Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Комарова Татьяна Владимировна

Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной системы человеческого организма могли понимать важность в сохранении собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_gigiena_dyhaniya.docx31.87 КБ
Файл tehkarta_uroka_opora_i_dvizhenie.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «обобщающие уроки по курсу биологии 8 класс»

Тема

Дыхание

Цель темы

Сформировать представление о дыхании, необходимости кислорода для организма

человека.

Изучить строение органов дыхания.

Рассмотреть газообмен в лёгких и тканях и проследить взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Понять механизм дыхательных движений.

Проследить заболевания органов дыхания, их профилактику, гигиену органов дыхания.

 

Основное содержание темы

Содержание темы включает: понятие о дыхании, особенности строения органов дыхания, газообмен в лёгких и тканях, механизм дыхательных движений,

их регуляция, обобщение «экология дыхания»

Тема урока

Экология дыхания

Цели

Формировать преставление о здоровом образе жизни. Показать учащимся

взаимосвязь экологических характеристик жилого помещения с развитием

заболеваний органов дыхания. Выделить правила гигиены органов дыхания.

Возбудить интерес к сохранению своего здоровья,

 убедить учащихся об ответственности за свои поступки.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы включает: выяснение факторов негативного влияния на органы дыхания;

формулирование правил гигиены дыхания.

Медицинская экология, адаптация, экологическая медицина, бронхит, пневмония, туберкулёз, аллергия, бронхиальная астма, грипп, ОРЗ, никотин.

Планируемый результат

Личностные умения

-проявление эмоционально-ценностного к проблеме экологии дыхания;

-проявление творческого отношения к процессу создания презентации по темам: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхательной системы.

Метапредметные умения

а) познавательные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать приобретённые знания при создании презентации.

б) регулятивные: умение применять знания о гигиене

органов дыхания в личной гигиене, сознавать о вреде

курения, о сохранении микроклимата, помещения и его

чистоте.

в) коммуникативные: умение формулировать правила

гигиены дыхания, умение взаимодействовать друг с другом,

работая в группах по обобщению вопросов гигиены дыхания,

умение адекватно использовать речевые средства для

представления результата.

Предметные умения

- использование знаний о физиологии органов дыхания для составления правил гигиены органов дыхания.

                 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи   

Чтение текстов и использование материала из программы ОБЖ.

Темы: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхания.

Ресурсы

Раздаточный материал (тексты: экология квартиры,

микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и

воздух, заболевания органов дыхательной системы),

 карточки-вопросы, видеоматериал, использование

 компьютерных технологий (презентации).

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология изучения темы.

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цели деятельности.

- мотивировать учащихся к

изучению темы;

- стимулировать проявления внутреннего мотива учащихся, желание узнать, что воздействует

на работу органов дыхательной системы.

Ситуативное задание.

Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.

1.Основным источникам кислорода на Земле является процесс?

2.Какова функция кислорода в клетках?

3.Где происходит превращение артериальной крови в

венозную?

4.Какова роль гемоглобина в процессе газообмена?

5.Чем опасен угарный газ?

Планируемый результат

Личностный:

- проявление интереса учащихся в понимании ценности здорового образа жизни в аспекте функционирования и значения органов дыхания человека.

6.Что оказывает влияния на деятельность дыхательного центра?

7.Почему важно увлажнение поступающего в лёгкие воздуха?

8.На эти вопросы учащиеся могут ответить, используя знания и

материалы раннее изученных тем.

9.Что может увеличить ЖЕЛ?

10.Могут ли стены жилых домов быть источникам загрязнения

воздуха?

11.Какое влияние на здоровье оказывает ионизация воздуха?

12.Чем опасен для здоровья хронический бронхит?

Вопросы №8,10,11,12 являются проблемными и ответы на них будут показаны в течение урока.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Блок А.  Работа с видеоматериалом,

знакомство со статистикой заболеваемости.

Цель деятельности.

- показать учащимся состояние

  воздуха в мегаполисе;

- познакомить со статистикой      заболеваемости детей

 дошкольного и школьного

 возраста.

Учебные задания.

Просмотр видеофрагмента «Воздух в мегаполисе» и слайды, на которых показаны заболевания, их частота регистрации по

годам у детей дошкольного и школьного возрастов.

После просмотра видеоряда учащимся задаются вопросы.

  1. Какие заболевания дыхательной системы чаще

 встречаются у детей дошкольного возраста?

  1. Какие заболевания дыхательной системы чаще

встречаются у детей школьного возраста?

  1. Можно выделить причину такой разницы?

Планируемый результат

Познавательный:

- учащиеся видят задымленность воздуха промышленными газами в городе;

- узнают какие заболевания часто встречаются у детей разных возрастов.

Регулятивный:

- умения учащихся анализировать увиденное,  - умение объяснить различие в показателях диаграммы статистики заболеваний.

Блок Б. Работа с терминами и определениями.

Цель деятельности.

- научить учащихся понимать смысл предметной терминологии на основе смыслового анализа отдельных терминов; формулировать определения терминов;

- самостоятельно формулировать цель урока, и его смысловые линии, находить личностные смыслы при изучении предлагаемого материала.

Учебные задания.

Тема нашего урока «Экология дыхания».

Как вы понимаете эти слова? Ответ обоснуйте.

Учащиеся читают определения терминов: медицинская экология, адаптация, экологическая медицина(см. приложение 2).

Рассмотреть схему «Отрицательно воздействие антропогенных факторов» (см. приложение3).

Формулируют цель урока, его смысловые линии, определяют личностную мотивацию к изучению предложенной темы.

Планируемый результат

Познавательный:

- умение объяснять различие в определениях терминов: медицинская экология, адаптация, экологическая медицина;

Регулятивные:

- умение использовать свои знания об адаптации;

Коммуникативные:

- умение формулировать значения терминов, выделять антропогенные факторы отрицательно воздействующие на организм.

Блок В. Работа с материалом урока.

           Цель деятельности.

- показать учащимся факторы, негативно влияющие на состояние органов дыхательной системы, с помощью подготовленных текстов: экология квартиры,  микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхательной системы.

- вызвать у учащихся желание выделить и сформировать правила гигиены органов дыхания и правила поведения в условиях жизни.

Учебные задания.

Цели урока: 1. Выяснить какие факторы негативно влияют на

                          органы дыхательной системы.

                      2. Сформулировать правила гигиены дыхания.

Учащимся предлагается ознакомиться с учебными текстами по теме урока.

Формулировки названий текстов представляют формулировки соответствующих проблем. Учащимся предлагается разделиться на группы по интересующим их проблемам.

Поучается 5 групп. Работа в группах предполагает заполнение таблицы и формулировку гигиенических правил и их презентацию на листе ватмана.

Учащиеся индивидуально работают с материалом (информация) тексты: - экология квартиры,

                                       - микроклимат жилища,

                                       - воздух окружающей среды;

                                       - растения и воздух;

                                       - заболевания органов дыхательной

                                         системы.

(см. приложения 4)

Затем учащиеся разбиваются на группы (5 групп) в соответствии с темами текстов.

В тетради чертят таблицу, которую заполняют по ходу работы со своим материалом.

Факторы

Правила гигиены

Планируемый результат

Познавательный:

- учащиеся понимают как могут воздействовать строительные материалы, состояние микроклимата жилья, состав воздуха окружающей среды города на состояние органов дыхания;

- знакомятся с заболеваниями органов дыхания.

Регулятивные:

- умение учащихся работать с текстами, выделять главное (факторы, негативно влияющие на дыхание) и формулировать выводы (правила гигиены органов дыхания).

Коммуникативные:

- умение учащихся в группах объединить наработанный материал  и записать общие правила гигиены органов дыхания по своей теме материала.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цели деятельности.

- вызвать интерес к сохранению своего здоровья;

- содействовать развитию навыка работы с текстом и формированию навыка устной речи;

- научить планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

- представлять результат своей деятельности.

Варианты задания.

Представление учащимися своих презентаций (составленные правила гигиены органов дыхания в контексте со своей темой: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхательной системы).

Сравнить сформулированные учащимися правила гигиены органов дыхания с правилами специалистов (врачей-гигиенистов и инфекционистов).

Правила гигиены органов дыхательной системы

  • Строить из экологически чистого материала.
  • Мыть полы.
  • Проветривать комнаты.
  • Вытирать пыль.
  • Не закрывать вентиляционные отверстия.
  • Приобретать бытовые приборы для очищения воздуха.
  • Не курить.
  • Выращивать комнатные растения.

Планируемый результат

Личностный:

- творческое отношение к процессу создания презентации;

Познавательный:

- представление учащимися о здоровом образе жизни;

Предметный:

- умение выбирать главное из выданной информации и использовать в создании правил гигиены органов дыхания;

Регулятивный:

-умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативный:

- умение работать согласованно в группах;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности.

- научить учащихся соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценить результат своей деятельности, оценить результат учебной деятельности.

Самоанализ ученика.

Закончить предложения.

Для меня важно знать правила гигиены органов дыхания, потому что…

Чтобы сохранить здоровые органы дыхания моего организма, мне нужно …

Самооценка ученика.

Закончить предложение.

Я доволен (льна)…(очень, не очень) своим вкладом в приготовлении презентации.

Результат деятельности.

Заполняется учителем.

Цели деятельности.

- соотнести полученный результат с поставленными целями;

- оценить результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка

учителя.

Цели темы:

- сформировать представления о здоровом образе жизни, изучить правила гигиены органов дыхания;

- возбудить интерес к сохранению здоровыми органы дыхания своего организма;

- развить у учащихся произвольное внимание, умение анализировать, делать выводы;

- научить использовать приобретённые умения при создании презентации.

Планируемые ключевые умения темы

Личностные:

- проявление позитивного отношения к процессу создания презентации.

Познавательные:

- умение использовать приобретённые знания при создании презентации.

Регулятивные:

- умение соотносить учебные действия с известными знаниями.

Предметные:

- умение писать правила гигиены.

Результат деятельности.

Заполняется учителем по окончании изучения темы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта «обобщающие уроки по курсу биологии 8 класс».

Тема

Опора и движение

Цели темы

Познакомить с аппаратом опоры и движения и выделить его значения.

Изучить строение скелета человека, выделить особенности скелета всвязи с прямохождением и трудовой деятельностью.

Показать строение и свойства костей.

Изучить типы соединения костей в скелете.

Сформировать знания о первой помощи (правила действий) при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Изучить строение мышц и их работу.

Раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлексивный принцип координации движения.

Показать значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения, роль двигательной активности.

Основное содержание темы

Содержание темы включает:

- аппарат опоры и движения, его значения, скелет человека;

- строение и свойства костей;

- типы соединения костей;

- первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей;

- мышцы, их строение и функции;

- работа мышц;

- обобщение «Движение – это жизнь».

Тема урока

Движение – это жизнь.

Цели

Формировать представление о здоровом образе жизни.

Показать учащимся взаимосвязь активной физической деятельности человека, его здоровья от физических упражнений, правильно сформированной осанки и тренировки мышц.

Возбудить интерес к сохранению своего здоровья, убедить учащихся об ответственности за свои поступки.

Основное содержание темы,

Термины и понятия

Содержание темы включает: выяснение роли движения в гармоничном развитии человека; значение физических упражнений; формулирование правил гигиены опорно-двигательной системы.

Гиподинамия, осанка, искривление позвоночника, дистрофия, физическая форма.

Планируемый результат

Личностные умения.

- проявление эмоционально-ценостного отношения к проблеме активная физическая деятельность и гармоничное развитие человека;

- проявление творческого отношения к процессу формулирования решений к поставленным ситуациям про осанку, искривление позвоночника, плоскостопия.

Метапредметные умения.

а) познавательные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать приобретенные знания при формулировании выводов.

б) регулятивные: умение применять знания о гигиене опорно-двигательной системы в личной гигиене, сознавать о вреде малоподвижного образа жизни.

в) коммуникативные: умение формулировать свои выводы на поставленные ситуации про осанку, искривление позвоночника, развития плоскостопия; умение взаимодействовать друг с другом, работая в группах при обсуждениях и формулировании ответов на поставленные вопросы.

Предметные умения.

- использование знаний о строении и свойствах костей, физиология механизма сокращения мышечного волокна, о значении нагрузки на мышцы при работе, типах соединений костей в скелете для формулирования принятых решений на заданные ситуации и составление правил гигиены опорно-двигательного аппарата.

Организация образовательного пространства.

Межпредметные связи.

Чтение текстов и использование материала по оказанию доврачебной помощь, знания физических законов в объяснении работы мышц.

Ресурсы.

Раздаточный материал (тексты с ситуациями про неправильную осанку, искривление позвоночника, развитие плоскостопия), карточки-вопросы, подготовленное сообщение ученика о гиподинамии, лист-текст «Из чего складывается хорошая физическая форма».

Формы работы.

Работа в парах, индивидуальная, групповая.

Технология изучения темы.

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цели деятельности.

- мотивировать учащихся к изучению темы;

- стимулировать проявления внутреннего мотива учащихся, желание узнать, почему важна физическая активность для поддержания здоровья своего организма.

Ситуативное задание.

Учащимся выдаются карточки-вопросы, для работы в парах. Учащиеся совместно в парах отвечают на вопросы.

В-1  1. Какой процесс возникает в мышечных волокнах в ответ на приходящие по нерву импульсы?

        2. Каким образом проявляется возбуждение мышечных волокон?

        3. Какой должна быть частота нервных импульсов для того, чтобы мышца длительное время не расслаблялась?

        4. От чего зависит сила сокращения мышц?

        5. Какие мышцы участвуют в выполнении произвольных движений? Где находятся высшие двигательные центры?

В-2  1. Откуда мышцы получают энергию для сокращения?

        2. Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?

        3. Какие условия работы препятствуют быстрому наступлению усталости?

        4. Почему мышечная деятельность зависит от работы органов пищеварения, дыхания и кровообращения?

        5. Почему активный отдых полезнее пассивного?

Планируемый результат.

Личностный:

- проявление интереса учащихся в понимании зависимости работы мышцы от её силы и тренировки.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Блок А. Ознакомление учащихся с высказываниями

известных личностей о значении физической

деятельности в сохранении здоровья и роли

движения для организма.

Цель деятельности.

- показать учащимся значимость знаний о влиянии физической активности в развитии гармонии организма, сохранении здоровья.

Учебные задания.

На доске слова Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Рассказ учителя и зачитывание высказываний знаменитых личностей о роли движения, учащиеся смотрят в раздаточном материале.

Затем учитель задает учащимся вопросы:

- Что же происходит в организме при физической работе?

- Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

- Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями?

Если у учащихся не получается ответить, предлагается материал (сведения от физиологов, врачей-ортопедов).

Планируемый результат.

Познавательный:

- учащиеся знакомятся с высказываниями известных личностей древнегреческих мыслителей, Л.Н.Толстого, М.В.Ломоносова.

Регулятивный:

- умение анализировать учащимися услышанную информацию;

Предметный:

- понимание значимости тренировок для развития мышечной системы, для работы сердца, поддержания эластичности кровеносных сосудов, улучшения координации деятельности органов со стороны центральной нервной системы.

Блок Б. Заслушивание учащимися сообщения

о гиподинамии, подготовленного одноклассником.

Цель деятельности.

- показать учащимся к чему может привести малая двигательная активность.

Учебные задания.

Прослушивание сообщения «Гиподинамия».

Планируемый результат.

Познавательный:

- приобретение знаний о малоподвижном образе жизни (гиподинамии) о её влиянии на организм;

Регулятивный:

- делать для себя выводы о влиянии гиподинамии;

Коммуникативный:

- умение выслушивать сверстника, не перебивать, не мешать рассказу.

Блок В. Работа с материалом урока.

Цель деятельности.

- дать учащимся самим доказать, что двигательная активность имеет большое значение в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы

Учебные задания.

Вниманию класса предлагаются описания ситуаций, в которых имеются сведения о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата у подростков. К каждой ситуации предлагается несколько вопросов. Учащиеся организуются в обсуждение проблемы по группам (темы: ситуация 1 – неправильная осанка, ситуация 2 – неправильная походка, ситуация 3 – искривление позвоночника, ситуация 4 - плоскостопие).

Планируемый результат.

Познавательный:

- учащиеся понимают значение правильной осанки, походки для здоровья человека;

- знакомятся с причинами искривления позвоночника;

Регулятивный:

- умение учащихся анализировать ситуацию, принимать решение;

Коммуникативный:

- умение обсуждать  группе поставленную ситуацию, совместно единственный ответ на вопрос.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная

деятельность.

Цели деятельности.

- вызвать интерес к сохранению своего здоровья;

- содействовать развитию навыка анализа поставленной ситуации и формирование вывода-решения;

-представить результат своей деятельности.

Варианты задания.

Учащиеся зачитывают свои ситуации и отвечают на поставленные вопросы.

Ответственный от группы записывает на доске правила гигиены опорно-двигательного аппарата.

Затем сравнивают с правилами специалистов.

  1. Соблюдать осанку.
  2. Носить удобную, правильно подобранную обувь.
  3. Делать массаж спины и стоп.
  4. Выполнять физические упражнения.
  5. По возможности бегать 2 раза в неделю.
  6. Соблюдать правильное сбалансированное питание.
  7. Активно отдыхать, игры на свежем воздухе.
  8. Не курить, не употреблять алкоголь.

Планируемый результат.

Личностный:

- проявление ценностного отношения  к сохранению здоровым опорно-двигательный аппарат;

Познавательный:

- представление учащимся о здоровом образе жизни;

Предметный:

- умение выбрать главное решение из заданной ситуации об осанке, нагрузке на позвоночник, о развитии плоскостопия использовать в создании правил гигиены опорно-двигательного аппарата;

Регулятивный:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативный:

- умение работать согласованно в группе и в паре;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности.

- научить учащихся соотносить полученный результат с поставленной ситуативной задачей;

- оценить результат своей деятельности, оценить результат учебной деятельности.

Самоанализ ученика.

Закончить предложения.

Для меня важно знать влияние физической активности на опорно-двигательный аппарат, потому что …

Чтобы сохранить здоровым организм мне нужно …

Самооценка ученика.

Закончить предложение.

Я доволен(льна)…своим вкладом в принятие решения группой на поставленную ситуативную задачу.

Результат деятельности.

Заполняется учителем.

Цели деятельности.

- соотнести полученный результат с поставленными целями;

- оценить результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка

учителя.

Цели темы:

- сформировать представления о здоровом образе жизни;

- показать зависимость физической активности человека и его здоровья от физических упражнений, правильной осанки, правильно тренированных мышц;

- возбудить интерес к сохранению здоровым свой опорно-двигательный аппарат;

- развить у учащихся произвольное внимание, умение анализировать, делать выводы;

- научить использовать приобретённые умения при создании правил гигиены опорно-двигательного аппарата и формулирование решений на поставленные задачи-ситуации.

Планируемые ключевые умения темы

Личностные:

- проявление позитивного отношения к процессу создания правил гигиены и обработки решения.

Познавательные:

-умения использовать знания при формулировке решения и ответов на заданную ситуацию.

Регулятивные:

- умение соотносить учебные действия с известными знаниями.

Предметные:

- умение писать правила гигиены.

Результат деятельности.

Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка. Обобщающий урок по теме "Класс птиц"

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс Задачи:обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц‚ их поведении‚ многообразии и развитии;развивать познавательную активность ...

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...

Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)

Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...

Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»

Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"

Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе  по биологии"...