Урок биологии по теме: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Писарева Наталья Александровна

Занятие по биологии для учащихся 5 класса по теме "Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем". По учебнику "Биология 5-6 класс" авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Писарева Наталья Александровна, учитель биологии МБОУ «ООШ №5» г.Лесосибирска

Технологическая карта занятия по биологии для учащихся 5 класса.

По учебнику «Биология. 5-6 классы» авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова.

Урок №1

Тема:  Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

Цели для ученика

1.Познакомиться с основными методами изучения  живой и неживой природы (наблюдение, опыт, описание, измерение)

2.Научиться выбирать метод в соответствии с поставленной задачей.

3.Познакомиться с лабораторным оборудованием, используемым при изучении объектов живой и неживой природы.

Цели для учителя

Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений  выбирать метод  исследования на основе поставленных задач

Содержательная цель: учащиеся должны знать

  • методы, изучения природы и их особенности;
  • простейшее лабораторное оборудование.

Тип занятия

Урок открытия новых знаний

Форма занятия

Урок с элементами исследования

Работа в группах (5-6 групп)

Опорные понятия, термины

Метод, наблюдение, описание, измерение, измерительные приборы

Новые понятия

 Эксперимент (опыт); лабораторное оборудование

Оборудование: Приложение №1

Формы контроля

Отчет о проведенном исследовании, заполнение рефлексивной карты (Приложение №2)

Домашнее задание

§1, дифференцированное (см. этап «Домашнее задание»)

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Мотивационно-ориентировочный

Демонстрирует слайд, на котором приведены примеры различных методов изучения природы.

-Что объединяет все эти изображения?

- Что помогает людям провести изучения?

(открыть слайд с названиями: оборудование, стул, метод изучения, тетрадь, зеркало)

Выдает рефлексивные карты и просит заполнить таблицу.

Заполните таблицу ,ответив на вопросы, поставьте знаки «+» или «-»    на начало урока

 Поднимите руки те, кто поставил  в каком-нибудь столбце «-»

Определите для себя цели урока. Озвучьте  свои цели.

Внимательно рассматривают изображения на слайде и дают ответ.

Возможный ответ:

На картинках люди изучают природу

Выбирают названия

Возможный ответ:

оборудование, метод изучения

Заполняют рефлексивную карту

2-3 ученика озвучивают свои цели

Проблемный вопрос

Регулятивные

Готовность к принятию учащимися учебной задачи

Организационно-исполнительский

Дает установку на решение учебной задачи:

Вы ученые и находитесь в лаборатории.

Вам предстоит также выбрать оборудование и метод для своего исследования.

На столе у вас листы с заданиями по исследованию объектов. Составьте порядок действий, выберите  необходимое оборудование, проведите исследование и  определите метод, которым вы воспользовались. Для определения метода используйте словарь понятий. (Приложение 4)

Консультирует учащихся по решению учебной задачи

Работают в группах по карточкам (приложение 3)

Карточка №1 – измерение

Карточка №2 – наблюдение

Карточка №3 – экперимент (опыт)

Карточка №4 - описание

Проводят исследования

Оформляют отчет в тетради

Решение исследовательских задач

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Организация работы в группах

Составлен

 план действий, выбрано  необходимое оборудование, проведено исследование   определен используемый метод.

Рефлексивно- оценочный

Организует  представление результатов работы учащихся.

Обсудим  результаты ваших исследований и оформим схему «Методы изучения природы».

Организует работу с рефлексивной картой

Представляют результат работы

Выбирают табличку с названием используемого метода и прикрепляют к схеме.

Заполняют рефлексивную карту.

Выступление перед одноклассниками

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Составлена схема «Методы изучения природы»

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Те учащиеся, кто в конце урока отметил в рефлексионной карте «-», должны прочитать §1 и выполнить задание на стр. 5

Остальные ребята выполняют творческое задание: оформить иллюстрационно-информационную открытку, в которой представить изображение и описание любого животного или растения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Примечание: все лабораторное оборудование размещается на одном столе. Учащиеся должны для решения своей задачи выбрать необходимое оборудование.

Лабораторное оборудование карточки №1

Линейка, сантиметровая лента

Лабораторное оборудование карточки №1

3 термометра,  3 стакана с водой различной температуры

Лабораторное оборудование карточки №2

Стеклянный стакан,  дождевой червь,  почва

Лабораторное оборудование карточки №3

Картофельные чипсы, белый хлеб,  морковь, огурец,  печенье, водный раствор йода, пипетка.

Лабораторное оборудование карточки №3

Сахар, соль , песок, растительное масло, 4 химических стакана с водой, 4 стеклянных палочки.

Лабораторное оборудование карточки №3

Кнопка, скрепка, гвоздь,  перо,  лист бумаги, ластик, магнит

Лабораторное оборудование карточки №4

Картинки с изображением животных (зайца, таракана, собаки, бабочки  и др)

Лабораторное оборудование карточки №4

Несколько комнатных растений.

Приложение 2

Рефлексивная карта

Фамилия имя ученика …………………………………

Могу назвать методы изучения природы

Знаю особенности  каждого метода

Умею выбрать  нужный метод исследования

Могу выбрать нужное оборудование  для исследования

 Начало урока

В конце урока

Приложение 3

Карточка №1

I.Проведите исследование, в ходе которого определите  наименьшее и наибольшее  значение ширины ладони участников вашей группы .

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №1

I.Проведите исследование, в ходе которого определите  разность  значений  температуры воды  в предложенных  стаканах.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №2

Глядя в окно, выясните,  какие изменения в природе происходят осенью в нашей местности.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №2

Задача: Выяснить, как двигается дождевой червь в почве.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №3

I.Даны продукты: картофельные чипсы, белый хлеб,  морковь, огурец,  печенье.  С помощью раствора йода определите продукты, содержащие крахмал.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №3

I.Даны: сахар, соль , песок, растительное масло.  Определите, что растворяется в воде.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №3

I.Даны тела: кнопка, скрепка, гвоздь,  перо,  лист бумаги, ластик. Выясните, какие тела притягиваются к магниту.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №4

I.Составьте описание животного, изображённого на рисунке, по которому ваши  одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Карточка №4

I.Составьте описание комнатного растения, имеющегося в классной комнате, по которому ваши  одноклассники могли бы определить, о каком  растении идет речь.

Оформите отчет по плану:

1. Оборудование (Чем пользуемся?)

2.Цель (Зачем делаем?)

3. Ход работы (Как делаем?)

4. Результаты работы (Что получили или увидели?)

5. Вывод

II. Определите метод, который вы использовали  при проведении исследования (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Приложение 4

Словарь понятий.

Измерение - процесс нахождения значения физической величины опытным путем с помощью измерительных приборов.

Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.

Описание – это перечисление характерных особенностей, признаков и свойств изучаемого объекта

Эксперимент(опыт) – это изучение объекта в специально созданных условиях, которое можно проводить многократно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Урок информатики по теме "Информация вокруг нас" для учащихся 5 класса

Урок является составной часть раздела "Информация". Разработан для учащихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья....

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Урок биологии по теме "Биотические связи в природе", 9 класс

Разработка урока по биологии для 9 класса по теме:  "Биотические связи в природе"...

Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс

Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника....

Урок биологии по теме "Биология - нука о живой природе" (5 класс) ФГОС 2022г

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК И.Н. Пономарёвой "Биология"...