Статья на тему: Интернет-ресурсы на уроках биологии
статья по биологии (9 класс) на тему

Агапова Гульбаршын Сарсенбаевна

 Сегодня актуальной проблемой остается использование новых информационных технологий (новейших методик и приемов, основанных на использовании компьютерных, аудио- и видео технических средств) в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений по предметам естественно - научного цикла.Этого возможно достичь, если мы научим  добывать знания, уметь вести самостоятельный поиск информации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы на уроках биологии.

     

        В настоящее время от нас ждут конкурентоспособных учеников, способных быть высококвалифицированными специалистами. Этого возможно достичь, если мы научим  добывать знания, уметь вести самостоятельный поиск информации.

        На сегодня актуальной проблемой остается использование новых информационных технологий (новейших методик и приемов, основанных на использовании компьютерных, аудио- и видео технических средств) в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений по предметам естественно - научного цикла.

     В условиях информатизации возникают противоречия между непрерывным ростом объема информации и недостаточной его структурированностью, ростом информационных потребностей педагогов и их умения работы на компьютере. А между тем возможности применения  компьютера и компьютерных технологий на уроках биологии, во внеклассной и внеурочной деятельности неограниченны. Компьютер может быть применен на различных этапах урока. Его использование как средства обучения на уроках биологии позволяет повысить интерес учащихся к предмету, реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения, сместить акцент  деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу.

        Незаменимым помощником оказывается компьютер для педагога в плане подготовки тематического планирования по предмету, планов уроков. Причем  ежегодно необходима, только корректировка имеющейся информации, ее изменение и дополнение.

     Использование текстовых процессоров и графических редакторов дает возможность подготовки разнообразных дидактических материалов: справочной информации для учащихся, разно уровневых карточек-заданий, тестов  с выбором ответа и т.д.

        В арсенале  в настоящее время имеются разнообразные обучающие, имитационные, моделирующие, контролирующие программы по биологии. Овладение преподавателем имитационными и моделирующими обучающими программами позволит внедрить на уроке биологии компьютерный эксперимент, показывающий процесс в его развитии

    Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Она содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями.

        Преподаватель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен и нехватки времени для «хождения» по магазинам, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который педагог может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета.

      Овладение педагогом биологии возможностями Интернета позволит привлекать к урокам-лекциям дополнительный иллюстративный материал. А использование интерактивной мультимедийной программы на уроке помимо видеоизображения обеспечит его звуковое оформление и даже анимацию, работа с мультимедийными энциклопедиями, мультимедийными путеводителями по объектам природы, электронными учебниками, которые в большом количестве присутствуют в Интернете. Кроме всего прочего Интернет дает возможность повышения уровня методической подготовки преподавателя через периодическую печать («Первое сентября», «Школьный калейдоскоп», «Правда об образовании» и др.), где публикуются электронные версии избранных учебных и методических материалов.

   При работе с Интернетом с электронной почтой, можно организовывать участие учащихся в телекоммуникационных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах, конкурсах, дистанционных курсах по биологии.

      Под Интернет – технологиями, видимо, следует понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг Сети.

Информационное общество создает новые условия для развития образования, обращение к         Интернет-ресурсам открывает большие возможности, ставя новые задачи. Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому педагогу строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернет. Использование Интернет - технологий требует от педагога предметника изменения компонентов его профессиональной деятельности, его позиция становится здесь решающей. Современный педагог  сегодня становится организатором процесса получения знаний с использованием современных информационных технологий, способствуя самообразованию и самореализации учащихся.

  При пользовании Интернетом возникает и ряд сложностей.

       Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений, публикуемых в «желтой прессе» и в изобилии появляющихся в Интернете, - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи.

 Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественнонаучного направления – больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. Наконец, значительное количество информации, представленной на страницах Интернета, посвященных биологии, собрано в той же сети или скопировано из печатных изданий.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники – их стоит проверить.

     Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых – узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать с сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию.

    В-вторых, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть.

     Для удобства работы с Интернетом создан  каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся своими находками.  Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывается на доске адреса соответствующих сайтов.

     По каждой теме курса биологии подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенах кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий.

Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь – русскоязычные), я разделила их на несколько групп.

     По страницам периодической печати Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для педагога.

«Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.

Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.

Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.

Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.

     В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и преподавателя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

    Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...

Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

Статья " Работа с цифровым микроскопом на уроках биологии".

Цифровой микроскоп на уроках бмологии .Сочета работу цифрого и светового имкроскопа можно лабораторную работу сделать интерсной и зрелищной....

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при помощи игры"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна п...

Статья по теме: «Интернет-ресурсы как средство повышения эффективности процесса обучения»

В статье рассматривается классификация интернет-ресурсов. Возможности их использования на уроках химии. Преимущества использования интернет-ресурсов в процессе обучения. Предложены ссылки на некоторые...

Доклад на тему: Интернет ресурсы в практике учителя физики

Доклад на тему: Интернет ресурсы в практике учителя физики...