Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Тема урока: « Деревья как люди».
Вид работы: рисование по представлению
Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Цель урока:
ü Средствами изобразительного языка отразить индивидуально-психологические особенности образа, опираясь на графическую и литературную характеристику прообраза;
ü Совершенствовать навыки работы карандашом; закрепить знания о средствах выразительности графического рисунка, применяя их в упражнении и в своей работе.
На уроке повторим об особенностях в строении деревьев, будем сравнивать образ человека и дерева. С помощью средств выразительности графического рисунка будем создавать свой образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5.docx | 453.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылёва Елена Михайловна
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.
Тема урока: « Деревья как люди».
Вид работы: рисование по представлению
Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Цель урока:
- Средствами изобразительного языка отразить индивидуально-психологические особенности образа, опираясь на графическую и литературную характеристику прообраза;
- Совершенствовать навыки работы карандашом; закрепить знания о средствах выразительности графического рисунка, применяя их в упражнении и в своей работе.
- Воспитывать интерес, бережное отношение к природе, посредством дидактической игры прививать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Оборудование:
Для учащихся:
- карточки для упражнений с простым карандашом,
- простой карандаш,
- резинка,
- листы бумаги, разделенные на две части.
- карточки для повторения о видах и жанрах ИЗО
Для учителя:
- угольный карандаш
- клубок
- лист с кругом
- лист с изображением деревьев и людей
- образцы рисунков различных жанров
План урока:
- Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
- Актуализация знаний. Повторение о видах и жанрах ИЗО
- Игра « Знаешь ли ты деревья»
- Введение в тему урока. Упражнения с простым карандашом.
- Постановка проблемы. Составление психологических образов.
- Практическая работа.
- Выставка. Итог урока. Рефлексия.
- Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
Урок изобразительного искусства. Сегодня вам понадобится лист, простой карандаш. Тема урока « Деревья как люди». Сегодня на уроке повторим об особенностях в строении деревьев, будем сравнивать образ человека и дерева. С помощью средств выразительности графического рисунка будем создавать свой образ.
- Актуализация знаний. Повторение о видах и жанрах изобразительного искусства.
Посмотрите на эти рисунки. Отнесем их к соответствующим жанрам изобразительного искусства.
А теперь нужно определить, к каким видам изобразительного искусства они относятся, какими художественными материалами они выполнены. Соотнесем рисунок и художественный материал. Карандаш—графика, акварель—живопись, гуашь—живопись.
Выполним задание на карточках. Работа в парах: соотнесем название художественного материала и вид искусства.
Живопись карандаш
Скульптура резьба
Графика глина
Декоративное искусство краски
Сегодня будем выполнять графический рисунок ( все работы, кроме пейзажа, убираются).
Рассмотрите эту работу. Здесь изображен пейзаж в графике. Какими средствами передано расстояние. Это законы линейной перспективы. Назовите средства художественной выразительности графического рисунка.
Линия.
Штрих.
Тон.
Что чаще всего мы видим на картинах-пейзажах. (деревья). Чтобы нарисовать пейзаж, нужно уметь рисовать различные деревья. С первого взгляда деревья похожи друг на друга. Но если присмотреться повнимательнее, то увидим, что каждое дерево обладает неповторимым обликом, образом. Деревья - они как люди. Одни тоненькие хрупкие, нежные. Другие мощные, сильные, твердо стоят, воздев к небу сильные ветви-руки, словно приветствуют небо и солнце, словно они исполины - защитники слабых деревьев.
Чтобы правильно нарисовать дерево, надо быть очень наблюдательным. Проверим, знаете ли вы деревья.
- Игра « Знаете ли вы деревья».
Я читаю загадку, а вы поднимаете картинку с изображением дерева.
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы.
Сели на косицы.
По каким признакам догадались, что это? (Береза)
Береза—самое красивое и любимое дерево русских народов. Про него сложено много стихов, песен, пословиц. Оно считалось«хорошим» деревом, дающим энергию в противоположность осине, забирающей силы.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц, растений. Ель почиталась как символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить дух леса, живущий в елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. Этот обычай переняли голландцы и англичане. На Руси этот обычай отмечен впервые в 1700 году указом Петра I.
Я из крошки бочки вырос
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок.
Дуб был почитаем у древних славян. Он олицетворял силу и мощь. Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживешь долго: он как бы отдает часть своей силы.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Сосна.
Есть у родственницы елки неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
Лиственница.
« Кто посадит дерево—того благословят внуки, кто срубит—того проклянут внуки». Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям. Отношение глубоко почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества. Спрашивали у них помощи и благословения перед всяким начинаниями. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил, к деревьям -долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства. У многих народов было поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому на их рубку существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает .
С рубкой деревьев у разных народов связано немало суеверий. В центральной России крестьяне никогда не строили дом на том месте, где прежде росли березы, так как их корчевку полагали грехом. Белорусы боялись сломать рябину, по их поверью, это грозило смертью.
- Введение в тему урока. Упражнение с простым карандашом .
Сегодня у нас урок необычный. Сказочный. В любой сказке происходит волшебство. И в сказках есть волшебники. Волшебниками сегодня будем мы. Будем творить чудеса. У каждого из вас есть волшебная палочка. Это ваш карандаш. С помощью него мы будем творить разные превращения. Это волшебный заколдованный лес. Сегодня мы должны попасть в этот сказочный лес. Отправляемся в путешествие. Нам нужен волшебный предмет, который бы указал нам дорогу в этот заколдованный лес. Вспомним, какой волшебный предмет в русских народных сказках показывает дорогу? (клубок)
Рассмотрим. Какую форму имеет клубок? (шар). А у нас какая фигура? (круг) Как с помощью волшебной палочки превратить плоский круг в объемный шар—клубок?
( сделать штрих по форме предмета). Какой сделаем вывод? ( С помощью штриха мы можем передать объем предмета.). Рассмотрим и понаблюдаем, как намотаны нити на клубок. Они окутывают клубок по форме. Будем наносит штрихи так ,как будто они окутывают шар, передавая его изображаемую форму. Мы будем наносить штрихи по форме предмета.
- Постановка проблемы. Составление психологических образов.
Вот мы проложили путь к заколдованному лесу. Но впереди вопрос. А можно ли с помощью линий выразить характер? Посмотрите. Путь преграждает непролазная чащоба. Рассмотрите эти ветки. Похожи ли они друг на друга?. .Так и мы с вами—все разные, у каждого свой характер. Охарактеризуем каждую ветку.
Тихая беспомощная. Склонилась в печали. Линии
плавные, со средним нажимом карандаша.
Сильная, корявая ветка. Острая и решительная.
Линии толстые и угловатые.
Ветка, как острие ножа. Никого к себе не подпускает. Как хищница. Суровая и резкая. Линии острые. С нажимом. Темные.
Весёлая, молодая, тянется к солнцу. Линии плавные,
чёткие, с нажимом.
Какой сделаем вывод. Можно ли с помощью линий выразить характер?
Нежность, хрупкость—тонкой волнистой линией.
Силу и мощь—толстой, угловатой и темной линией.
Деревья—они как люди. Повторяют характер, внешность, возраст, пол людей Образ дерева мы наблюдали в солярных знаках—оберегах в образе Древа жизни.
Мы с вами в волшебном лесу. Эти деревья заколдованные мы должны расколдовать их. В образе каждого дерева увидим прообраз человека. Расколдуем дерево, т.е. опишем устно каждое из них—пол, возраст, характер.
Дуб—кто это: мужчина или женщина. Пожилой или молодой. Крепкий, коренастый, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый. Линии—толстые, угловатые, с нажимом.
Береза—девушка, нежная, изящная. В русском сарафане. Волосы распущенные, волнистые.
Ива (кустарник)— это молодая девушка или женщина постарше. Грустная, молчаливая, с длинными прямыми волосами, с тонкими гибкими руками.
Сосна—молодой, кудрявый, высокий великан.
Вывод—с помощью изобразительных средств графики, можно создать индивидуальный образ, с каким-нибудь ярко выраженным характером.
- Практическая работа
«Расколдуем» дерево: нарисуем дерево и его прообраз—человека.
- Выставка. Итог урока. Рефлексия.
Что показалось особенно интересным, а что трудным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство, урок в 3 классе, Тема: « Пейзаж родной земли».
Тема: « Пейзаж родной земли».Цель: Формирование у учеников представления о пейзаже как произведении искусства, способном, так же как и другие жанры,выразить мысли и чувства художника...
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"...
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
Цели урока: Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра в искусстве, познакомить с художником-анималистом, разнообразием пород кошек; применить знания учащихся на уроке изобраз...
Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе ТЕМА: «Памятники архитектуры. Знакомство со стариной родного края. Этнографическая деревня 17-19 вв. (г.Эртиль Воронежской области)». На основе экскурсионной деятельности
Знакомство учащихся с памятниками архитектуры и культуры Воронежской области. Создание условий для воспитания нравственно-эстетического отношения к народному искусству, истории и культуре родного кр...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое
Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица
В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...