Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Широбокова Наталья Борисовна

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в орнаменте русской вышивки отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_kartia_uroka-rushnik5b.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения

на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

исследовательский урок

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Символика русских рушников(06.10.2018)

Цель урока

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в орнаменте русской вышивки отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные термины, понятия

Рушник, кружево,орнамент,пава(рыина),солярный знак

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные

Уметь сравнивать, оценивать символические образы, декор рушников, выполненых разными мастерами, распознавать и называть уже знакомые ранее символические образы ;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для данного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Образцы фрагментов рушников, компьютерная презентация, краски, фломастеры, ножницы, клей

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организационная часть

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Цели:

выявить

место затруднения

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.

Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи.

Вкючение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.

Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

-Мы продолжаем знакомство с народным искусством. И сегодня мы попробуем угадать о каком промысле пойдет речь. Просмотр слайдов.

-Прочитайте цель нашего сегодняшнего урока(презентация)

-Ответьте на вопрос: какой язык считается самым древним?(в презентации две подсказки)

-Просмотр слайдов с древними образами на черепках найденных археологами при раскопках курганов, прялках, вышивке и т. д.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Ответы детей—везде орнамент, не один предмет не обойден вниманием, а в орнаменте уже знакомые нам образы)

-Что это за предмет народного быта, мы с ним встречались изучая интерьер крестьянского жилища? (рушник на слайде)

- Итак,попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

- «Символика русских рушников».

Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить несколько новых образов:

-что это за образ?(женский)

-что он символизировал?(рассуждаем)

- знакомый уже образ….коня.

Что символизировал?

-еще один новый образ—ПАВА или РЫБИНА

-крылатый пёс Симаргл-Переплут(охранитель посевов)

-рассматриваем композицию «ЛАДЬЯ»

-делаем выводы( на слайде)Что нового мы узнали об орнаменте?(обрядовое значение, ему поклонялись и передавали из поколения в поколение)

-можно предположить , что и выбор цвета  то же символичен. Какой цвет преобладает и что он  что он мог бы обозначать ?


Подготовка к творческой работе.

Нам нужно выполнить проект рушника с имитацией выщивки икружева

Работа индивидуальная 

Рассматриваем лучшие работы учащихся прошлого года.

Определяем последовательность выполнения задания:

-как выполнить имитацию кружева?

-как выполнить имитацию вышивки(где расположить)?

Рассмотри раздаточный материал—стилизованное изображение элементов орнамента

Обрати внимание, что в орнаменте эти элементы чередуются и повторяются через определенный интервал

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

Что же нового мы сегодня узнали на уроке ?

Закрепление знаний полученных на уроке

Ответы учащихся:

-узоры не ради украшения выполнялись, они имели обрядовое значение

-узнали что обозначают образы в узорах русских вышивок

-как их стилизовать

Домашнее задание.

Принести формат А4, кисти, краски.

Уборка рабочих мест.

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Осознанно слушают

Учащиеся объединяются  в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки

Слушают и выполняют задания;

Формулируют

задачи, которые предстоит решить на уроке

Осознанно слушают

Под руководством учителя выявляют место затруднения

используя метод информационного поиска дополняют ответы

Демонстрация остальным учащимся работ вывешенных на доске

Участие в беседе

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

ЛУУД:

действие  смыслообразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.

Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)

Умение владеть монологической формой речи (КУУД)

Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Поиск и выделение необходимой информации

(ПУУД)

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)

Смысловое чтение

(ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса

Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"

Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках...