«Моя образовательная программа»
статья по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЭКОлогика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_ekologika.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя образовательная программа»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЭКОлогика»

Сл1

Практически ежедневно через средства массовой информации мы узнаем о происходящих в разных концах нашей планеты экологических бедствиях и катастрофах. К сожалению, экологическая ситуация в нашей стране, как и в целом мире, продолжает ухудшаться, о чём свидетельствует стремительное развитие процессов деградации окружающей среды, расширение зон экологического кризиса и рост общей, антропогенной нагрузки на экосистемы, ухудшение здоровья населения в глобальном масштабе. Нарастающее ухудшение обстановки вызывает тревогу населения Земли.  Поэтому каждое государство, большое или малое, каждый житель планеты Земля несёт ответственность за сохранение природы.

Сл2

      Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей. 

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность.

Сл3

Образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше эффективность воспитания.

Сл4

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию. 

Сл5

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми, для которых трудовая и производственная деятельность будут связаны с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой.  

Сл7

Человек познает мир на протяжении всей жизни, и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается системная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.  В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых взаимосвязей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы, человека и природы, и предлагаемая программа способствует этому.

Сл8

Предлагаемая программа направлена также на осмысление ребёнком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Формирование любви к природе должно воспитать уважение по отношению к себе самому, своим близким, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Сл9

Так как в нашей школе ведется большая и серьезная экологическая работа, с 2014 года по инициативе учащихся была создана экологическая организация «ЭКОлогика». Всех членов школьной экологической организации объединяет экологическое сознание, основанное на доброте и любви ко всему живому на нашей планете, желание жить в гармонии с природой.

Сл10

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам. Учащиеся активно занимаются улучшением экологической обстановки в школе и городе, у них развиваются навыки исследовательской и проектной деятельности.

Сл11

Цель: Формирование у детей экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, любви к природе родного края.

Сл11

Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный период, охватывающий детские и юношеские годы. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Сл13

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы — это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.        

Сл14

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

1.1

Туристические маршруты, экскурсии

1.2

Распространение опыта и знаний

1.3

Участие и организация научно-практических конференций

1.4

Сотрудничество с лесным хозяйством города

1.5

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

2.1

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

2.2

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

2.3

Экологический мониторинг «Здоровье моей школы» , «Здоровье моего города»

2.4

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

2.4

Проектная работа  по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

3.1

Дизайн цветочных клумб школьного двора

3.2

Конкурсы, выставки, мастер классы по теме “Экология”

3.3

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

4.1

Экологические акции

4.2

Марш Парков

4.3

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

4.4

Формирование лесного массива

Сл15

Учащиеся должны знать:

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных, грибов, бактерий и растений;
  • животных, грибов и растений, находящихся под охраной;
  • роль растений, бактерий, грибов и животных в биосфере и в жизни людей,
  • существующие в природе взаимосвязи растений, бактерий, грибов, животных и человека;
  • последствия воздействия человека на экологические системы.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • владеть методиками и приемами исследовательской и проектной деятельности;
  • проводить природоохранные акции;
  • самостоятельно находить в дополнительных источниках информации сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.

Сл16-17

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

 -конференции,

- конкурсы,

- командные турниры,

Сл18

        Методы диагностики экологической культуры учащихся позволяют определить степень эффективности обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

В результате исследования можно сделать вывод, что у ребят в процессе обучения формируется позитивное отношение к природе. При проведении входной диагностики в ответах детей прослеживалось их потребительское отношение к природе. Сейчас же дети научились видеть красоту окружающего природного мира, а самое важное они понимают то как хрупка природа и у них появляется желание знать и защищать окружающею среду!

Сл19 литература

Сл20 спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...