Главные вкладки

    Проверочная работа по теме «Биосфера – глобальная экосистема» 11 класс (базовый уровень)
    методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

    Файзулина Анастасия Андреевна

    Тестовые задания и вопросы со свободным ответом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proverochnaya_rabota_po_teme_biosfera_biologiya_11_klass.docx24.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проверочная работа по теме «Биосфера – глобальная экосистема» 11 класс (базовый уровень)

    Вариант 1

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

    а) 77 км;
    б) 12,5 км,
    в) 10 км;
    г) 2 км.

    4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6. Живое вещество – это:

    а) совокупность всех растений биосферы;
    б) совокупность всех животных биосферы;
    в) совокупность всех живых организмов биосферы;
    г) нет правильного ответа.

    7. К косному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО
    2 и выделять в атмосферу О2;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

    а) да;
    б) нет.

    10. Ноосфера – это:

    а) сфера прошлой жизни;
    б) сфера разумной жизни;
    в) сфера будущей жизни;
    г) правильного ответа нет.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

    2. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

    3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

    4. Что такое почва? Какой ,бы вы опыт поставили, чтобы доказать наличие в почве воды?

    5. Какое значение имеет азот в жизни растений?

    6. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

    Проверочная работа по теме «Биосфера – глобальная экосистема» 11 класс

    Вариант 2

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Биосфера – это:

    а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
    г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

    2. Термин «биосфера» был предложен:

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) В.И. Вернадским;
    в) Э.Зюссом;
    г) Э.Леруа.

    3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

    а) 1 км;
    б) 2 км;
    в) 10 км;
    г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

    4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) концентрация соли свыше 270 г/л;
    в) отсутствие элементов минерального питания;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

    а) жизнь; 
    б) биомасса;
    в) живое вещество;
    г) правильного ответа нет.

    7. К биокосному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО
    2 и выделять в атмосферу О2;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

    а) да;
    б) нет.

    10. Эжен Леруа:

    а) создал учение о биосфере;
    б) предложил термин «биосфера»;
    в) предложил термин «ноосфера»;
    г) был другом В.И. Вернадского.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

    2. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

    3. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

    4. Какое значение имеет калий в жизни растений?

    5. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

    6. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

    Проверочная работа по теме «Биосфера – глобальная экосистема» 11 класс

    Вариант 3

    Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

    1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

    а) гидросфера;
    б) литосфера;
    в) атмосфера;
    г) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

    а) Ж.-Б. Ламарком;
    б) Ч.Дарвином;
    в) Э.Зюссом;
    г) правильного ответа нет.

    3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

    а) 100–200 м;
    б) 1–2 км;
    в) 3–4 км;
    г) 100–200 км.

    4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

    а) планктон;
    б) нектон;
    в) бентос;
    г) нейстон.

    5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

    а) отсутствие воды в жидкой фазе;
    б) отсутствие элементов минерального питания;
    в) неблагоприятный температурный режим;
    г) все перечисленные условия.

    6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

    а) косное вещество;
    б) биокосное вещество;
    в) живое вещество;
    г) биогенное вещество.

    7. К биогенному веществу биосферы относятся:

    а) нефть, каменный уголь, известняк;
    б) вода, почва;
    в) гранит, базальт;
    г) растения, животные, бактерии, грибы.

    8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

    а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
    б) зеленых растений использовать СО
    2 и выделять в атмосферу О2;
    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

    9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

    а) да;
    б) нет.

    10. Учение о ноосфере было разработано:

    а) В.И. Вернадским;
    б) Э.Леруа;
    в) П.Тейаром-де-Шарденом;
    г) все ответы верны.

    Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

    1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

    2. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

    3. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

    4. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

    5. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

    6. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

    Ответы

    Вариант 1

    Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

    1.Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

    2.Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

    3.Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат.)

    4.Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

    5.Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.)

    6. Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)\

    Вариант 2

    Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

    1 Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.)

    2 Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

    Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

    3 Биогенное – вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк.)

    4 Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.)

    5 Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

    (Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.)

    Вариант 3

    Ответы: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – г.

    1.В.И. Вернадский.

    2.Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики.)

    3.С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.)

    4.Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс.)

    5.Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% – консументы.)

    (Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, – почва.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по теме "Биосфера"

    Предлагаемая работа может быть использована в завершении темы "Биосфера". Проверочная работа построена по принципу биологического диктанта, в котором необходимо дописать недостающие слова....

    Контрольная работа за I полугодие в 10 классе (базовый уровень)

    Контрольная работа за I полугодие в 10 классе (базовый уровень) в двух вариантах...

    Проверочная работа по теме "Сравнение металлов" 11 класс,базовый уровень

    Проверочная работа по теме "Сравнение металлов" 11 класс,базовый уровень...

    Проверочная работа "Азотсодержащие органические соединения" химия 11 класс базовый уровень

    6 вариантов тестовой проверочной работы. Задания с выбором одного правильного ответа, цепочка превращений, определение названия предложенного вещества по его формуле и характеристика химических свойст...

    Программа дополнительного образования по курсу «Подготовка к Всероссийским проверочным работам» для обучения учащихся 7-х классов (базовый уровень)

    В настоящее время обязательной оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в основной школе в 7-х классах являются Всероссийские проверочные работы по английскому языку....

    Программа дополнительного образования по курсу «Подготовка к Всероссийским проверочным работам» для обучения учащихся 7-х классов (базовый уровень)

    Преподавание курса английского языка «Подготовка к Всероссийским проверочным работам» в 7-х классах ведется по пособию Е. Р. Ватсона «Всероссийская проверочная работа. Английский язы...