Главные вкладки

    Интегрированный урок по биологии и экологии. Вода- источник жизни
    план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

    Губанова Ирина Михайловна

    Урок по биологии и экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok.docx34.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок биологии и экологии.

    Тема урока: Вода- источник жизни.

    Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

    Задачи

    Донесение информацию о водных ресурсах Саратовской области и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.

    Образовательные: 

    -сформировать знания учащихся о распространении воды в природе, физических свойствах и значении воды  для живых организмов,  об экологических проблемах, связанных с загрязнением  воды.

    -продолжить формирование знаний о распространении воды в природе о роли воды в жизни живых организмов;

     Воспитательные

    -воспитывать  бережное отношение к водным ресурсам,

    продолжить экологическое просвещение школьников, расширив  знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с загрязнением  воды нефтью и нефтепродуктами; 

    -прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, показав  значение  воды в жизни живых организмов;

    -воспитать интерес к учебному предмету.

    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран,  глобус, Музыкальный ряд:

     Песня «Золотая рыбка»

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

    Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

    • Ребята! Сегодня у нас с вам необычный урок, к нам приехали гости давайте поздороваемся. Мы с вами отправимся в путешествие. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:

    Меня пьют,

    Меня льют,

    Всем нужна я,

    Кто такая? (Вода)

    • Это вода. Вода – кровь Земли. Если мы посмотрим на глобус (модель земного шара), то увидим, что больше всего на нем голубого цвета (так обозначается вода).
    • Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
    • Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды на земле очень много. Большая часть нашей планеты - 3/4 покрыта водой.
    • Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Вода обеспечивает перемещение разных веществ по всему организму.
    • 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
    • Но на сегодняшний день стоят экологические проблемы связанные с загрязнением воды
    • — В нашей местности тоже существуют экологические проблемы. Какие это проблемы и  как  их решить мы с вами узнаем   во время нашего путешествия.

    Губанова И.М.

    • Без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Поэтому многие живые организмы прекрасно проживают в воде.
    • Ребята, а вы знаете кто такие живые организмы (Ответ детей)
    • Мы выполним задание на закрепление пройденного материала ,посмотрите на экран, на партах у вас лежат листочки вам надо заполнить таблицу.
    • Какими признаками обладают живые организмы. ( Ответ детей)
    • Сегодня мы отправимся в удивительный мир и совершим таинственное путешествие в подводное царство, где, может быть, встретимся с речными и морскими жителями золотую рыбку встретим.
    • Сегодня мы путешественники-спасатели. Кто такие спасатели? Чем они занимаются? А кого мы будем спасать? Отгадайте загадку:

    Плаваю под мостиком

    И виляю хвостиком.

    По земле не хожу,

    Рот есть, да не говорю,

    Глаза есть, да не мигаю,

    Крылья есть – не летаю. (Рыбка)

    Это рыбка. В народе говорят Рыбы – дети воды. На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. Это пресноводные рыбы. Остальные – морские.

    - Ребята,  мы заговорим с вами о рыбах. Что вы знаете о них? Какие они? (ответы детей)

    Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй.
    Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.

    При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

    Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

    Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

    Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало питаются. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

    Физ минутка

    «Игра с рыбками»:

    Рыбки плавали, резвились,

    В чистой, тепленькой воде.

    То сомкнутся, разомкнутся,

    То зароются в песке.

    Журавлёва О.Н.

    • Мы продолжаем наше путешествие и узнаем , какие рыбы обитают в нашей области.
    • В какой области мы живем? (ответ детей)
    • Какая большая река протекает на территории нашей области? (Волга, ее длина – 3530 км) Рассказ учителя. Журавлёва О.Н.

    Ребята давайте познакомимся с обитателями реки Волга.

      1 На рыбалку мы ходили,
        Рыбу дружно все удили.
        Свой рассказ ты как не крась,
       Но ловился лишь ...

    (Карась)

             2. Рыба полосатая,

               Хищная, опасная,

              Ловит маленьких мальков,

              Красный цвет у плавников! Окунь

              3. В заливах рек он обитает,

    Червей в озёрах поедает,

    И если вдруг опасность чует,

    Взъерошит плавники повсюду! Ёрш

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно. (Сом)

    1. Опасней всех она в реке,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    При том такая злюка!

    Конечно, это… (щука)

    Стерлядь. Рассказ учителя.

    Губанова И.М.

    • Мы познакомились лишь с некоторыми обитателями реки Волги.(Всего их насчитывается более 40 видов.) Многие из них занесены в Красную книгу. Что это за книга?
    • Продолжим путешествие.  Представим, что мы стоим на берегу моря. Стоит чудесная погода. Светит солнышко. Потянули ручки к солнышку. Потрогаем воду. Делаем шаг вперед. Как в такую погоду не поплавать. Смелей. Поплыли. Физминутка.

    Мы теперь плывем по морю

    И резвимся на просторе.

    Веселее загребая

    И дельфинов догоняй.

    Чтобы плыть еще скорей,

    Надо нам грести быстрей.

    Мы работаем руками.

    Кто угонится за нами?

    А теперь пора нырнуть,

    В мир подводный заглянуть.

    • Мы в гостях у морского царя Нептуна. Каких обитателей мы сможем здесь повстречать? Здесь мы увидим «больших господ» - китов и акул, и разную «мелочь» - разнообразных рыб. Самая большая рыба – китовая акула (до 15 м). Самая маленькая -  бычок-пигмей (8-12 мм).
    • Ребята у вас было задание найти информацию о морских рыбках какой необыкновенной окраской или формой они бывают

    Рыбы с разнообразной окраской:

    рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-зебра, рыба-попугай, рыба-ангел… летучая рыба

    Рыбы разнообразной формы:

    рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-лун, электрический скат, морской чёрт…


     

    Меч-рыба - одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.

    Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка - аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.

    Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.

    Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.

    Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
    - Ну вот, ребята, мы познакомились с вами с двумя видами рыб. Напомните какие же виды рыб существуют? (ответы детей). Молодцы, каких рыб мы можем отнести к речным, а каких к морским? Мы свами и проведём игру.

    Игра: Угадай рыбку

    ЖУРАВЛЁВА О.Н.

    Отправляясь в путешествие мы с вами говорили, без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Чтобы живые организмы прекрасно проживали в воде, что для этого надо. (ответ детей).

    Не засоряйте подводный мир    ИГРА ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ

    Губанова И.М.

    .Давайте сегодня каждый из вас попробует придумать свою рыбку.

    • Отправляясь в путешествие, мы взяли с собой багаж (бумагу, карандаши, фломастеры).  

    Дети рисуют  рыбок, сами прикрепляют рыбок на готовое изображение подводного мира.

    Ребята! Сегодня мы с вами совершили путешествие в подводный мир, много узнали о рыбах, о проблеме  загрязнения  воды и    их решении  
     придумали и  нарисовали своих рыбок. Ребята, а вам понравилось наше путешествие. Чтобы было веселее исполним песню.

    Дети исполняют песню «Золотая рыбка»

    Проводится самооценка:

    • я думаю, что у меня все хорошо;
    • у меня сегодня не все получилось;
    • я обязательно  в следующий раз буду лучше.

    Домашнее задание: сочинить сказку «Я маленькая рыбка». Учитель выставляет оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

    Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

    Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

    Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

    Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

    Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс).

    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс)....

    Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и химии "Вода, ты жизнь!"

    Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по биологии и химии "Вода, ты жизнь!" поможет отметить экологический праздник  "ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ"....

    Интегрированный урок по математике и экологии в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями. Экология Иркутской области"

    Интегрированный урок в соответствии с программой по математике (автор Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.). Соответствует ФГОС. Урок расчитан на 45 минут.  Оборудование к уроку: мультимедийная...

    интегрированный урок по биологии и химии "Кружева жизни"

    Интегрированный урок биологии и химии "Кружева жизни" ( о белках) Цели: используя знания о строении и функциях белков расширить представления о свойствах белков через творческую и поисковую деятельнос...