 «Наблюдение за передвижением животных». Приготовление микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Делать вывод о значении движения для животных.

Почувствуй себя цветоводом. Лабораторная работа №12 «Создание клумбы и правил ухода за ней». Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями.

Почувствуй себя экотуристом. Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге». Создание агитационных листков (плакатов) по Красной книге.

Итоговый урок – обобщение.

Защита проектов.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Колич-во

часов

1

Введение

1

2

Почувствуй себя натуралистом

1

3

Почувствуй себя антропологом

1

4

Почувствуй себя фенологом

1

5

Почувствуй себя учёным

1

6

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

1

7

Почувствуй себя цитологом

1

8

Почувствуй себя гистологом

1

9

Почувствуй себя биохимиком

1

10

Почувствуй себя физиологом

1

11

Почувствуй себя эволюционист ом

1

12

Почувствуй себя библиографом

1

13

Почувствуй себя систематиком

1

14

Почувствуй себя вирусологом

1

15

Почувствуй себя бактериологом

1

16

Почувствуй себя альтологом

1

17

Почувствуй себя протозоологом

1

18

Почувствуй себя микологом

1

19

Почувствуй себя орнитологом

1

20

Почувствуй себя экологом

1

21

Почувствуй себя физиологом

1

22

Почувствуй себя аквариумистом

1

23

Почувствуй себя исследователе м   природных сообществ

1

24

Почувствуй себя зоогеографом

1

25

Почувствуй себя дендрологом

1

26

Почувствуй себя этологом

1

27

Почувствуй себя фольклористом

1

28

Почувствуй себя палеонтологом

1

29

Почувствуй себя ботаником

1

30

Почувствуй себя следопытом

1

31

Почувствуй себя зоологом

1

32

Почувствуй себя цветоводом

1

33

Почувствуй себя экотуристом

1

34

Итоговый урок – защита проектов

1

35

Резервное время

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты освоения курса.  

В результате изучения курса шестиклассник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Шестиклассник освоит общие правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Шестиклассник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе.

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей
  • -воспринимать информацию биологического содержания в научно -популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

В результате изучения  курса учащиеся приобретут следующие знания  и      умения:

         Знания: - об историческом развитии микробиологии от простейших

                 увеличительных приборов до электронного микроскопа;

              - об особенностях строения представителей различных царств живого мира;

              - о значении изученных организмов в природе и жизни человека.

 Умения и навыки: - самостоятельно готовить микропрепараты;

               -  выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;

               -  изучать и описывать представителей различных царств;

               -  наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

  Предметными результатами изучения курса являются следующие умения

6-й класс

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

6 классы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: 6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формы работы:

Лекция, экскурсия, беседа, практикум, видеоурок, работа с дополнительной литературой, создание презентации.


Тематическое планирование материала курса по выбору

«Занимательная биология»

Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

Формы занятий

Введение

6

1.

Многообразие живой природы.

1

Презентация

2-3.

Экскурсия в природу «Живые организмы п. Нивенское».

2

Экскурсия

4.

Определение и изучение выловленных организмов.

1

Практикум

5.

Водные насекомые.

1

Видеоурок

6.

Викторина «Знаете ли вы».

1

Строение и жизнедеятельность растений

20

7.

Строение клеток листа элодеи.

1

Практикум

8.

Строение растительных клеток с хромопластами.

1

Практикум

9.

Строение эпидермиса и устьиц листа герани.

1

Практикум

10.

Строение растительных тканей.

1

Практикум

11.

Микроскопическое строение листа

1

Практикум

12.

Какие пигменты содержатся в зелёном листе. Флуоресценция хлорофилла.

1

Практикум

13.

Разделение пигментов по методу Крауса.

1

Практикум

14.

Действие щёлочи и кислоты на хлорофилл.

1

Практикум

15.

Письмо на зелёном листе. Образование колец отмирания на листьях.

1

Практикум

16.

Викторина «Растительная клетка»

1

17.

Строение спирогиры.

1

Практикум

18.

Строение листа сфагнума

1

Практикум

19.

Строение хвои сосны и ели

1

Практикум

20.

Строение пыльцы растений

1

Практикум

21.

Дыхание растений

1

Практикум

22.

Передвижение воды и минеральных веществ по растению.

1

Практикум

23.

Удивительные растения

1

Лекция, Сам.раб

24.

Секреты природы

1

Видеоурок

25.

Интересные факты из мира растений

1

Работа с доп.лит-рой

26.

Викторина «Растения»

1

Строение  и жизнь животных

8

27.

Строение и передвижение инфузории туфельки.

1

Практикум

28.

Реакции простейших на действие различных раздражителей.

1

Практикум

29.

Внешнее строение насекомого.

1

Практикум

30.

Строение ротового аппарата комара.

1

Практикум

31.

Строение задней конечности пчелы.

1

Практикум

32.

Определение животных по следам

1

Практикум

33.

Самое интересное животное

1

презентации

34, 35

Итоговый урок-игра «Путешествие в мир природы»

2

игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...