Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Тарасова Елена Владимировна

Конспект урока  биологии 11 класс

Тема урока: Становление эволюционных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_11.docx30.52 КБ
Файл k_uroku_11_kl.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  биологии 11 класс

Тема урока: Становление эволюционных представлений

Цель урока:   Дать представление об эволюционных представлениях  на разных этапах развития общества.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- Повторить  основные этапы развития общества.

-Показать разнообразие представлений об эволюции органического мира, значение основных положений учений К.Линнея, Ж.Б. Ламарка.

-Проанализировать вклад русских ученых – эволюционистов.
2.
Воспитывающие:

- Продолжить воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение; личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности.

3. Развивающие:

-Развивать умения составлять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать; умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли; интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления, память и логического мышление.

- Развитие познавательных интересов в процессе изучения выдающихся достижений биологии.

Место проведения занятия:  кабинет биологии

Продолжительность занятия:  40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: информационные карточки, карточки контроля.

Литература:

1.Биология.10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Беляев.

2.  Фестиваль «Первое сентября» .Открытый урок по биологии   в 11-б классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»,

3. Сайты Интернет:

1. ru.wikipedia.orgwiki/Бэр,_Карл_Эрнст_фон копия 

2. to-name.rubiography/mihail-lomonosov.htm ко

 Урок  изучения нового материала

 Ход урока:

1.Организационный момент.

 Учитель:  Добрый день, ребята! Рада вас снова видеть на моих уроках, думаю, что в этом году мы также плодотворно будем  с вами работать. Сегодня мы с Вами проведем очень интересный  и познавательный  урок, урок знакомств. В Вашем списке знакомых много друзей и родственников, а сегодня на уроке мы познакомимся с новыми людьми – не простыми, а  с историческими личностями, хотя с их именами вы уже встречались. (слайд №1)

2. Постановка темы и цели урока.

2.1.  На экране появляются  портреты различных  ученых –

 Аристотель, Джон Рей, Кювье, Линней,  Ламарк,  Ломоносов,  Бюффон, Дарвин. ( слайд №2)

 Вопрос учащимся:  По каким критериям можно объединить данных людей в группы? – различные варианты ответов учащихся  (основной критерий – ученые – биологии - эволюционисты).

Тема нашего урока связана с ………………….. (эволюцией).

Какова тема нашего урока?

 ТЕМА: Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Сформулируйте цель урока.

ЦЕЛЬ: Изучить исторический ход возникновения эволюционных представлений. (Слайд 3)

Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока.

2.2. Повторение ранее изученных знаний.

УЧИТЕЛЬ: Эволюционное учение - это фундамент современной биологии. Нет такой отрасли биологии, в которой бы не прослеживались эволюционные идеи. Более того, решение проблемы возникновения жизни, ранних стадий формирования и развития биосферы, геологической истории Земли не мыслимо вне общих представлений о биологической эволюции. С другой стороны, вопросы происхождения человека, эволюции общественного поведения и коммуникаций у животных лежат на стыке биологических и социальных наук. Говоря по-другому - эволюционное учение связывает в единое целое вопросы развития живой и неживой природы и соединяет их с вопросами истории развития человека.

3. Освоение нового материала:

ПОД ЭВОЛЮЦИЕЙ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ОТ СРАВНИТЕЛЬНО ПРОСТЫХ ФОРМ ЖИЗНИ К БОЛЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ. ПРИ ЭТОМ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ СВЯЗАН С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ЖИВОГО К РАЗНООБРАЗНЫМ И ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ОДНИХ ВИДОВ В ДРУГИЕ.

( слайд №4-5)- читают учащиеся.  Работа с текстом (КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА)

3.1 Просмотр видеофрагмента «Направления эволюционных представлений» (слайд №6)

Ребята, вам предстоит работать с информацией видеофрагмента.

Ребята, я предлагаю вам создать минипроекты под названием «Направления эволюционных представлений». (На столах есть карточки, бумага, клей)

В конце представляем проекты классу. (работа в группах)(слайд №7)

Защита проектов(слайд №8-10)

3.2  Первичное закрепление нового материла

Игровой момент - Игра “Горячий стул”.  Ребята  выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. Другие называют термин, имя, научный факт, а сидящий на стуле, называет направление. (слайд №11)

3.3 Работа по группам с информационными листами, затем обобщение в виде диалогической беседы). (смысловое чтение)

Информационный лист

 Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

 Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды. 

 За что критиковали теорию Ж. Б. Ламарка современники?
Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов
полезные изменения. Кроме того, он не мог объяснить, откуда у организмов возникает «стремление к прогрессу», и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.
 Какие прогрессивные черты усматривают современные ученые-эволюционисты в теории Ж. Б. Ламарка?
В книге «Философия зоологии» Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Он утверждал, что разнообразие животных и растений есть результат исторического развития органического мира – эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых организмов от низших форм к высшим. Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем порядке – от простых к более сложным, в виде «лестницы».

4.Первичное закрепление нового материла

Работа с заданием ЕГЭ (фронтальная работа с тестом)

5.Контроль

Выполнение задания ЕГЭ

Учитель - Но необходимо отметить вклад еще одного великого ученого

 (Ч.Дарвин)
«Древо жизни листвой шелестит, А над ним проносится век.
Ветвь направо и ветвь налево. Повороты. Круговороты.
“Человек разумный” сидит Да неужто и человек –
На вершине этого древа. Тупиковая ветвь природы!!»
(слайд№ 15-16)

Учитель:  Наиболее правильно механизм эволюционных процессов был определен  в работах Ч. Дарвина, которые и послужили  основой для создания эволюционного учения. Эволюционную  теорию Ч. Дарвина  нам предстоит рассмотреть на следующем уроке.

7.Самопроверка. Выявление новых биологических понятий по  теме «Становление эволюционных представлений» - работа с учебником.

8. Запись домашнего задания  -  п.41,  доклад о Ч.Дарвине

 ( биография) - на доске написать заранее

9. Рефлексия.

Подведение итога

Какова была цель занятия?

Достигли ли мы поставленной цели?

1. Было многое понятно, ничего нового (поднимаем правую руку)

2.Узнал новый материал, готов изучать дальше (поднимаем левую руку)

3. Много непонятного, нужно разобраться.(поднимаем обе руки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Аристотель Джон Рей Жорж Бюффон Жорж Кювье Михаил Ломоносов Карл Линней Жан-Батист Ламарк Чарльз Дарвин

Слайд 3

Какова тема нашего урока? ТЕМА : Возникновение и развитие эволюционных представлений. Сформулируйте цель урока . ЦЕЛЬ : Изучить исторический ход возникновения эволюционных представлений.

Слайд 4

Что такое ЭВОЛЮЦИЯ?

Слайд 5

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЭТО ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ОТ СРАВНИТЕЛЬНО ПРОСТЫХ ФОРМ ЖИЗНИ К БОЛЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ. ПРИ ЭТОМ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ СВЯЗАН С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ЖИВОГО К РАЗНООБРАЗНЫМ И ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ОДНИХ ВИДОВ В ДРУГИЕ.

Слайд 6

Направления эволюционных представлений

Слайд 7

Создаем минипроект Направления эволюционных представлений

Слайд 8

Блаженный Августин Карл Линней Биоразнообразие было таким же, создано Творцом Креационизм

Слайд 9

Ж. Бюффон Ж.Б. Ламарк Биоразнообразие было меньше, но таким же по сложности Трансформизм

Слайд 10

Ж.Б. Ламарк Ч.Дарвин Биоразнообразие со временем увеличивалось, а его структура усложнялась Эволюционизм

Слайд 11

Горячий стул

Слайд 12

Карл Линней (1707 – 1788) Природа неизменна, но виды в природе существуют. Труды: А. Описал около 10000 видов растений и 4200 видов животных, вызвал своими работами интерес к систематике; Б. Создал первую классификацию растений и животных, разделив их на виды, роды и классы; В. Ввел двойные латинские названия (бинарная номенклатура); Г. Усовершенствовал ботанический язык. Ошибка: считал виды постоянным и неизменными.

Слайд 13

Жан-Батист Ламарк ( 1744 – 1829) Труды: А. 1809 г. – «Философия зоологии» – изложил первую эволюционную теорию; Б. Поставил вопрос о движущих силах эволюции; В. Предположил, что развитие природы идет от низших форм к высшим. Ошибки: Внутреннее стремление организма к прогрессу; Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды; Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения. Природа изменяется, но видов в природе нет.

Слайд 15

«Древо жизни листвой шелестит , А над ним проносится век. Ветвь направо и ветвь налево. Повороты. Круговороты. “Человек разумный” сидит Да неужто и человек – На вершине этого древа. Тупиковая ветвь природы!!»

Слайд 16

Теория эволюции Чарльз Дарвин

Слайд 17

Домашнее задание Изучить параграф 41, ответить на вопросы, по желанию подготовить сообщение на 3 мин. о Ч. Дарвине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий.

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.Цели по содержанию:   - обучающие: обучить осмысленному, грамотному и адекватному восприятию геометрически...

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий.

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий....

План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации

Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...

Тема урока: Становление и развитие эволюционных взглядов

Тема: Становление и развитие эволюционных взглядов.Задачи:1.Образовательные – сформировать представление у учащихся о развитии биологии в разные периоды истории, познакомить с деятельностью учен...

Конспект урока в 9 классе "Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений"

Тема «Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.»(Урок в модели «Смена рабочих зон»)...