Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Брылева Елена Михайловна

    Тема урока: « Деревья как люди».

    Вид работы:  рисование по представлению

    Тип урока:  комбинированный, урок – сказка

     

    Цель урока:

    ü Средствами   изобразительного языка   отразить  индивидуально-психологические  особенности   образа,   опираясь  на  графическую  и   литературную характеристику прообраза;

    ü Совершенствовать навыки работы карандашом; закрепить знания о  средствах выразительности графического рисунка, применяя их в упражнении и в своей работе.

    На уроке повторим об особенностях в строении деревьев, будем сравнивать образ человека и дерева. С помощью средств выразительности   графического рисунка   будем создавать  свой  образ. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5.docx453.22 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Брылёва Елена Михайловна

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.

    Тема урока: « Деревья как люди».

    Вид работы:  рисование по представлению

    Тип урока:  комбинированный, урок – сказка

    Цель урока:

    • Средствами   изобразительного языка   отразить  индивидуально-психологические  особенности   образа,   опираясь  на  графическую  и   литературную характеристику прообраза;
    • Совершенствовать навыки работы карандашом; закрепить знания о  средствах выразительности графического рисунка, применяя их в упражнении и в своей работе.
    • Воспитывать интерес, бережное отношение к природе, посредством дидактической игры прививать интерес  к  изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.

    Оборудование:

    Для учащихся:  

    • карточки для упражнений с простым карандашом,
    • простой карандаш,
    • резинка,
    • листы бумаги, разделенные на две части.
    • карточки для повторения о видах и жанрах ИЗО

    Для учителя:

    •  угольный карандаш
    • клубок
    • лист  с кругом
    • лист с изображением  деревьев  и  людей
    • образцы рисунков  различных жанров

                             План урока:

    1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
    2. Актуализация знаний. Повторение о видах и жанрах ИЗО
    3. Игра « Знаешь ли ты деревья»
    4. Введение в тему урока. Упражнения с простым карандашом.
    5. Постановка проблемы. Составление психологических образов.
    6. Практическая работа.
    7. Выставка. Итог   урока.  Рефлексия.

    1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.

    Урок изобразительного искусства.  Сегодня вам понадобится лист, простой карандаш. Тема урока « Деревья как люди». Сегодня на уроке повторим об особенностях в строении деревьев, будем сравнивать образ человека и дерева. С помощью средств выразительности   графического рисунка   будем создавать  свой  образ.

    1. Актуализация знаний. Повторение о видах и жанрах изобразительного искусства.

    Посмотрите на эти рисунки. Отнесем их к соответствующим жанрам изобразительного искусства.

    А теперь нужно определить, к каким  видам  изобразительного искусства они относятся, какими художественными материалами они выполнены. Соотнесем рисунок и художественный материал. Карандаш—графика, акварель—живопись, гуашь—живопись.

    Выполним задание на карточках. Работа в парах: соотнесем  название художественного  материала  и вид искусства.

    Живопись                               карандаш

    Скульптура                              резьба

    Графика                                 глина

    Декоративное искусство              краски

    Сегодня   будем   выполнять  графический рисунок ( все работы, кроме  пейзажа, убираются).

    Рассмотрите  эту работу. Здесь изображен пейзаж в графике. Какими средствами  передано расстояние. Это законы    линейной   перспективы. Назовите средства художественной выразительности графического рисунка.

                                                 Линия.

                                                 Штрих.

                                                 Тон.

    Что чаще всего мы видим на картинах-пейзажах. (деревья). Чтобы нарисовать пейзаж, нужно уметь рисовать различные деревья. С первого взгляда деревья похожи  друг на друга. Но если присмотреться повнимательнее,  то увидим, что каждое дерево обладает неповторимым обликом, образом. Деревья -  они как люди. Одни тоненькие хрупкие, нежные. Другие мощные, сильные, твердо стоят, воздев  к  небу сильные  ветви-руки, словно приветствуют  небо и солнце, словно они исполины - защитники слабых деревьев.

    Чтобы правильно нарисовать дерево, надо быть  очень наблюдательным. Проверим, знаете ли вы деревья.

    1. Игра « Знаете  ли  вы  деревья».

    Я читаю загадку, а вы поднимаете картинку с изображением дерева.

    В белом сарафане

    Стояла на поляне.          

    Летели синицы.

    Сели на косицы.

    По каким признакам догадались, что это?  (Береза)

    Береза—самое красивое и любимое дерево русских народов. Про него  сложено много стихов, песен, пословиц. Оно считалось«хорошим»  деревом,  дающим энергию в противоположность осине, забирающей силы.

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица.

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    В древности народы Западной Европы  считали ель покровительницей зверей, птиц, растений. Ель почиталась как символ вечной жизни  и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить дух леса, живущий в елях, вешали  на  их  ветви  всевозможные украшения. Этот обычай переняли голландцы и англичане. На Руси этот обычай отмечен впервые в 1700 году указом Петра I.

    Я из  крошки бочки вырос

    Корешки пустил и вырос

    Стал высок  я  и могуч

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

     Я кормлю свиней и белок.

    Ничего, что плод мой мелок.

    Дуб  был почитаем   у  древних славян. Он олицетворял силу и мощь. Люди  замечали, скажем, что если жить под  большим дубом, то проживешь долго: он как бы отдает часть своей силы.

    У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту в высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке.

    Сосна.

    Есть у родственницы елки  неколючие иголки.

    Но в отличие от елки

    Опадают те иголки.

    Лиственница.

    « Кто посадит дерево—того благословят внуки, кто срубит—того проклянут внуки». Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям. Отношение глубоко почтительное,  даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества. Спрашивали у них помощи и благословения перед всяким начинаниями. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил, к деревьям -долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства. У многих народов было поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому на  их  рубку существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает .

    С рубкой деревьев у разных народов  связано немало суеверий. В центральной России крестьяне  никогда не строили дом на том месте, где прежде  росли березы, так как их корчевку полагали грехом. Белорусы боялись сломать рябину, по их поверью, это грозило смертью.

    1. Введение  в тему урока. Упражнение с простым карандашом .

    Сегодня у нас урок необычный. Сказочный. В любой сказке  происходит волшебство. И в сказках есть волшебники. Волшебниками сегодня будем мы. Будем творить чудеса. У каждого из вас есть волшебная палочка. Это ваш карандаш. С помощью него мы  будем  творить разные превращения. Это волшебный заколдованный лес. Сегодня мы должны попасть в этот сказочный лес. Отправляемся в путешествие.  Нам нужен волшебный предмет, который бы указал нам дорогу в этот заколдованный лес. Вспомним, какой волшебный предмет в русских народных сказках показывает дорогу? (клубок)

    Рассмотрим. Какую форму имеет клубок? (шар). А у нас  какая фигура? (круг)  Как с помощью волшебной палочки превратить  плоский круг в объемный шар—клубок?

    ( сделать штрих по форме предмета). Какой сделаем вывод? ( С помощью штриха мы можем передать объем предмета.). Рассмотрим и понаблюдаем, как намотаны нити на клубок. Они окутывают  клубок по форме.  Будем  наносит штрихи  так ,как будто они    окутывают  шар, передавая его изображаемую форму. Мы будем  наносить штрихи по форме предмета.

                                   

    1. Постановка проблемы. Составление психологических образов.

    Вот  мы проложили путь к заколдованному лесу. Но впереди вопрос. А можно ли с помощью  линий  выразить характер? Посмотрите. Путь преграждает  непролазная  чащоба. Рассмотрите эти ветки. Похожи ли они друг на друга?. .Так  и мы с вами—все разные, у каждого свой характер. Охарактеризуем каждую ветку.

      Тихая беспомощная. Склонилась в печали. Линии

                                                     плавные, со средним нажимом карандаша.

              Сильная, корявая ветка. Острая и решительная.  

                                                         Линии толстые и угловатые.

    Ветка, как острие ножа. Никого к себе не подпускает.  Как хищница. Суровая и резкая. Линии острые. С нажимом. Темные.

                Весёлая, молодая, тянется к солнцу. Линии плавные,  

                                                    чёткие, с нажимом.  

    Какой сделаем вывод. Можно ли с помощью линий выразить характер?

    Нежность, хрупкость—тонкой волнистой линией.

    Силу и мощь—толстой, угловатой и темной линией.

    Деревья—они как люди. Повторяют характер, внешность, возраст, пол людей Образ дерева мы наблюдали в солярных знаках—оберегах в образе Древа жизни.

     Мы с вами в волшебном лесу. Эти деревья заколдованные мы должны расколдовать их. В образе каждого дерева увидим  прообраз человека. Расколдуем дерево, т.е. опишем устно каждое из них—пол, возраст, характер.

    Дуб—кто это: мужчина или женщина. Пожилой или молодой. Крепкий, коренастый, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый. Линии—толстые, угловатые, с нажимом.

    Береза—девушка, нежная, изящная. В русском сарафане. Волосы распущенные,  волнистые.

    Ива (кустарник)— это молодая девушка или женщина постарше. Грустная, молчаливая, с длинными прямыми волосами, с тонкими гибкими руками.

    Сосна—молодой, кудрявый, высокий великан.

    Вывод—с помощью  изобразительных средств   графики,  можно создать индивидуальный образ, с каким-нибудь ярко выраженным   характером.

    1. Практическая работа

    «Расколдуем»  дерево: нарисуем дерево и его прообраз—человека.

    1. Выставка. Итог урока. Рефлексия.

    Что показалось особенно интересным, а что трудным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

    Изобразительное искусство, урок в 3 классе, Тема: « Пейзаж родной земли».

    Тема: « Пейзаж родной земли».Цель: Формирование у учеников представления о пейзаже как произведении искусства,  способном, так же как и другие жанры,выразить мысли и чувства художника...

    Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"

    Цели урока: Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра в искусстве, познакомить с художником-анималистом, разнообразием пород кошек;  применить знания учащихся на уроке изобраз...

    Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 5-го класса. Тема: КВН « В мире искусства».

    Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень усвоенности, изученных тем по изобразительному искусству. б) Сп...

    Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для 6-7 классов. Тема: КВН «В мире искусства».

    КВН был проведен в рамках  тематической недели.  Цель:а) Способствовать формированию  представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоеннос...

    Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе ТЕМА: «Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края. Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)». На основе экскурсионной деятельности

    Знакомство учащихся с памятниками архитектуры и культуры Воронежской области. Создание условий для воспитания нравственно-эстетического отношения к народному искусству, истории и культуре родного кр...