Проверочная работа для 11 класса по теме "Современное эволюционное учение"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Бондаренко Марина Вячеславовна

Данная работа составлена для контроля знаний учащихся 11 класса по теме "Современное эволюционное учение". Состоит из 4 частей : 1- выбор 3 верных ответов из 6, 2- задание на установление последовательности.3- задание на соответствие; 4 - задание к рисунку (схеме). Данные задания составлены с учетом специфики заданий в рамках  ЕГЭ по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс. Проверочная работа по теме «Современное эволюционное учение»   Вариант 1

1) Выбор 3 из 6:

1.  Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение                        2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародышевый мешок            4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков                                  6) короткий срок вегетации растений

2.  Укажите характерные признаки биологического прогресса.

1) увеличение численности вида                    2) расширение ареала вида

3) появление надвидовых систематических групп   4) большое количество мутаций в популяции

5) множество модификационных изменений у особей популяции

6) снижение плотности популяции

3.  Выберите три ароморфоза.

1) возникновение теплокровности у позвоночных

2) развитие трехкамерного сердца у земноводных

3) формирование торпедообразного тела у акул

4) развитие организма внутри матки

5) появление рогов у копытных

6) формирование крыльев у летучих мышей

4.  Какие из нижеперечисленных примеров характеризуют движущую форму естественного отбора?

1) возрастание численности тёмных бабочек в промышленных районах по сравнению со светлыми

2) появление устойчивости у животных к ядохимикатам

3) постоянство размеров и формы цветка у насекомоопыляемых растений

4) уменьшение размеров крабов, обитающих в мутной воде

5) уплощённое в спинно-брюшном направлении тело камбалы

6) сохранение до настоящего времени кистепёрой рыбы латимерии

5.  Выберите положения синтетической теории эволюции.

1) единица эволюции — популяция

2) единица эволюции — вид

3) факторы эволюции — мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны

4) факторы эволюции — наследственность, изменчивость, борьба за существование

5) формы естественного отбора — движущий и половой

6) формы естественного отбора — движущий, стабилизирующий, дизруптивный

6.  В результате идиоадаптаций появилась(-лись)

1) способность к смене окраски хамелеона при опасности     2) хлоропласты и фотосинтез

3) ткани растений                                                                          4) ядовитые железы змей

5) ласты кита                                                    6) первичная и вторичная полости тела у червей

7.  В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят (запишите цифры в порядке возрастания)

1) изоляцию особей                                             2) приспособленность организмов к среде

3) многообразие видов                                        4) мутационную изменчивость

5) естественный отбор                                        6) биологический прогресс

8.  Какие изменения в процессе эволюции значительно повысили уровень организации растений?

1) появление проводящих тканей                               2) видоизменения листьев

3) возникновение мочковатой корневой системы    4) появление семенного размножения

5) возникновение цветка                                     6) возникновение очерёдного листорасположения

9.  Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой                2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя                                4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка                                           6) обтекаемая форма тела пингвина

10.  Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.

1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.

2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.

3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.

4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.

5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.

6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.

2) Последовательность процессов, явлений

1.  Установите, в какой последовательности должны располагаться растения в соответствии с их усложнением в процессе эволюции.

1) полевой хвощ                                                              2) береза бородавчатая

3) ель обыкновенная                                                       4) кукушкин лен

2.  Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

1) появление тканей

2) возникновение полового размножения

3) образование хорды

4) формирование пятипалых конечностей

3. Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей среде.

1) возникновение мутации

2) влияние фактора внешней среды

3) внешнее проявление признака

4) передача мутации потомству

5) сохранение и усиление признака естественным отбором

6) появление приспособлений

3) Соответствие. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

ВИД ОРГАНИЗМА

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) серая крыса

Б) зубр

В) уссурийский тигр

Г) пырей ползучий

Д) лошадь Пржевальского

Е) одуванчик обыкновенный

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

2.  Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.

ИЗМЕНЕНИЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) появление лёгочного дыхания у земноводных

Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц

В) редукция пищеварительной системы у цепней

Г) появление перепонок между пальцами у водоплавающих птиц

Д) появление вторичной полости тела

у кольчатых червей

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) дегенерация

3.  Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) ведёт к видообразованию

Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов

В) происходит в популяциях

Г) сопровождается мутационным процессом

Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет)

Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом

1) микроэволюция

2) макроэволюция

4.  Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) ласты кита и роющие конечности крота

Б) крылья птицы и крылья бабочки

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разные формы клюва у вьюрков

Д) крылья летучей мыши и крылья совы

1) дивергенция

2) конвергенция

5.  Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

ПРИМЕР

ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

6.  Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры:

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки кактуса и колючки барбариса

Б) останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г) многососковость у человека

Д) аппендикс у человека

1) палеонтологический

2) сравнительно-анатомический

4) Задание к рисунку. 

1.Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

C:\Users\Игорь\Pictures\О.png

2. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.

C:\Users\Игорь\Pictures\о2.png

11 класс. Проверочная работа по теме «Современное эволюционное учение»   Вариант 2

1) Выбор 3 из 6:

1.  Укажите примеры общей дегенерации

1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня              2) сидячий образ жизни асцидий

3) многососковость у человека                       4) примитивная нервная система у кишечнополостных

5) плохо развитые глаза у крота                                                  6) двухслойное строение тела медуз

2.  Укажите примеры ароморфозов у растений и животных. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

1) развитие семян у голосеменных растений

2) появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся

3) появление самораскрывающихся плодов у некоторых растений

4) появление рогов у оленей и лосей

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление копыта у непарнокопытных животных

3.  Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей

4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц

6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

4.  Укажите примеры ароморфозов.

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян

3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с подземным образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

6) появление второго круга кровообращения в связи с выходом на сушу

5.  Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.

1) обеспечивает появление нового вида

2) проявляется в меняющихся условиях среды

3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде

4) выбраковываются особи с отклонением от нормы

5) возрастает численность особей со средним значением признака

6) сохраняются особи с новыми признаками

6.  Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

7.  Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) проводится среди особей сорта, породы

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

8.  Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

9.  Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1) возникновение мутаций и рекомбинаций                                                2) ароморфоз

3) обмен генами между популяциями                                                          4) биологический регресс

5) идиоадаптация                                                                       6) колебания численности популяций

10.  Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1) модификационная изменчивость                                           2) мутационный процесс

3) естественный отбор                                            4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны                                                           6) абиотические факторы среды

2) Последовательность процессов, явлений

1. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

2.  Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1) возникновение лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение четырёхкамерного сердца

3.  Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.

1) фотосинтез

2) образование семян

3) появление вегетативных органов

4) возникновение цветка и плода

5) возникновение многоклеточности

3) Соответствие. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

1.  Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.

ПРИЗНАКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) Многообразие видов.

Б) Ограниченный ареал.

В) Небольшое число видов.

Г) Широкие экологические адаптации.

Д) Широкий ареал.

Е) Уменьшение числа популяций.

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 2.  Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

A) возникновение семени у растений

Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых

B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте

Г) утрата пищеварительной системы у цепней

Д) приспособленность растений к опылению ветром

Е) появление копыт у лошадей

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

3.  Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

НАПРАВЛЕНИЕ

А) возникновение ласт у дельфина

Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных

В) исчезновение пищеварительной системы у цепней

Г) ухудшение зрения у крота

Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений

Е) отсутствие листьев и настоящих корней у повилики

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) дегенерация

 4.  Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали:

ПРИМЕРЫ

ПРОЦЕССЫ

А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков.

Б) Форма тела акулы и дельфина.

В) Появление аналогичных органов.

Г) Различия в форме черепа у млекопитающих.

Д) Крылья бабочек и летучих мышей.

Е) Различные породы голубей.

1) дивергенция

2) конвергенция

 5Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.

ПРИМЕР

ОСОБЕННОСТЬ

А) предплечье лягушки и курицы

Б) ноги мыши и крылья летучей мыши

В) крылья воробья и крылья саранчи

Г) плавник кита и плавник рака

Д) роющие конечности крота и медведки

Е) волосы человека и шерсть собаки

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

 6.  Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

4) Задание к рисунку. 

1.Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.

C:\Users\Игорь\Pictures\о3.png

2. Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе.

C:\Users\Игорь\Pictures\о4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа 7 класс 1 четверть

Повторение учебного материала....

Проверочная работа 5 класс Науи о природе

Тематическая проверочная работа, проводится на 2 уроке при проверке домашнего задания. Работа включает 6 вариантов по 3 вопроса. Варианты ответов прилагаются....

Проверочная работа 5 класс Семья биологических наук

Второй вид проверочной работы по теме Науки о природе. Работа составлена на 6 вариантов по три вопроса в каждом, варианты ответов прилагаются. Данный вид работ может быть разработан самими обучающимис...

Проверочная работа 5 класс

Проверочная работа по теме: "Глаголы и места" 5 класс к учебнику Spotlight-5...

Контрольная работа по биологии 9 класс раздел"Генетика. Эволюционное учение"

Контрольная работа по биологии 9 класс по разделам "Генетика и Эволюционное учение" в четырех вариантах. Предлагаютя задания с выбором одного правильного ответа из четырех - часть А; задания с кратким...

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...