Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Антипина Валентина Николаевна

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материалы, таблица с этапами урока.

Таблица технологической карты содержит этапы урока, задачи этапа, деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД,

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н. г. Ульяновска

Технологическая карта учебного занятия

по изобразительному искусству в 5Р классе

Автор: Антипина В.Н., учитель высшей категории.

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»

ТДЦ: 1. - Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

- Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

2. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование: компьютер, экспозиционный экран, диск с фильмом «Народные художественные промыслы», презентация «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, таблицы по народным промыслам.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

•        Информационно-коммуникативный

•        Деятельностный

  1.     Проблемный

Изделие: игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организация класса

1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1. Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.

2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?

3. Показываю презентацию (повторяем образы в вышивке, прялке и др.)

4. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

Предлагаю открыть учебники.

1. Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах.

Познавательные УУД: 

 - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.

3. Изучение нового материала

1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?».

2.Демонстрирую слайды в презентации и сообщаю тему урока.

3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

4. Постановка художественной задачи.

5. Показываю  приёмы и последовательность выполнения одной игрушки (показываю фрагмент фильма «Народные художественные промыслы»).

1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. 

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

- осуществляют самоконтроль.

4. Закрепление новых знаний  и способов действий.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы  освоения материала, провести коррекцию.

1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов.

2. Обеспечить контроль

за  выполнением задания.

1. Овладевают  новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

ЛичностныеУУД:

осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа  игрушки и украшение  её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки).

Коммуникативные УУД:

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

Метапредметные связи:

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

5. Этап контроля

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

1. Дать инструкцию по выполнению диагностической работы.

2. Предлагаю  рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования.

3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда в рабочей тетради.

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради.

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные  УУД:

рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД:

осуществляют пошаговый контроль по результату.

6. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

Регулятивные УУД:

осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

6. Итог урока.

 Рефлексия.

1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают  рабочее  место.

Коммуникативные УУД:

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД:

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

"Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме: «Традиции чаепития в России и Англии».

ТемаEnglish tea and Russian Tea (традиции)Тип учебного занятияучебное занятие общеметодологической направленностиЦель учебного занятияОсвоение новой информации, дополнительного лексического мате...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...

Технологическая карта учебного занятия по теме: "Celebrations" в 5 классе

Конспект урока составлен на базе УМК "Английский в фокусе-5"...