Оценка уровня школьной мотивации (вывод в виде диаграммы)
тест по биологии (8, 9 класс) на тему

Платонова Анна Владимировна

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_uchebe.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная мотивация школьников.

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  школьников, их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса. В  настоящее  время  мотивация  как  психическое  явление  трактуется  по-разному. Но в основном  психологи  группируются  вокруг  следующих  точек  зрения  на  мотив: как  на  побуждение, на потребность, на  цель, на  намерение, на  свойства  личности, на  состояния.

Таким  образом, в  понимании  сущности мотивации  и  её  роли  нет  единства  взглядов. Выход  из  создавшегося  положения  видится  в  том, чтобы  рассматривать  мотивацию как  динамический  процесс формирования  мотива.

Мотивационная  сфера  учения  определяется:

- характером  и  сформированностью  компонентов  учебно-познавательной  деятельности;

- взаимодействием ученика  с  учителем  и одноклассниками;

- смыслом  для  каждого  ученика;

- характеристиками мотивов учения;

- зрелостью целей;

- особенностями эмоций;

- наличием познавательного  интереса.

М.Лусканова выделяет следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации :

Личностный смысл  учения.

Определяют  его  как  внутреннее  отношение  школьника  к учению. Постижение  смысла    учения  не  происходит  автоматически, его  надо  формировать  в  процессе усвоения знаний. Для ребят личностный смысл учения определяется  системой   их  идеалов, ценностей  общества, семьи.  Смысл  учения  включает: осознание  его значимости, нравственные  ценности семьи, его  окружения,  уровень  притязаний  ребёнка, его   самооценку.

Виды  мотивов  учения.

Существует  несколько  вариантов  классификации  мотивов. Мотивы  подразделяются на :  социальные  и  познавательные.

  1. Социальные  мотивы – побуждения, связанные с  различным  взаимодействием  учащихся  с  другими  субъектами  обучения.

- Широкие  социальные мотивы – стремление  получать  знания, чтобы  быть  полезным  отечеству.

- Узкие – стремление  занять  определённое  место  среди  других (престиж, социальное  одобрение). Социальные -  сотрудничество с учителем и учащимися .

  1. Познавательные  мотивы – побуждения, связанные  с  содержанием  и  процессом  учебной  деятельности.

- Общие – ориентируют  на  овладение  новыми  знаниями  (факты, законы  и  т.п.).

- Предметные – интерес  к  организации  учебного  труда.

Содержательной характеристикой мотива является личностный  смысл, действенность, самостоятельность проявления  мотива, осознанность  мотива. Динамическая  характеристика  мотивов: устойчивость, эмоциональная  окраска, сила  выраженности, быстрота  возникновения.

Другой   вариант  классификации  мотивов  характеризует  отношение  к  самой  деятельности. Это  внешняя  и  внутренняя  мотивация. Для  формирования  внешней  мотивации  используется  целый  ряд  приёмов   и  средств  обучения, способствующий развитию   интереса к обучению. Внешние мотивы делятся на:

- общественные (сделать добро, мотивы долга и обязанности);

- личностные  (работа ради оценки, самоутверждения, благополучия – для избежания неприятностей)

Формирование  внутренней  мотивации – проблема  более  сложная, но  именно этот процесс  создаёт  основу  для  успешного  продвижения  от  незнания  к  знанию. Психологи  выделяют  четыре  вида  внутренней  мотивации:

- мотив  по  результату.

- мотив  по  процессу.

- мотив  на  оценку.

- мотив  на  избежание  неприятностей.

Наиболее  значимы  первые  два  вида. Если  используемые  учителем  технологии  создают  условия  для  личной  заинтересованности  ученика  не  только  в  конечном результате, но  и  в  самом  процессе  его  достижения, и          эта деятельность  личностно значима  для  ученика, то  есть  все  основания  утверждать, что  таким  образом  будет  формироваться  внутренняя  мотивация.

Целеполагание.

Реализация   мотивов  во  многом  зависит  от  того , умеют  ли  школьники  ставить  цели  и  достигать  их. Умение  ставить  цель – показатель  зрелости  мотивационной  сферы. Эта способность  в  будущем  составит  успешность профессиональной  деятельности.

Реализация мотива  в поведении.

Школьник   с  внутренним  мотивом  с  удовольствием   работает  над  основанием  учебных  предметов, активно  ищет  дополнительные  знания.

Эмоциональный  компонент.

Главная  его  характеристика – переживания  школьников, эмоциональное  отношение.

Положительные  эмоции  могут  быть  связаны  со  школой  в  целом  и  пребывание  в  ней, обусловлены    равными взаимоотношениями  с   учителями  и   одноклассниками, отсутствием   конфликтов, с  успешностью  в  учёбе, с  радостью  преодоления  трудностей, удовлетворение  от  справедливой  оценки  и т.д. Всё  это  усиливает  внутреннюю   мотивацию. Роль  эмоционального  комфорта  важна, если  у  ученика  сложилась  стрессовая ситуация  длительного неуспеха, порождающего   постоянную  тревожность.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости

Анкета:

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет

Проанализировав данные анкеты за 2016 г параллели 8-х классов и за 2017г. Параллели 9-х классов, пришла к выводу, что уровень школьной мотивации возрастает. Результату представлены на диаграмме:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты анкетирования по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой .

Результаты анкетирования по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой ....

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой)

Анкета для оценки уровня школьной мотивации  (методика  Н. Г. Лускановой)...

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой...

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающ...

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой....