ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
план-конспект урока

Бондарева Светлана Александровна

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от вашего воображения и фантазии.

«Грифонаж» в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому другое название у этой техники рисования – «Каракули» или «Каляки-маляки». Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж». Наверное, кто-нибудь из вас, делает то же самое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 городского округа – город Камышин Волгоградская область

Номинация «Урок XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА

Тема урока: Линия и её выразительные возможности

(Нетрадиционная техника рисования «грифонаж» или «каляки-маляки»)

https://sun9-6.userapi.com/c9801/u15776067/-14/y_88d009e1.jpg

Разработала: Бондарева Светлана Александровна.

учитель изобразительного искусства

высшей категории МБОУ СШ № 1

2022 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока: Линия и её выразительные возможности

(Нетрадиционная техника рисования «грифонаж» или «каляки-маляки»)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- определять характер линий, различать условность и образность линейного изображения.

- определять цель, проблему в учебной и практической работе, анализировать творчество совместной деятельности, корректировать, фантазировать, воображать, оценивать свои и других одноклассников достижения на уроке;

- научится находить решение поставленных учебных задач.

- осознавать свои интересы, выражать свои эмоции, понимать эмоции других участников совместного творчества, выполнять алгоритм действий на уроке.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГМОМЕНТ

Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку (цветная пастель)

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- Что происходит, когда ученик фантазирует, воображает, представляет? Да, у него улучшается память, образное мышление, ученик начинает учиться лучше.

- Что происходит, когда ученик создает что-то своими руками, созидает? Да, правильно развивается моторика рук, улучшается почерк, скорость письма.

- Что происходит, когда ученики выполняют какую-либо работу вместе? Да, правильно вместе быстрее добиваются результата, появляется ситуация успеха.

Слушают, запоминают, анализируют

- Когда воображает, улучшается память…

- Когда ученик что-то создает, у него развивается моторика рук….

- Вместе дружат, быстрее делаю работу…

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645934196_7-kartinkin-net-p-kartinki-oblakov-10.jpg слайд 1

Давайте пофантазируем, рассмотрим на слайде облака.

- Вглядываясь в облака, что вы видите?

- Что вам напоминает это облако?

- На какого зверя похож этот фрагмент облака?

Сегодня на уроке я предлагаю вам, и воображать, и созидать (создавать) и добиваться успеха всем вместе в создании коллективной работе, вы согласны?!

Рассматривают, узнают формы. Формулируют правильные ответы, отвечают на вопросы учителя.

- Кашачью лапку…

- Образ рыбки с открытым ртом…

- Голова человека…

- Да…

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

- Знакомьтесь, нетрадиционная техника рисования «Грифонаж»!

- Я коротко познакомлю вас с этой удивительной техникой, расскажу принцип творческой деятельности, а вы все вместе создадите коллективную работу. Название вы придумаете сами, когда творческая коллективная работа уже будет готова

Слушают, запоминают

4. ЭТАП планирование

Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

 - Для создания коллективной работы вы должны овладеть навыками рисования, познакомиться с техникой изображения, в процессе творческой деятельности необходимо уступать друг другу, помогать. И конечно в итоге создать коллективную работу, получить радость и наслаждение от совместного труда.

Слушают, смотрят, соглашаются, запоминают

5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;   формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;   формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;   овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:   формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Нетрадиционное рисование в технике Грифонаж. Мастер-классслайд 2

- Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от вашего воображения и фантазии.

- А вы как бы назвали изображение на слайде?

- «Грифонаж» в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому другое название у этой техники рисования – «Каракули» или «Каляки-маляки». Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж». Наверное, кто-нибудь из вас, делает то же самое.

Слушают, смотрят, запоминают.

- Рисунок, карикатура…

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.).  

https://st3.depositphotos.com/1037178/12828/v/950/depositphotos_128288502-stock-illustration-scribble-art-vector.jpg 1 этап

Начало раскрашивания  2 этап

https://sun9-6.userapi.com/c9801/u15776067/-14/y_88d009e1.jpg3 этап

Учитель проводит творческий процесс, комментируя действия учеников.

1 этап

- Каждый возьмите в руки один мелок пастели любого цвета и встаньте вокруг стола, на котором лежит большой лист бумаги (ватман). Под музыку вы идете по кругу в правую сторону друг за другом, а правой рукой цветным мелком проводите линии в любом направлении, различного характера, старайтесь не отрывать мелок от бумаги. Свободно проводите линии, они будут пересекать друг друга. Не обращайте внимание. Стоп музыка. Остановитесь.

2 этап

- Теперь можно поменять цвет пастельного мелка.

Под музыку вы вновь идете (уже медленнее) вокруг стола друг за другом, но теперь внимательно ищите в этом круговороте линий знакомые формы: круги, ромбы, овалы, треугольники и закрасьте их. Стоп музыка. Остановитесь.

3 этап

- Вновь можно поменять цвет пастельного мелка, а можно взять в руку несколько мелков разного цвета. Под музыку вы двигаетесь еще медленнее друг за другом в таком же порядке. Теперь внимательно рассмотрите свои каракули. «Вкючите» все свое воображение, поищите среди этого множества линий и пятен какие-либо образы, обведите, дорисуйте их. Ели вы не успели дорисовать, обрисовать увиденный вами образ, не расстраивайтесь, его дорисует ваш одноклассник или одноклассница. Стоп музыка.

 Учитель сам определяет время каждого этапа.

Коллективная работа готова, как можно назвать это панно?

Внимательно слушают учителя, выполняют все действия по порядку. Дети фантазируют, воображают. Отвечают на вопросы учителя.

- «Каляки – маляки»

- «Шуры – муры»

- «Фантазия»

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Для создания ситуации успеха обязательное фото детей в руках с коллективной работой.

8 ЭТАП Домашнее задание.  Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда,  а  максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.