урок биологии 7 класс. Тема Членистоногие
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок по теме Членистоногии в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologi_7_klass._chlenistonogie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии урока в 7 классе

с использованием

современных образовательных технологий

Тема

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Цель

Формирование знаний учащихся о представителях   типа Членистоногие , класс Ракообразные.

Задачи

Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения типа Членистоногие, класса Ракообразные.

Формировать умение наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных.

Развивать умения практической деятельности на уроке.

Воспитывать бережного отношения к живой природе.

Определить значение типа Членистоногие в природе  и жизни человека.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает изучение многообразия типа Членистоногие, особенности внутреннего строения класса Ракообразные.

Хитин, головогрудь, брюшко, антеннулы, фасеточные глаза, половой диморфизм, зеленые железы, статолиты.

Планируемые результаты

Личностные

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- убеждение возможности познания природы, отношение к биологии как элементу общечеловеческой культуры.

Метапредметные

Познавательные:

- умение вести наблюдение;

- умение сравнивать изучаемые объекты.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-умение сравнивать свой результат деятельности с эталоном.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные

-умение характеризовать особенности строения класса Ракообразные;

-умение распознавать представителей типа Членистоногих;

-знать представителей типа Членистоногих, обитающих не территории Курганской области.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Природоведение 5 класс «Среда обитания организмов»

Мультимедийный проектор (интерактивная доска), коллекция насекомых, натуральный объект – речной рак, лупа.

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цели деятельности

Организационный момент. 

Планируемый результат

 -актуализация имеющихся зананий имеющиеся знания о животном мире;

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

вас видеть сегодня на уроке. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и интересным царством беспозвоночных животных.

Создание проблемной ситуации.

Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.


Нашел укрытие в цветке 
И в восемь глаз глядит, 
Заметив муху на листке, 
К ней в восемь ног спешит. 
Его собратья сети ткут - 
Тончайшая работа. 
А он, как волк: то там, то тут - 
На мух идет охота! 
(Бродячий паук – паук – волк.) 

Пауки относятся к типу Членистоногие. С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

-умение на основе жизненного опыта решать поставленную проблему

Коммуникативный:

-владение определенными нормами общения

II этап

Цели деятельности

Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Планируемый результат

научить школьников:

формулирование понятий: Хитин, головогрудь, брюшко, антеннулы, фасеточные глаза, половой диморфизм, зеленые железы, статолиты.

составление: описание речного рака;

объяснение: принадлежность исследованного ракообразного к типу членистоногих

На демонстрационном столе представитель типа Членистоногих (речной рак).

Назовите данного представителя?

Как высчитаете, почему так называется данная группа животных?

Что вы можете сказать о данном типе животных, глядя на речного рака?

Составьте интеллект-карту внешнего строения речного рака, при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»

Алгоритм работы:

  1. Рассмотрите внешний вид речного рака или рисунок перед вами. Ответьте на вопросы: какую форму тела имеет это животное? Каковы его размеры? 
    2. Из скольких отделов состоит тело речного рака? Назовите их . Названия отделов запишите в таблицу. 
    3. Рассмотрите органы головогруди: две пары усиков (коротких и длинных), одна пара сложных глаз, сидящих на коротких стебельках, и др. 
    4. Найдите ходильные ноги. Сколько их? Обратите внимание на их членистое строение. Какая пара ног имеет клешни? Какое значение имеют эти ноги в жизни речного рака? 
    5. Рассмотрите брюшко, убедитесь ,что оно членистое. Посчитайте, сколько их. 
    6.Сделайте вывод о принадлежности исследованного ракообразного к типу членистоногих.

Сообщение ученика на тему «Представители типа Членистоногих, обитающих не территории Курганской области» (презентация).

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать определение основным понятиям темы.

III этап

Цели деятельности

Диагностика качества освоения темы

Планируемый результат

Цель – установить степень усвоения темы «Тип членистоногие. Класс Ракообразные»

Варианты заданий: 

Задание 1. (репродуктивный уровень).

Тест «Проверь себя»

  1. Рак дышит жабрами (Да).
  2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
  3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).
  4. У рака простые глаза (Нет).
  5. Раки – растительноядные (Нет).
  6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
  7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).
  8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
  9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
  10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

Задание 2. (частично-поисковый уровень).

Дополните план рассказа об общей  характеристике типа Членистоногих опираясь на учебник.

Тип насчитывает…(более 1 млн. видов). Он включает следующие классы:…(Ракообразные, Паукообразные, Насекомые). Представители типа занимают такие среды обитания, как…( наземная, водная, почвенная, наземно-воздушная, внутренняя). Тело разделено на…(головогрудь, брюшко). Покров …(хитиновый). Функции покровов…(наружный скелет, защита). Органы чувств:….(зрение – глаза, обоняние – усики, осязание   - усики). Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обитания: …(хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств).

Задание 3. (эвристический  уровень).

-У членистоногих от 3 до 10  и более пар ног. Решите, какие же из животных более древние- те, у которых ног много или те, у которых их меньшее число? Ответ поясните.

-Членистоногие – мелкие животные. Самые крупные из них – некоторые из морских раков – имеют тело примерно такое же, как туловище кошки или зайца. Остальное – их длинные ноги. Почему среди членистоногих не было и нет таких крупных животных, как слон, или хотя бы как собака?

Личностный:

- ответственное отношение к процессу выбора и выполнения заданий;

Познавательный:

- умение использовать полученные знания при выполнении заданий;

Коммуникативный: 

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- оценивать результат своей деятельности;

Самоанализ

I. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Домашнее задание: стр.143-150 прочитать, составить кроссворд на тему «Членистоногие»

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачет по биологии 7 класс, тема: "Членистоногие"

зачет  по биологии 7  класс, тема: "Членистоногие"...

Урок биологии по теме «Тип Членистоногие. Обобщение» 7 класс

Данный урок состоит из девяти основных этапов, на каждом из которых ведётся работа по максимальному  включению учащихся  в учебный процесс.        Урок нач...

Презентация к уроку биологии по теме «Тип Членистоногие. Обобщение» 7 класс

Слайды презентации заставляют учащихся думать, искать ответы на предложенные задания, учат обобщать, делать выводы. В результате коллективного проблемного поиска дети вспоминают и систематизируют приз...

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Урок-игра по теме "Членистоногие" в 7 классе.

Данную  презентацию можно использовать на уроке обощения или проверки знаний по теме: "Членистоногие". В ходе урока предполагается работа по группам, прилагается протокол урока, который заполняют...

Презентация по биологии на тему "Членистоногие" 7 класс

Многообразие видовСтроениеВнутреннее строениеРазмножениеКровеносная системаНервная системаПроисхождениеОбитание...

Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.

презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....